Цель:
- познакомить с видами подчинительной связи в многочленных СПП;
- формировать умения: определять вид и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложения.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Повторение.
- Устный фронтальный опрос по теме "Сложноподчиненное предложение"
1.Дать определение СПП.
2.какие способы связи предикативных частей СПП существуют?
3.В чем отличие союза и союзного слова?
4.Какой тип придаточного присоединяется к главному только союзным словом? Приведите примеры таких СПП.
5.Какие группы СПП можете назвать? По какому признаку их выделяют?
- Практическая работа.
На рабочем листе дан текст (см. приложение №1).
Найдите в нем СПП с 1 придаточным, запишите их, выделите грамматические основы, вычертите схемы, определите тип придаточного.
(Параллельно проводится работа по повторению тем, вызвавших затруднение на предыдущей диагностической работе и по подготовке к ГИА)
1) Когда он [Чичиков] встyпил в широкие неосвещённые сени, от них подуло холодом как из погреба.
- СПП с придаточным времени
- Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом (погреб)
4) Он заметил, что по стенам навешено было весьма тесно и бестолково несколько картин.
- СПП с придаточным изъяснительным
5)С середины потолка висела люстра в холщовом мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк.
- СПП с придаточным определительным
- Какой частью речи является слово "в котором"?
8) Не надо было приглядываться, чтобы заметить высовывавшийся оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.
- СПП с придаточным цели.
3. Объяснение нового материала.
В этом тексте кроме СПП, состоящих из 2 предикативных частей - главной и придаточной - есть СПП в состав которых к главной части присоединено несколько придаточных.
Такие синтаксические конструкции называются многочленными сложноподчиненными предложениями или СПП с несколькими придаточными.
1. Постановка цели урока
На уроке должны
Узнать:
- какие виды подчинительной связи возможны в многочленных СПП;
- какие пунктуационные правила определяют постановку знаков препинания в многочленных СПП.
Научиться:
- определять вид подчинительной связи между предикативными частями;
- правильно ставить знаки препинания в многочленных СПП;
2. Последовательное подчинение.
Выписать из данного текста предложение №2.
2) Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную жёлтым светом, который выходил из-под щёлки, что находилась в низу двери.
- Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.
Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную и вертикальную.
Как располагаются придаточные? 1придаточное, следующее непосредственно за главным, называют придаточным 1 степени. Следующее придаточное - придаточным 2 степени.
Такой тип подчинительной связи называется
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ
Указать придаточное 1 степени и 2 степени.
3. Однородное подчинение.
Выписать предложение № 3
3) Казалось, что в доме происходило мытье полов, что сюда на время нагромоздили всю мебель.
Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.
Вспомни!
Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одинаковыми членами предложения? (однородные) =>
Придаточные, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову и являющиеся придаточными одного типа (н-р, изъяснительными) являются :::., а вид связи предикативных частей называется ::..
ОДНОРОДНЫМ СОПОДЧИНЕНИЕМ.
Начертить вертикальную схему СПП.
Вспомни!
Когда однородные члены предложения разделяются запятыми? Когда между ними запятая не ставится?
На СПП с определительным соподчинением распространяется то же правило.
Выписать предложение № 6, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных.
6)В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах.
Какой вид подчинительной связи использован в предложении?
Объясните знаки препинания между придаточными, Начертить вертикальную схему СПП.
4. Параллельное (неоднородное) соподчинение.
Выписать предложение № 9, выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную.
9) Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый поношенный колпак, лежавший на большом столе.
*выпишите словосочетания мест.. +существительное , определите вид подчинительной связи
Почему нельзя назвать эти придаточные однородными?
Если придаточные поясняют РАЗНЫЕ слова главной части, речь идет о
ПАРАЛЛЕЛЬНОМ (НЕОДНОРОДНОМ) СОПОДЧИНЕНИИ
Начертить вертикальную схему СПП
4. Промежуточный итог.
Назовите виды подчинительной связи в многочленном СПП.
4. Закрепление.
Выписать предложение № 9,
7) Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки касавшегося становились похожими на перчатки.
- Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.
- В речи какого стиля используется союз ИБО? Замените его стилистически нейтральным синонимом.
Выделить ГО, указать средства связи, типы придаточных, начертить схему горизонтальную, вертикальную. В чем особенность этого предложения?
5. Подведение итогов.
С отрывком из какого произведения мы работали на уроке? Назовите его автора.
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
6. Д/З: параграф 22, выписать в словарь виды подчинительной связи и схему к каждому виду, Упр. №209