Цели:
- формирование речевой компетенции учащихся;
- развитие речевых способностей и повышение уровня их языковой компетенции;
- умение выделять главные члены предложения, определять способы их выражения.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя: эмоциональный настрой учащихся. (Музыка фоном)
Хорошие снежные зимы в России! В декабре припорошит зима землю снежной шубкой. Будет отдыхать земля, набирать силу.
В январе непогоду сменят ясные дни. Заблестят на солнце глубокие сугробы, скроются подо льдом большие реки и маленькие речонки.
А в феврале налетят вьюги да метели. Поэтому и называют этот месяц лютым снежнем и кривыми дрогами. Метель наделает столько изгибов, столько поворотов.
2. Сообщение темы и целей урока, обращение к эпиграфу, знакомство с лексическим значением нового слова
Сегодня на уроке мы рассмотрим слово метель во всем многообразии его значений, измеряя его глубину и речетворческую перспективу, потому что (обращение к эпиграфу, который записан на доске)
Слово всегда глубинно – перспективно…
А.Ф.Лосев.
А перспектива (слово записано на доске) – это будущее, ожидаемое; планы, виды на будущее. Значит, речетворческая перспектива – это роль слова в словосочетании, предложении, тексте; план, в котором оно может выступить. Параллельно мы будем работать с главными членами предложения, так как мы с вами начали изучение темы “Двусоставные предложения”.
3. Работа по теме урока.
1) Индивидуальная работа. Двум учащимся дается задание подчеркнуть главные члены
предложения и надписать, какими частями речи они выражены в тексте, с которого учитель
начал урок. (Тексты учащимся раздаются)
2) Работа со стихотворениями С.Есенина, С.Я.Маршака, текстом Н.Ефимовой.
Сейчас предлагаю провести коммуникативную разминку, где работать будем со стихотворением С.Есенина “Поет зима – аукает”.
Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте строчки, где говорится о метели.
- Почему в первом случае автор употребляет слово метелица, а во втором – вьюга?
Работа со словарем синонимов, толковым словарем.
Давайте посмотрим, какие синонимы к слову метель предлагает словарь синонимов.
А теперь выясним значения слов метель и вьюга по толковому словарю.
На прошлом уроке мы с вами работали с текстом Н.Ефимовой “Буран”. Найдите в этом тексте строчки, которые говорят о приближении этого природного явления. (С утра солнце слепило глаза, а к вечеру на востоке показалось белое облачко. Оно быстро приближалось и несло с собой ненастье. В последний раз появился из-за облака бледный луч солнца, и гигантская снеговая туча задернула густой пеленой всю окрестность).
Выясним значение слова буран по словарю.
А вот как С.Я.Маршак говорит о зимнем природном явлении – пурге. (Стихотворение записано на доске).
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
- Каково же лексическое значение слова пурга ? (Выясняется по толковому словарю).
Таким образом, мы увидели, как у разных поэтов и писателей в текстах работают синонимы: метель, пурга, вьюга, буран. И ещё мы заполнили лексическое значение слова метель в нашей речетворческой карте. <Приложение1>
Продолжаем работать со стихотворением С.Есенина “Поёт зима – аукает”.
- Какова основная мысль поэтического текста?
- Какие выразительные средства использует поэт для создания образа метели?
- А какие ещё олицетворения можно бы было здесь употребить? (Воет, стонет, ревёт)
Предлагаю вам восстановительное списывание. Нужно восстановить пропущенные члены предложения. Сказуемые должны являться глаголами, оживляющими природу.
Метель.
Несмотря на оттепель, к вечеру? метель. Снег ? , ? во тьме, ложась на крыши домов.
Ветер ? могучими порывами, проносясь _ _ _ , свистя _ _ _, бросаясь _ _ _, швыряя _ _ _
( Несмотря на оттепель, к вечеру разыгралась метель. Снег заплясал, закружился во тьме, ложась на крыши домов. Ветер налетал могучими порывами, проносясь мимо дворов, свистя в окна и двери, бросаясь снежными хлопьями, швыряя серебряную пыль в лицо прохожим). (По С.Смирнову)
Индивидуальное задание.
Учащийся выписывает предложения из стихотворения С.Есенина, где говорится о метелице и вьюге, подчеркивает грамматическую основу в них.
3. Ассоциативное значение слова метель.
- Каково же ассоциативное значение слова метель? (Страх, холод, колючий снег, тьма, вихрь, ураган, шторм). (Значение вносится в речетворческую карту)
4. Перцептивное значение слова метель.
Судя по тому, что мы сейчас обсуждали, можно обнаружить перцепцию данного слова.
Напоминаю, что перцепция – это значение, связанное с чувственным восприятием. Наполним слово метель звуком. (Стук, рев, плач, вой, шум). (Заполняется речетворческая карта).
В подтверждение этого прочитаем и определим звук метели в стихотворении А.С.Пушкина “Зимний вечер”.
Индивидуальное задание.
Выписать из стихотворения А.С.Пушкина “Зимний вечер” грамматические основы всех предложений.
- Каков цвет метели? (Невидимый, белый, серый). (Заполняется речетворческая карта).
Читаем 1 и 2 строфы стихотворения П.А.Вяземского “Метель”. Давайте попробуем определить характер этого ненастного явления. (Неудержимый, порывистый, безжалостный, сильный, вольный). (Заполняется речетворческая карта).
ФИЗМИНУТКА.
5. Ассоциативные шаги. Индивидуальное задание.
Попробуйте между двумя отдаленными понятиями установить ассоциативный переход длиной в несколько шагов. ПУРГА – ЛЕС.
6. Индивидуально – авторское значение.
Нам предстоит выяснить индивидуально – авторское, образное значение слова метель. Оно выявляется благодаря перцептивному. Итак, кем или чем и какой представляется вам метель.
(Страшной ведьмой, суровой колдуньей, снежной королевой, царицей, властной хозяйкой).
(Заполняется речетворческая карта).
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ “Ассоциативные шаги”.
4. Домашнее задание.
1. (Индивидуально) Написать сочинение по ассоциативному ряду, озаглавить сочинение.
2.(Индивидуально) Оформить на альбомном листе речетворческую карту, дополнив её мифологическим значением и художественным из любого стихотворения, анализируемого на уроке.
5. Работа по восстановлению единого текста.
Следующее задание позволит проверить, насколько вы бываете внимательны на уроках литературы, насколько вы умеете вслушиваться и всматриваться в слова, словосочетания и предложения.
Перед вами псевдотекст. На первый взгляд кажется, что текст принадлежит одному автору, что он логичен и последователен, предложения связаны по смыслу. Возможно. Давайте его прочитаем.
1. Ветер между тем час от часу становился сильнее.
2. Поднялась метель.
3.Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо.
4. В воздухе забелело.
5. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями.
6. Ветер завыл; сделалась метель.
Если вы внимательны, то вам легко удастся сейчас разбить текст на разрозненные предложения, а затем собрать их в два единых по содержанию текста.
(1, 3, 5, 6 – А.С.Пушкин)
(2, 4 – Н.В.Гоголь)
6. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему “Белая метелица”, используя материал, услышанный на уроке, и ввести в свой текст образные средства А.С.Пушкина “снежное море”, С.Есенина “седые облака”, Н.Ефимовой “снеговая туча”. Подчеркнуть грамматические основы предложения.