Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Тема урока: "Состав слова"

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Ключевые слова: состав слова


Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.

После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.

Разобрать слово по составу - не всегда лёгкое занятие.

Значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная «архитектура» порой аж захватывает дух; сказочная биография отдельных простеньких слов поражает; а разбор слова по составу становится нередко настоящим детективным поиском.

Но в этом словообразовании скрыты строгие закон языка, схемы и точный анализ. Оказавшись «внутри слова», можно узнать, из чего оно сделано, как скроено; приобрести твёрдые языковые навыки, лингвистическое чутьё, узнать много интересного (и не только по словообразованию). Практический: правильно написать его, точнее представить значение и грамматические свойства, а иногда и проникнуть в его историю.

Перед разбором слова нужно установить «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где основа и окончание, и всё это на фоне родственных слов в сравнении с аналогичными по своему строению словами. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. Слов без корня не бывает (разве только удивительное вынуть) - это центр слова. Может не быть суффикса, приставки, окончания, но корень есть всегда.

Как растут слова

Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово - корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.

С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном. (Е.Измайлов)

Если словообразовательная сила греков и римлян заключена в силе приставок, английского - в переводе слов из одной части речи в другую, то мощь и гибкость русского языка обусловлены не в последнюю очередь немыслимыми комбинациями создания слов с помощью приставок и суффиксов. Именно это даёт нашему языку превосходство над другими европейскими языками по богатству и разнообразию словопроизводства. Для русского языка (для русского глагола, в частности) самые большие возможности предоставляет образование новых слов с помощью приставок. В своей практике я использую «Копилку приставок», которая постоянно пополняется из класса в класс. Например, предлагаю на уроке по вариантам корни бег- и ход. Учащиеся высыпают перед собой из конвертов карточки, с записанными на них приставками и записывают в тетрадь вновь появившиеся слова, выделяя при этом использованную приставку.

Проверку можно произвести различными игровыми способами: «Эстафета», «Внимание, какое слово забыли?» и т.п. Существует очень много приставок, у них разное значение. Вот, например, приставка в- означает движение внутрь, вы- изнутри, за- начало, до- завершение действия. Для лучшего запоминания приставок использую на уроках стихотворения и сказки о частях слова, даю домой задания по словообразованию, не ограничивая при этом «полёт фантазии» ребёнка и родителей. Им нравятся такие упражнения, которые проходят даже в виде соревнования между ребёнком и взрослым. Что же касается правописания приставок, то тут ничего не поделаешь: их приходится просто запоминать, благо не так уж их много. Вот они:

без - (бес-), вз - (вс-, взо-), воз -(вос-), вы -, до -, за -, из -(изо-, ис-),
на -, над-(надо-), не-, недо-, низ-, нис-, о-, об-(обо-), от-(ото-),
пере-, по-, под-(подо-), пра-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, раз-(разо-),
рас-, роз-(рос-),с-(со-), су-, у-, через-(чрез-, черес-).

Знакомство с приставками идёт со 2 класса в наглядной или игровой форме. Например, учитель предлагает детям посмотреть на, то, что он будет делать и назвать это действие:

- Наливает воду в стакан.

- Выливает воду из стакана.

- Переливает из стакана в стакан.

- Разливает воду по стаканам.

- Доливает воду в стакан.

- Поливает водой цветы.

Затем, учитель спрашивает учащихся: перечислите действия, которые я совершила. Чем похожи слова? Что стоит в словах перед корнем?

Послушайте сказку о девочке Приставке, и вы поймёте почему приставки пишутся со словами слитно.

В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У нее была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды. Слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шел к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенек и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.

В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, а впереди держит свой волшебный фонарик. Освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идет впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них даже приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились и так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА. С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и ее волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.

1. В качестве закрепления проводится работа со словами-антонимами

- У девочки Приставки новые фонарики, но она не может понять, какому слову какой фонарик подходит. Помогите приставкам встать на свое место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить - отклеить

  • ПРИНЕСТИ - …
  • ВСКОЧИТЬ - …
  • ВОГНУТЬ - …
  • ВПОЛЗТИ - …
  • ПРИВЕЗТИ - …
  • ВПОРХНУТЬ - …
  • ПРИВЯЗАТЬ - …
  • ВПУСТИТЬ - …
  • ОТКЛЕИТЬ - …

2. Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.

- Замените словосочетание словом с приставкой.

Образец: часы на стене - настенные часы

  • час перед рассветом - …
  • переход под землей - …
  • повязка на руке - …
  • камни под водой - …
  • шаг без шума - …
  • совет без пользы - …

3. Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками

- Учитель выставляет на доску картинки, изображающие девочку Приставку и медвежонка Торопыжку.

- Прочитайте диктант медвежонка Торопыжки (запись на доске) и помогите девочке Приставке исправить в нем ошибки

Мальчик вышел в дом.

Птичка перелетела к гнезду.

Ученик списал на доске.

Оля вырисовала в альбоме льва.

Шофер подвел машины ключом.

Коля накрыл дверь ключом.

Мама закрыла на стол и вызвала всех обедать.

4. Работа по развитию связной речи

- Составьте рассказ-описание по картинке, которую нарисовала девочка-Приставка.

- В зависимости от времени года выбирают рассказы «Осень», «Зима», «Весна». Дети второго класса составляют рассказ устно с опорой на схему описательного рассказа. Учащиеся третьего класса составляют описательный рассказ устно, анализируют его и записывают на индивидуальных листах

- Найдите в рассказе слова с приставками и укажите их. Скажите, к какой части речи относятся эти слова. Подберите к словам с приставками родственные слова.

Итог урока.

- Назовите сначала слова-предметы, а затем слова-действия с приставками.

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом-домишко-домино; брат-браток-братец-братишка-братик. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка). Суффиксы - ист, - тель, - ик, - ник, - изм, - арь всегда говорят о мужском роде. Суффиксы - ость, - изн, - от- указывают на принадлежность к женскому роду. Суффиксы - лив, - ическ- бывают только у прилагательных, а - о и у наречий. Суффиксы - арь, -ист, -щик указывают на профессию. Есть «ягодные» суффиксы: -ик- (голубика, черника, клубника),
«мясные»: -ин- (баранина, свинина, телятина).

Подобно работе с «Копилкой приставок» проводится работа на уроках и дома с «Копилкой суффиксов». «Копилка» пополняется всё новыми суффиксами. Вот некоторые из них: - онок (- ёнок), -ик, -ек,- ер, -ищ, -ин, -чик, -ик, -к, -ок, -ор, -тель, - онк, -ник, -ниц, -ист, -изм, -арь, -лив, -ическ, -изн, -ость, -от, -ишк, -чанин, -ар, -яр, - ун, ец, -очк, -ечк, -щик, -инк, -ушк, -ив, -ак, -як и т.д.

Обогащение словаря профессий. Знакомство с суффиксами -ОР-, -ТЕЛЬ-

  • Человек, который работает на радио или на телевидении (диктор).
  • Он в школе самый главный (директор).
  • Он проверяет и продает билеты в транспорте (кондуктор).
  • Он читает лекции для студентов или ученых (лектор).

Суффикс «-ТЕЛЬ-»:

  • Он работает в школе (учитель).
  • Он пишет рассказы, сказки, повести, романы (писатель).
  • Он спасает людей (спасатель).
  • Он строит дома (строитель).

Знакомство с суффиксами -ОНК-, -НИК-, -НИЦ-

Посмотрите на картинки. Назовите предметы посуды, в которых хранятся или подаются на стол эти продукты. Запишите названия эти предметов. Выделите суффиксы, с помощью которых они образованы.

Картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.

Итог урока

Назовите суффиксы, о которых вы узнали на занятии. Что они обозначают? Для чего они нужны?

В качестве закрепления знаний о частях слова проводится

Игра «Что это такое?»

Учитель раздает детям карточки с написанными на них частями слов

Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?

Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый.

Составьте слова из названных частей (белый, изба, грузчик, перелет, вагончик, избушка)

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов и названий профессий.

Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: «Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!» на том и порешили.

Закрепление знания о приставках.

Итак, первое задание - от приставок. Расположите слова под надписями«крепко» и «насквозь».

Слова: приколол, промерз, пролил, прибил, прошил, прогрыз, пролез.

Закрепление знания о корне слова.

Приставки рады. Вы быстро справились с их заданием. Теперь очередь за корнем.

Прочитайте на карточках слова и отыщите их корни.

Карточки:

ПОД……ОВИК

ПО……КА

……НИЦА

……КА

ПО……КА

ПОД……НИК

ПОД……КА

ПОД……

……ИКИ

ПО……КА

ПЕРЕ……ИЦА

ПРИ……

Корни для справок: -буд-, -сказ-, -суп-, -говор-, -ход-, -нос-, -вал-, -друг-, -берез-, окон-, -дел-, -сад-.

Ответы: подберезовик, будка, подсказка, посадка, поделка подвал, переносица, супница, подоконник, ходики, приговор

Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов.

От словосочетаний (запись на доске) образуйте слова-предметы, добавив суффикс -к-.

Образец: посадить деревья - посадка.

Учитель выставляет на доску карточку с суффиксом -к-.

Словосочетания:

  • рубить лес -
  • побелить стены -
  • подкормить посевы -
  • сушить сено -
  • засолить огурцы -
  • обработать огород -

Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Части слов очень довольны они убедились, что все важны и все знакомы детям. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое совместное задание.

Разберите по составу данные слова.

Слова: переезд, прочитал, сено, девочка, голосок, пересказал, горочка, столик, зима, прочитала, замерзла, прибежал, звонок, объезд, лисенок.

Развитие навыков морфологического анализа и синтеза.

Составьте слова из отгадок головоломок.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ, Корень, как у слова КОВАТЬ. Окончание в слове СОВА.

Что это такое? … подкова.

Корень попрошу у слова МАНИТЬ. Окончание у слова ЛИСА.

Суффикс у слова КНИЖКА,

Приставку возьму у слова ПРИВЕЗТИ

Что получится? … приманка.

Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеурочной работе.

Используемая литература

  1. В.Волина «Весёлая грамматика». - М., 1995.
  2. Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах». - М., 1971.