Многозначные слова

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык, многозначные слова


Предмет: Русский язык.

Класс: 5.

Цель урока:

  • Создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение многозначных слов.
  • Сформировать у учащихся первоначальное представление о многозначности слова, развить устную связную речь, отработать навыки правильного орфографического письма.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;
  • усвоить материал о многозначных словах;
  • усвоить понятие «словарная статья».

Развивающие:

  • закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;
  • сформировать умение пользоваться словарём;
  • сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию внимательности, усидчивости, любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.

Метапредметные:

  • Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
  • Познавательные: уметь отличать новое от известного, делать выводы.
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.

Предметные: Знать определение понятий «многозначные слова», уметь находить многозначные слова в текстах.

Оборудование: чистые листки, тесты фломастеры, толковые словари.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Сценарий урока

1. Организация учебной деятельности. Психологический настрой

Добрый день, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

2. Мотивационный этап

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы. Ребята, исправьте орфографические ошибки:

Самолёт

 автобус

 корабль

Экипаж

 автомабиль

 ленкор

Жаворонок

 мотоцикл

 кисть

Парашут

 конь

 бойдарка

Аэропорт

 трамвай

 лотка

Дирежабль

 тролейбус

 крейсер

- Итак, вы определили орфографические ошибки,а в каждой тематической группе было найдено лишнее слово ,не соответствующее общему лексическому значению слов.

- Что у вас получилось? (жаворонок, конь, кисть). Мне больше понравилось слово: кисть. Составьте с этим словом словосочетание и нарисуйте на листе иллюстрацию к этому словосочетанию. Дети рисуют, учитель проверяет.

- А теперь поднимите свои рисунки. Отчего же у вас разные рисунки? Слово же было одно?

Дети: У этого слова несколько значений?

Учитель: А несколько это сколько?

Дети: много.

Учитель: А как вы назвали бы такие слова?

Дети: Многозначные слова.

 - Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова).

- Чему мы должны сегодня научиться?

3. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Вопросы:

- Какой иглой нельзя шить?

- Какую шляпку нельзя надеть на голову ?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

(Например, Опавшие иглы говорили о болезни дерева.)

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.

4. Первичное закрепление

(Умение отличать новое от уже известного)

Какие из данных слов являются однозначными, а какие многозначными? Используйте толковый словарь.

Айсберг, изморозь, ретивый, шарада, коса, снеговик, шляпка, хвост, земля.

Определите лексическое значение слова свежий: свежая газета, свежий фильм, свежие обои, свежее бельё, свежее молоко, свежие розы, свежее утро, свежий ветер.

Вывод: многозначными могут быть не только имена существительные.

5. Физкульминутка

- Давайте немного отдохнем.

Буратино потянулся,
Встал на ножки, повернулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключ он не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

- Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей)

- Что искал Буратино? (Ключ)

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону

1. Прочитайте словосочетания.В каких выделенных многозначных словах общим в лексических значениях является:

1) форма предмета

2) характер действия?

  • Шляпка гриба; соломенная шляпка.
  • Барабанить в барабан; барабанить в дверь.
  • Гребень горы; гребень петуха.
  • Варить сталь; варить обед.

2. Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-й тест для тех, кто сомневается; 2-й тест для тех, кто уверен в себе.

- В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

- В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

- Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать.

(Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).

Тест №1

1. Подчеркни однозначное слово.

Вьюга.корень, лисичка ………….

2. Подчеркни многозначное слово.

Снеговик, земля, слон ……….

3. Отметь +, многозначные слова:

- имеют одно значение;
- имеют много значений;
- имеют одинаковые корни.

4. Как называются слова типа «ручка». Отметь + .
- однокоренные;
- однозначные;
- многозначные.

Тест №2

- Закончите предложения: 

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика);
  2. Любое слово имеет……значение
  3. Смысл, который подразумевает говорящий при произнесении слова, называется……….. (лексическим значением);
  4. Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными);
  5. Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными).

(Правильные ответы на доске)

7. Итог урока

Учитель читает загадку и задает вопрос.

На согретой солнцем тропке
Заблестев как светлячки,
Разлетелись из коробки
Остроклювые жучки-
Металлические ----------(кнопки)

- Какое это слово по значению? Докажите. (Кнопка канцелярская, кнопка звонка, кнопка-застёжка.) Слово многозначное.

8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. - Выполнили ли мы её?

- Наш урок подошёл к концу.

Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.

  • Теперь я знаю…
  • Теперь я умею…
  • Мне было интересно…
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…

Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.

9. Домашнее задание