Предмет: Русский язык.
Класс: 5.
Цель урока:
- Создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение многозначных слов.
- Сформировать у учащихся первоначальное представление о многозначности слова, развить устную связную речь, отработать навыки правильного орфографического письма.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;
- усвоить материал о многозначных словах;
- усвоить понятие «словарная статья».
Развивающие:
- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;
- сформировать умение пользоваться словарём;
- сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию внимательности, усидчивости, любви к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.
Метапредметные:
- Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- Познавательные: уметь отличать новое от известного, делать выводы.
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.
Предметные: Знать определение понятий «многозначные слова», уметь находить многозначные слова в текстах.
Оборудование: чистые листки, тесты фломастеры, толковые словари.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Сценарий урока
1. Организация учебной деятельности. Психологический настрой
Добрый день, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.
2. Мотивационный этап
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы. Ребята, исправьте орфографические ошибки:
Самолёт |
автобус |
корабль |
Экипаж |
автомабиль |
ленкор |
Жаворонок |
мотоцикл |
кисть |
Парашут |
конь |
бойдарка |
Аэропорт |
трамвай |
лотка |
Дирежабль |
тролейбус |
крейсер |
- Итак, вы определили орфографические ошибки,а в каждой тематической группе было найдено лишнее слово ,не соответствующее общему лексическому значению слов.
- Что у вас получилось? (жаворонок, конь, кисть). Мне больше понравилось слово: кисть. Составьте с этим словом словосочетание и нарисуйте на листе иллюстрацию к этому словосочетанию. Дети рисуют, учитель проверяет.
- А теперь поднимите свои рисунки. Отчего же у вас разные рисунки? Слово же было одно?
Дети: У этого слова несколько значений?
Учитель: А несколько это сколько?
Дети: много.
Учитель: А как вы назвали бы такие слова?
Дети: Многозначные слова.
- Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова).
- Чему мы должны сегодня научиться?
3. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Вопросы:
- Какой иглой нельзя шить?
- Какую шляпку нельзя надеть на голову ?
- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?
- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.
(Например, Опавшие иглы говорили о болезни дерева.)
- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.
4. Первичное закрепление
(Умение отличать новое от уже известного)
Какие из данных слов являются однозначными, а какие многозначными? Используйте толковый словарь.
Айсберг, изморозь, ретивый, шарада, коса, снеговик, шляпка, хвост, земля.
Определите лексическое значение слова свежий: свежая газета, свежий фильм, свежие обои, свежее бельё, свежее молоко, свежие розы, свежее утро, свежий ветер.
Вывод: многозначными могут быть не только имена существительные.
5. Физкульминутка
- Давайте немного отдохнем.
Буратино потянулся,
Встал на ножки, повернулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключ он не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?
- Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей)
- Что искал Буратино? (Ключ)
- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону
1. Прочитайте словосочетания.В каких выделенных многозначных словах общим в лексических значениях является:
1) форма предмета
2) характер действия?
- Шляпка гриба; соломенная шляпка.
- Барабанить в барабан; барабанить в дверь.
- Гребень горы; гребень петуха.
- Варить сталь; варить обед.
2. Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-й тест для тех, кто сомневается; 2-й тест для тех, кто уверен в себе.
- В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.
- В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.
- Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать.
(Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).
Тест №1
1. Подчеркни однозначное слово.
Вьюга.корень, лисичка ………….
2. Подчеркни многозначное слово.
Снеговик, земля, слон ……….
3. Отметь +, многозначные слова:
- имеют одно значение;
- имеют много значений;
- имеют одинаковые корни.
4. Как называются слова типа «ручка». Отметь + .
- однокоренные;
- однозначные;
- многозначные.
Тест №2
- Закончите предложения:
- Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика);
- Любое слово имеет……значение
- Смысл, который подразумевает говорящий при произнесении слова, называется……….. (лексическим значением);
- Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными);
- Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными).
(Правильные ответы на доске)
7. Итог урока
Учитель читает загадку и задает вопрос.
На согретой солнцем тропке
Заблестев как светлячки,
Разлетелись из коробки
Остроклювые жучки-
Металлические ----------(кнопки)
- Какое это слово по значению? Докажите. (Кнопка канцелярская, кнопка звонка, кнопка-застёжка.) Слово многозначное.
8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций
- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. - Выполнили ли мы её?
- Наш урок подошёл к концу.
Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.
- Теперь я знаю…
- Теперь я умею…
- Мне было интересно…
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.