Цели:
1) подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;
2) научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации, развитие творческой самостоятельности;
3) нравственные, эстетические нормы отношения к миру природы, осознание своей ответственности перед будущими поколениями.
Оборудование:
- цветок ромашки (фотография, рисунок),
- текст “Солнце с белыми лепестками” по Ю. Яковлеву,
- карточки-задания,
- бумажные ромашки.
Оформление доски: Тема: Многоаспектный анализ текста.
Цель:
Виды деятельности:
- композиционно-содержательный анализ текста.
- типологический анализ текста.
- стилистический анализ.
- языковой анализ.
Памятка для выбора карточек-заданий:
- синий цвет - усложненные задания.
- зеленый – обычные задания.
- оранжевый – творческие.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Цели, задачи урока.
3. Восстановление деформированного текста. (Текст разрезан на пять частей, каждая из них отмечена какой-нибудь буквой).
- Правильные ответы поощряются лепесточками ромашки, вырезанными из бумаги.
4. Беседа:
- Как вам кажется, данный текст логически завершен? Не требуется продолжения?
- Да, требуется, т.к. он обрывается внезапно.
- А вы не можете ответить, о каком цветке идет речь в данном тексте?
- О ромашке. (Лепесток).
(Учитель добавляет недостающую часть текста)
- Вот теперь мы можем познакомиться с содержанием текста и начать анализ.
5. Учитель выразительно читает текст и предлагает детям самим выбрать задания и объясняет, что они сгруппированы по степени сложности, о чем свидетельствует цвет карточки.
(Простые задания проверяют 2 ученика- консультанта)
Задания выполнены.
6. Анализ текста.
Композиционно-содержательный.
Тема текста “Как могло случиться, что исчез один из самых распространенных цветов на Земле?”
Главная мысль - безжалостное отношение к природе способствовало его уничтожению.
Количество микротем:
- Дети нашли цветок.
- Никто ничего о нем не знает.
- Бабушка помнит.
- Не уберегли ромашку.
Стилистический анализ текста.
Задача речи выполнена. Нарисована живая картина первой встречи с незнакомым цветком, удивление от этой встречи, увлекательный рассказ бабушки о ромашке.
Стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность - также можно отметить в данном тексте.
Происходит событие вполне возможное в реальной жизни- дети нашли неизвестный цветок и пытаются узнать у взрослых, как он называется.
Очень образно описание цветка “Белое колесико с желтой сердцевинкой” или “маленькое солнце с белыми лучами” Вызывают определенные эмоции слезы бабушки и непонимающие глаза детей, когда она говорит о том, что ромашка безжалостно уничтожалась.
Языковыми средствами текста являются слова в переносном значении: новосел, инопланетянин.
Эмоционально – оценочные слова: маленькое, сердцевинкой, колесико.
Глаголы совершенного вида с приставкой – за: зашагали, записал, заметили.
Восклицательные предложения:
- Мы виноваты перед вами, дети!
- Мама, мы нашли странный цветок!
Вопросительные предложения:
- Ты не знаешь, что это за цветок?
- Зачем?
Вывод:
- Перед нами отрывок из художественного произведения.
Находим также и черты иного стиля, который встречается в тексте – разговорного.
Он выполняет функцию общения детей с родителями, соседями, бабушкой.
Типологический анализ текста.
Выделение в тексте ведущего типа речи – повествования с элементами описания.
(Пока выполнялся стилистический анализ, два ученика работали у доски: один составлял план текста, другой чертил схему типологического строения текста.)
Даем им слово.
План:
- Незнакомый цветок.
- Никто не узнает растение.
- Оказывается, он из бабушкиного детства.4.Не уберегли родной цветок.
Типологическая схема строения текста.
П 1.-описание.
О 2.
В 3. -описание.
С 4.
Т
Выполняем языковой разбор отдельных элементов текста.
(Эти задания уже выполнены учащимися, только проверяем.)
Ребята выполняли словообразовательный разбор, синтаксический, лексический и другие виды разборов.
Следующий этап урока – творческие работы учащихся.
1. Необходимо было сопоставить два текста: тот, который мы рассматриваем на данном уроке и текст публицистического стиля о том, что в Якутии во время прилета птиц из южных стран идет их безжалостное уничтожение. (Ответ предполагается устный.)
2. Читается сочинение- размышление на тему: “Права ли эта столетняя женщина?”
3. И, наконец, читается репортаж о данном уроке, написанный самой талантливой девочкой в классе.
Домашнее задание написать сочинение дается в ходе обсуждения задания 2.
Урок окончен. Ребята при выходе из класса иголочками прикрепляют полученные за хорошие ответы ромашки на стенд. Должна получиться большая красивая пятерка.