Многоаспектный анализ текста на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Цели:

1) подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;

2) научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации, развитие творческой самостоятельности;

3) нравственные, эстетические нормы отношения к миру природы, осознание своей ответственности перед будущими поколениями.

Оборудование:

  • цветок ромашки (фотография, рисунок),
  • текст “Солнце с белыми лепестками” по Ю. Яковлеву,
  • карточки-задания,
  • бумажные ромашки.

Оформление доски: Тема: Многоаспектный анализ текста.

Цель:

Виды деятельности:

  • композиционно-содержательный анализ текста.
  • типологический анализ текста.
  • стилистический анализ.
  • языковой анализ.

Памятка для выбора карточек-заданий:

  • синий цвет - усложненные задания.
  • зеленый – обычные задания.
  • оранжевый – творческие.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Цели, задачи урока.

3. Восстановление деформированного текста. (Текст разрезан на пять частей, каждая из них отмечена какой-нибудь буквой).

- Правильные ответы поощряются лепесточками ромашки, вырезанными из бумаги.

4. Беседа:

- Как вам кажется, данный текст логически завершен? Не требуется продолжения?

- Да, требуется, т.к. он обрывается внезапно.

- А вы не можете ответить, о каком цветке идет речь в данном тексте?

- О ромашке. (Лепесток).

(Учитель добавляет недостающую часть текста)

- Вот теперь мы можем познакомиться с содержанием текста и начать анализ.

5. Учитель выразительно читает текст и предлагает детям самим выбрать задания и объясняет, что они сгруппированы по степени сложности, о чем свидетельствует цвет карточки.

(Простые задания проверяют 2 ученика- консультанта)

Задания выполнены.

6. Анализ текста.

Композиционно-содержательный.

Тема текста “Как могло случиться, что исчез один из самых распространенных цветов на Земле?”

Главная мысль - безжалостное отношение к природе способствовало его уничтожению.

Количество микротем:

  1. Дети нашли цветок.
  2. Никто ничего о нем не знает.
  3. Бабушка помнит.
  4. Не уберегли ромашку.

Стилистический анализ текста.

Задача речи выполнена. Нарисована живая картина первой встречи с незнакомым цветком, удивление от этой встречи, увлекательный рассказ бабушки о ромашке.

Стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность - также можно отметить в данном тексте.

Происходит событие вполне возможное в реальной жизни- дети нашли неизвестный цветок и пытаются узнать у взрослых, как он называется.

Очень образно описание цветка “Белое колесико с желтой сердцевинкой” или “маленькое солнце с белыми лучами” Вызывают определенные эмоции слезы бабушки и непонимающие глаза детей, когда она говорит о том, что ромашка безжалостно уничтожалась.

Языковыми средствами текста являются слова в переносном значении: новосел, инопланетянин.

Эмоционально – оценочные слова: маленькое, сердцевинкой, колесико.

Глаголы совершенного вида с приставкой – за: зашагали, записал, заметили.

Восклицательные предложения:

- Мы виноваты перед вами, дети!

- Мама, мы нашли странный цветок!

Вопросительные предложения:

- Ты не знаешь, что это за цветок?

- Зачем?

Вывод:

- Перед нами отрывок из художественного произведения.

Находим также и черты иного стиля, который встречается в тексте – разговорного.

Он выполняет функцию общения детей с родителями, соседями, бабушкой.

Типологический анализ текста.

Выделение в тексте ведущего типа речи – повествования с элементами описания.

(Пока выполнялся стилистический анализ, два ученика работали у доски: один составлял план текста, другой чертил схему типологического строения текста.)

Даем им слово.

План:

  1. Незнакомый цветок.
  2. Никто не узнает растение.
  3. Оказывается, он из бабушкиного детства.4.Не уберегли родной цветок.

Типологическая схема строения текста.

П 1.-описание.

О 2.

В 3. -описание.

С 4.

Т

Выполняем языковой разбор отдельных элементов текста.

(Эти задания уже выполнены учащимися, только проверяем.)

Ребята выполняли словообразовательный разбор, синтаксический, лексический и другие виды разборов.

Следующий этап урока – творческие работы учащихся.

1. Необходимо было сопоставить два текста: тот, который мы рассматриваем на данном уроке и текст публицистического стиля о том, что в Якутии во время прилета птиц из южных стран идет их безжалостное уничтожение. (Ответ предполагается устный.)

2. Читается сочинение- размышление на тему: “Права ли эта столетняя женщина?”

3. И, наконец, читается репортаж о данном уроке, написанный самой талантливой девочкой в классе.

Домашнее задание написать сочинение дается в ходе обсуждения задания 2.

Урок окончен. Ребята при выходе из класса иголочками прикрепляют полученные за хорошие ответы ромашки на стенд. Должна получиться большая красивая пятерка.