Цель: показать разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных стилях речи, формирование умения распознавать значение модальных частиц.
Методические приёмы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, выразительное чтение, тренировочные упражнения, словарная работа.
Оборудование: таблица, раздаточный материал, учебник.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Что вы знаете о частицах? (Служебная часть, не имеющая своего лексического значения, не являются членами предложения, служат для выражения смысловых оттенков отдельного слова или целого предложения, для образования новых форм слов.)
Например: Именно он в прошлом году был чемпионом области.
Вывод: частица именно не обозначает ни предмета, ни действия, то есть не имеет своего лексического значения, а вносит дополнительный оттенок – уточняет, подчеркивает смысл подлежащего – кто же был чемпионом (чемпион – словарное слово.)
2. Сравнить предложения: выяснив синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий.
Мал золотник, да дорог. – Да здравствует мир на планете!
(В первом предложении союз да связывает сочинительной связью однородные члены предложения, во втором – частица да средством связи не является, она придаёт высказыванию торжественность, возвышенность).
3. Командир говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света.
(В 1-м предложении слово просто зависит от сказуемого (говорил как?), в предложении является обстоятельством образа действия, то есть наречием; во 2-м – слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это – частица.)
4. Упр. 369 (по цепочке)
(В это время двое учеников на доске выполняют морфологический и синтаксический разбор)
Вывод: частицы особенно широко используются в разговорной речи.
5. Проанализируем текст (на партах у каждого уч-ка):
Вот пошёл он в лес по грибы и заблудился. Вот и присел он под дерево. Давай, мол, дождусь утра. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит – никого. Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и к себе зовёт, а сама помирает со смеху. (И.С. Тургенев.)
(Повторяющаяся частица вот, которая несёт эмоциональный оттенок и не теряет своего указательного значения, является как бы средством «приближения» к читателю. слушателю того о чём повествует рассказчик; а, и – усилительные частицы; частица мол .подтверждающая достоверность высказывания, – всё это указывает на яркую принадлежность текста к разговорному стилю. Кроме того ,употребление глагола помирает также характерно для данного стиля.)
Вывод: использование частиц в речи делает её ярче, эмоциональнее, точнее , конкретнее.
II. Выполнение упражнений
1. Упр.370: устный разбор, обсуждение вопросов, письменное выполнение. Фонетический и морфологический разбор выполняем на доске и в тетрадях.
2. Упр. 371: устно: повторение правил орфографии, содержащих частицы. Синтаксический разбор – письменно.
3. Упр. 373: выразительное чтение, устный разбор.
– При помощи какого художественного средства
поэт передаёт картину наступления ночи? (Метафора.)
– Назовите виды пропущенных орфограмм.
(Далее самостоятельная работа с последующей проверкой.)
III. Итог урока
– Какие бывают частицы? (Формообразующие и
модальные (смысловые)
– Какова роль смысловых частиц?
– Что выражают смысловые частицы?
– В каких стилях речи чаще всего употребляются
смысловые частицы?
(Справка: частицы ли, разве. и др. часто используются в риторических вопросах, которые часто употребляются в публицистической речи ,чтобы привлечь внимание слушателей, вызвать их сочувствие, согласие и пр.. Следует отметить, что избыточное употребление частиц в речи ведёт к её засорению, утрате смысловой точности.)
IV. Домашнее задание: упр.372.
– Прочитайте задание, какие частицы будете использовать при выполнении упражнения? Обратите внимание на правописание частицы -таки. Как она пишется?
Приложение
Карточка 1
– Определите оттенки значения частиц, разницу в определении омонимичных частиц, союзов, наречий.
В тесноте, да не в обиде. И, полно, что за счёты! Дождичек вымочит, а солнышко высушит. И надо ж беде случиться! А погода великолепная!
Карточка 2
– Запишите предложения ,поясните значения смысловых частиц
1. Вот эта синяя тетрадь с моими детским стихами.
(А.А.Ахматова.)
2. Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К.И.Чуковский.)
3. Как же мне не веселиться, не грустить от разных
бед?
Вот пошёл он в лес по грибы и заблудился. Вот и приселон под дерево. Давай, мол, дождусь утра. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит – никого. Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и к себе зовёт, а сама помирает со смеху. (И.С. Тургенев.)