Методы и формы работы с детьми – инофонами на уроках русского языка и во внеурочное время

Разделы: Русский язык


Миграционные процессы, которые происходят на территории стран СНГ, характеризуются изменением ситуации в школьном образовании. Это связано с увеличивающимся потоком мигрантов из стран «ближнего зарубежья» и нерусских семей, для которых русский язык не является родным. Учащихся, чьи семьи недавно мигрировали в другую страну, называют инофонами. Попав в новую среду, эти дети сталкиваются с определенными языковыми трудностями. Важно понимать, что русский язык является для учеников не только средством общения, но и средством получения знаний. Поэтому задачей учителя становится расширение словарного запаса учащегося-инофона в урочной и внеурочной деятельности.

На сегодняшний день в нашей школе обучается около 20% от общего числа учеников с неродным русским языком. Учителя образовательных школ всё чаще сталкиваются с необходимостью обучения таких детей. Трудности возникают у преподавателей, так как общепринятая методика русского языка не учитывает данные особенности. Программа преподавания русского языка в этнических классах ещё не разработана, поэтому учителям самостоятельно приходится решать трудные задачи.

Два года я работала в классе, где дети-инофоны составляли 25-30%. И сейчас мне хочется поделиться своим опытом работы с этими детьми. Передо мной стояла задача: научить ребят владению русским языком, как устным, так и письменным. Только упорная системная работа могла дать положительные результаты в конце года.

  • Обучить орфоэпии, орфографии, пунктуации.
  • Познакомить с исторически-культурными ценностями края
  • Расширить лексический состав слова.
  • Изучить в игровой форме новые понятия.
  • Использовать новые и существующие технологии в обучении.
  • Готовить учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

На своих уроках я стараюсь использовать те виды деятельности, которые должны принести хорошие результаты во владении знаниями:

а) работа со словарями;

б) чтение и списывание текста;

в) работа с упражнениями;

г) письмо по памяти;

д) аудирование.

Обучение детей-инофонов русскому языку начинаю с формирования их лексического словаря, стремлюсь к тому, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях. Часто использую иллюстрации, обращение к этимологии слова, включаю предложения, в которых надо заменить слово близким по значению или найти корень и подобрать однокоренные слова, дать характеристику предмету, подобрать прилагательные к именам существительным, правильно определив падеж.

Используя перевод слова на родной язык, дети подбирают синонимы и антонимы. Изучение теоретического материала, проведение словарной работы способствуют расширению словарного запаса учащихся. При работе с текстом, обращаю внимание на правильное произношение, постановку ударения, ответы на поставленные вопросы. Например:

1. Кто ваш самый близкий друг?

2. Как началась ваша дружба?

3. Что нравится в нём одноклассникам?

Примеры заданий, используемые на уроках:

1. Найдите корень в словах, подберите однокоренные слова.

Осень -

Листья -

Ветер -

2. Вставьте буквы в окончании слов, объясните орфограммы.

Лесн… жители готовились к зимовк…

Утро было хмур.…, холодн…

3. Найдите словосочетания в тексте, обозначьте главное и зависимое слово, определите форму слова.

Образец:

4. Поставьте глаголы в правильную форму.

Я (смотреть) в окно.

Книга, которую ты (читать).

Дорога, по которой я (идти).

5. Определите род имён существительных.

Большое яблоко лежит на столе.

Девочка с интересом смотрит в окно.

Любимая книга стоит на полке.

6. Вставьте орфограммы в совах, выделите окончания, определите падеж.

Р-ка б-жит по долин-.

Дождик пр-шёл по с-довой дорожк-

Чтобы ученик усвоил как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научился их использовать в различных речевых ситуациях, провожу словарную работу с работой над словосочетанием и предложением - считаю обязательным в обучении русскому языку детей - инофонов.

Примеры заданий.

У зимы на пороге.

Звуки. Их очень немного в осенн…м лесу. Иногда слышишь перекличку синиц. На фоне сер… неба их не сразу и разглядишь. Пушист… шарики с длин… хвостами оживленно снуют по веткам, окликают друг друга, чтобы не потеряться в пасмурн… дне. А вот еще один звук, характерный для этой предзимн… погоды, - спокойн… тих… посвисты. Снегири? Красногруд… птицы сидят на ветках березы и наслаждаются красками природы.

Задания к тексту:

Задание 1:

1. Прочитайте текст, объясните значение слов и словосочетаний:

  • перекличка;
  • снуют по веткам;
  • окликают друг друга.
    • Подберите к ним синонимы.
    • Расскажите, как вы понимаете выражение:
  • «птицы наслаждаются красками природы»

2. Выпишите из текста существительные женского рода множественного числа.

3. Опираясь на ключевые слова, перескажите текст.

Задание 2.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, объясни правописание пропущенных орфограмм.

Задание 3.

Найди в словаре значение слова «звуки». Придумайте такие предложения, чтобы это слово употреблялось в разных значениях.

Объяснение значения слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учеников-инофонов. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна долгая, кропотливая работа. В своем примере я использовала такие способы обучения:

  • перевод слова на родной язык;
  • подбор синонимов;
  • определение лексического значения слов;
  • словесная игра;
  • пересказ текста;
  • грамматическое пояснение.

Хорошие результаты дают упражнения: описать картину или рассказать о своей стране. На уроках использую занимательные игры, задания на выразительное чтение, эпизоды видео фильмов и мультфильмов на образовательном сайте «Русский язык для детей-инофонов от 5 до 13 лет» https://www.youtube.com/watch?v=jqjNdjcb7Bs. Аудирование дает хорошее восприятие текста на слух, где важны темп, громкость речи, правильное проговаривание слов. Через внеурочную деятельность прививаю уважение к ценностям других народов и культур, толерантности, знакомлю с жанрами живописи, умению внимательно слушать и высказывать свое мнение.

Творческие задания, упражнения, облечённые в занимательную, игровую форму, способствуют развитию речевой активности учащихся.
Учащиеся - инофоны не говорят или плохо говорят на русском языке, поэтому на уроке для них нужен индивидуальный подход. Наличие акцента создает трудности при произношении, они допускают речевые ошибки, неправильно ставят ударение в словах, допускают ошибки в определении рода. Применение опорных таблиц, подбор текстов для запоминания, использование раздаточного материала - методы, которые помогут развивать речевые способности таких детей.

Во внеурочное время внеклассная работа должна проводиться целенаправленно, в процессе чего у ученика развивается интерес к изучению русского языка. Участие в викторинах, конкурсах на лучшего чтеца, выпуск газет, упражнения для развития артикуляции: скороговорки, потешки, заучивание стихотворений, словарные игры - все это имеет большой воспитательный эффект по овладению русского языка.

Ответственное отношение к своей работе, профессионализм, этические нормы: терпимость, профессионализм, ответственность, человечность, мастерство учителя вырабатываются в течение всего периода деятельности. Заботиться о благе каждого человека - настоятельное требование профессиональной морали. Правильный подбор методического материала, системная работа по снятию трудностей усвоения русского языка даст положительные результаты в освоении языка детьми-инофонами.

Использованная литература

  1. Мацкявичене Ю.А. Приемы работы с детьми-инофонами на уроках русского языка. - КамИНФОРМЮ, - 2014.
  2. Какорина Е.В. Методика преподавания русского языка как неродного/иностранного. Лексика и грамматика. Работа с текстом. Методическое пособие. Екатеринбург, 2016.
  3. Н.А. Крюкова. Проблема освоения русского языка детьми - инофонами в условиях школы с полиэтническим составом. //Молодой ученый. - 2020.