Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету

Разделы: Русский язык


 

Вместо введения

Для учащихся грамматика русская есть наука трудная, тяжелая, внушающая страх и отвращение… Между тем должно быть совсем наоборот, потому что изучение грамматики в приложении к родному языку, естественно, очень легко.

Белинский В. Г.

Не секрет, что изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению (список можно продолжить) – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая и по сей день «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика». В свое время Л. Н. Толстой в своей Яснополянской школе вообще отказался от преподавания грамматики, причина известна: он не смог заинтересовать ею детей. И в наше время проблема заинтересованности предметом является актуальной, злободневной, она активно изучается и еще остро нуждается в исследованиях.
Теоретическая часть мнемоники русского языка целенаправленно не изучалась. Встречаются в журналах небольшие статьи, но они дают отрывочные, неполные, а иногда противоречивые представления, подчас занимательный материал выдается за мнемонический.
Выбор именно этой темы аргументирую следующими причинами:

  1. Нельзя объять необъятное, т. е. глубоко, детально исследовать все приемы объяснения нового материала и все средства развития интереса
  2. Наличие слабых классов способствовало тому, чтобы искать приемы объяснения нового материала на низшем, более доступном уровне. В сильных классах тоже есть слабые ученики, и разноуровневое обучение просто необходимо.
  3. Сущности натуры автора свойственны творчество, склонность к сочинительству. К моменту написания работы автор имеет большое количество собственного мнемоматериала, который прошел апробацию на уроках. Приложение 1
  4. Данный вопрос еще нуждается в глубоком, серьезном исследовании, поскольку недостаточно исследован учеными, методистами, учителями.

Моя работа вносит существенные дополнения в тему мнемонических приемов русского языка. Здесь важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприема и интереса к уроку, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.). Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.
В своем сообщении я бы выделила 4 главных момента:

  1. Авторское видение этой темы.
  2. Обоснование необходимости мнемоматериала на уроках русского языка 5- 11 классов с точки зрения предметно – методических, возрастных, психологических, физиологических особенностей.

Не менее важна практическая часть - готовые авторские Приложения, которыми можно пользоваться на уроках, при индивидуальной работе со слабыми учениками, при подготовке к ЕГЭ. Как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (Смотри Приложения).

  1. Авторские мнемонические разработки с комментариями (я считаю, что без практических мнемонаработок данная статья оскудеет, потеряет целостность).
  2. Требования к написанию мнемоприема, классификация

У меня есть твердая уверенность в том, что мнемотехника способна не только вызвать у ребят интерес, но и своими «неправильными», «ненаучными», «нелегальными», упрощенными способами подачи нового материала «на пальцах», непроизвольно, исподволь заставляет школьников понимать суть правила и, как следствие, облегчает применение его на практике.
Данная работа, разумеется, не решает всех задач, относящихся к теме обучения и к теме развития интереса к предмету (мнемоника лишь отчасти борется с этими проблемами). Ведь уникальных рецептов для всех и каждого, как известно, не существует.

Авторское видение данной темы.

1.1. Определение мнемотехника, из истории вопроса

Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.

БЭС дает такую трактовку этому понятию: «Мнемоника (греч. Mnemonіka – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».
Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова).

ользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка. Ярким примером из детства может служить определение биссектрисы («биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам») или запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый

Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Ближе к нашему времени мнемоника изучалась параллельно с исследованиями психологов. Так, в 80 годы 19 века, немецкий психолог Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии, поставил задачу изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и прочее.

В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А.Р.Лурия, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко. Причем их научные работы вышли в свет в 30 – е годы, а затем лишь после смерти Сталина в 60 – е годы - приходилось молчать в эпоху репрессий и подавления инакомыслия.
К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей мнемоприемы относились к разряду «противоречащих осознанному научному освоению учебного материала». Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической копилки «классических приемов».
Начиная с конца 80 -х годов стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники.

В конце 90 –х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей – словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.

В начале 21 века в газете «Русский язык» за 2002 год (№4, стр. 15) открылась рубрика «Полезные мелочи». Ее ведет заслуженный учитель – словесник, методист, автор многих статей – Надежда Шапиро. Она уверена: «Стоит собирать бесценные находки и крупицы, чтобы они послужили всем, кому нравятся. И прибавлять к ним собственные изобретения…может быть, вы пользуетесь не всем известными удобными обозначениями или мнемоническими правилами…». Эта рубрика, к сожалению, выходит не так часто, как хотелось бы, но пользуется большой популярностью среди учителей – практиков. Я согласна с точкой зрения Н.Шапиро и считаю, что необходимо собрать воедино все качественные мнемонические приемы (и классические, и увидевшие свет недавно), а затем издать их отдельной книгой.

Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение. Мнемотехника применяется давно во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована давно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.

1.2. Что же происходит в процессе мнемонического приема? Каков его механизм?

Поскольку мнемотехника – это психологический термин, то и ответ мы берем из психологического словаря: «Установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленном размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу»
В.В. Агафонов, занимаясь мнемоникой словарных слов, удачно описывает механизм работы этого приема. Сначала связывается необходимое слово с другим, затем обыгрывается ассоциативная связь, и у словарного слова появляется «приемный родственник», который помогает выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. «Чем такая связь между словами, - пишет В.В.Агафонов, - неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову».
Надо еще учитывать и биохимическую природу мнемоприема. Если познавательные процессы протекают на фоне естественного познавательного интереса и положительных эмоций, то вырабатываются такие нейротрансмиттеры (химические вещества), как гамма-аминомасляная кислота, ацетихолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют создание и реорганизацию нервных сетей коры головного мозга, что делает мышление и запоминание более результативным.
Значит, мнемонические приемы оправданы на биохимическом уровне.

Доказательства необходимости применения мнемотехники на уроках русского языка

2.1. Необходимость мнемотехники с точки зрения разноуровнего подхода

Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности слабых учащихся. Этих школьников «пугали» и отворачивали от предмета и громоздкие логические рассуждения, и терминология, а как следствие этого – потеря интереса к уроку, к предмету.

Психологами уже давно доказано, что слабого ученика отталкивают и страшат многошаговые рассуждения в решении орфографической задачи. Замечено: если алгоритм рассуждения состоит из трех и более шагов, то где–то на третьем этапе наш ученик начинает скучать, а на четвертом – мысленно махнет рукой и начнет действовать наугад. К тому же, где гарантия, что ученик не начнет применять данное рассуждение для проверки другой, сходной, имеющей такой же опознавательный признак орфограммы. А.А. Мурашов в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» пишет: « Каждая орфограмма – сложная задача комбинаторики; за урок математики не решают более трех – четырех задач, в то время как в каждом предложении диктанта этих задач хватило бы на два урока. Знаток правил логик – аналитик каждое слово должен писать не менее чем за минуту…Ребенок интуитивно постигает язык как сложно организованную систему; будет ли она размыта деформированной речевой средой и потому личностно чуждыми и несоответствующими с я – концепцией правилами, зависит от нас». Мнемотехника благодаря своим ассоциативным связям «личностно чуждый» материал преобразует в уясненный, удобопонятный.

Конечно, в задачи учителя – словесника входит и интеллектуальное развитие детей, и развитие речи, и формирование представлений о языке как о системе, и многой другое, но все – таки программа – минимум есть грамотное письмо. И в этом плане, думается, не столь важно на каком уровне была осознана тема слабым учеником – на «бытовом» или научном уровне, - главное, чтобы осознана. Ведь мы не обязаны всякий раз произносить или хотя бы вспоминать физические и прочие законы, подходя к компьютеру или включая утюг. Годится и мнемоприем, и яркая ассоциация, если они помогут запомнить, как правильно писать.
Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.

2.2. Мнемоприем – средство для запоминания неалгоритмизуемых единиц языка

Следующая объективная причина использование мнемонических приемов при объяснении нового материала – это так называемые недостаточные правила, которые дают общие ориентиры употреблений в речи смежных единиц, но не содержат приемы их различий. М.Б.Успенский пишет: «В русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил». К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)». Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь словеснику приходит мнемоника.

Подчас неалгоритмизуемое правило вызывает затруднение не только у слабых ребят. На наш взгляд, учащиеся с удовольствием воспользуются мнемонической «палочкой – выручалочкой».
Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные -е и -и можно переставить местами, но стоит кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и уже ученик твердо усвоит написание орфограмм. Нехитрая игра со словом сделает свое дело, а обезличенно – неуклюжая фраза «Надо запомнить» поможет лишь ребятам с хорошей зрительной памятью.
Мнемотехника не позволит учителю быть сухим и неулыбающимся, а значит, и школьники не будут киснуть за партами.

2.3. Мнемотехника помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков

Первое, что бьет в глаза: школа 90% учебного времени тратит на обучение школьников орфографическим (и пунктуационным) правилам – затем, чтобы 3\4 школьников в дальнейшем этими правилами никогда не пользовались, а вырабатывали свои, более подходящие средства.

Л.Б.Парубченко

Одной из серьезных преград для изучения русского языка является интерференция. Это понятие в методике русского языка стало широко известным лет 10 – 15 назад, до этого интерференцию изучали психологи в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемами навыка).

Интерференция (от лат. Іnter – между, ferens (ferentіs) – несущий) – ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция ухудшает сохранение материала под влиянием предварительно заученного материала (проактивная интерференция) или вызванное заучиванием с последующим материалом (ретроактивная интерференция).

Е.И. Николаева трактует это понятие более широко: «Интерференция – это наложение одной информации на другую». Чем больше объем интерферирующего материала, тем больше шансов получить сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которого извлечь нужное очень сложно.
Т.И.Фролова в своей статье «Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии?» приводит, на мой взгляд, серьезный аргумент: «90% правил русского языка создают почву для интерференции орфографических навыков: на один общий сигнал «шипящий на конце слова» в русском языке существует восемь правил; о ё после шипящих – восемь правил; «не» - семь основных правил; «н» «нн» - пять правил и т.д. Здесь мы сталкиваемся и со сходством заучиваемого материала (общий опознавательный признак орфограммы), и большим количеством правил».

Безусловно, интерференция – одна из причин низкой эффективности обучения орфографии. Знакомая ситуация: блестяще прошел урок по теме «Чередование в корнях -кос –- - кас-» (программа Ладыженской, «Русский язык 6 класс»). Все ученики прекрасно освоили правило: есть суффикс – а –после корня – пиши в корне букву а.
Но …назавтра, при изучении корней –гор- – -гар-, учащиеся тоже начинают искать суффикс а, - раздражение, неудовольствие – две темы смешались…Уверены: это состояние испытал каждый словесник. Спрут интерференции смешал два аналогичных правила; свел практически к нулю результаты прошлого урока и усложнил текущий. Зажжем над правилом опознавательный маячок в виде рифмовки:

1 Гар иль гор берёт сомненье – только О …и все решенье. // Гар иль гор не знаешь ты, О пиши без суеты. // Гор иль гар себя спрошу, сомневаюсь – О пишу.
2После - кос я вижу - н, пишу О, и «нОу» прОблем.

Мнемотехника одолеет интерференцию: похожим, обезличенным правилам придаст индивидуальный образ. Иными словами, персонифицируя правила, мнемоника делает их звучащими, шипящими, кричащими (какими угодно!), но образно прорисованными, олицетворенными. Я бы сравнила правило учебника с основным, важным, «калорийным» продуктом без вкуса, а мнемоприем – это естественная пищевая добавка, которая придает ему вкус, запах, цвет, вызывая аппетит. Мнемоприем должен живописать, пробуждая воображение, возбуждая внимание и активность учащихся. «Когда предмет стал интересным, вся душа раскрывается и восприятие входит не одно, а сопутствуемое сложной цепью представлений и других внутренних реакций. Эта согласованность не исчезает никогда…», - писал Арнаудов.М.

Если же все–таки представить себе такого уникального чудо – ученика, который все выучивает и исполняет, но без заинтересованности, увлечения, то мы столкнемся с одним из самых печальных явлений в школе – с формальными знаниями. А филолог, как никто другой знает, что формальные знания, не проведенные через эмоции, обременяют человека, становятся невостребованными.

2.4. Значимость мнемоники с точки зрения психофизиологических особенностей школьников младшего и старшего подросткового возраста

Проблема «детского склероза» существует давно, но в последнее время это явление стало приобретать массовый характер. Отчасти это следствие потери интереса в подростковом возрасте. Интерес появляется у выпускников, но, увы, иногда слишком поздно.

В.В.Агибалов

Начальная школа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивая все виды памяти: эмоциональную, образную, словесно – логическую и др. В среднем и старшем звене развитие двух первых видов памяти является больше исключением, чем правилом, особенно в старших классах.
Я уверена, что проблема скрыта в значительной разнице методов и приемов начальной школы и среднего звена. Если в 1 -4 классах ученики на уроках «играют» с правилом и словом, то в дальнейшем обучение сводится к элементарному запоминанию, утрачивается способность творческого осмысления материала учебника, не учитываются психофизиологические особенности учащихся. И дело здесь не только в корректной адаптации школьника в 5 классе, но и в необходимости активизации мыслительных процессов благодаря непроизвольному запоминанию в младшем подростковом возрасте(11 -15 лет) и старшем подростковом возрасте(15 – 17 лет)

Общеизвестно, что «слух» ребенка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывает напряженное зрение. Способность детей длительно сосредоточить внимание – невелика. Так 11 – 13летние дети воспринимают материал, не отрываясь, 4 -5 минут, 14 – 15летние – 5 – 7 минут. Нельзя забывать, что у школьника гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. У него еще слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение не захватывает само по себе. Более того, природа отпустила ему намного меньше работоспособности, чем требует от него школа.

Рано или поздно наступает момент, когда подросток перестает следить за происходящем на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» (так называемое «охранительное торможение) или начинает вертеться, смеяться, тормошить соседа (так называемое «охранительное возбуждение»). В таких случаях мы считаем, что ребенок ленив, несобран, недисциплинирован.

Н.С.Лейтес в своей книге «Возрастная одаренность школьников» говорит о существенных, важных психофизиологических особенностях школьников. Он утверждает, что школьник 11 – 13 лет возвращается на тот уровень, на котором он находился в младшем школьном возрасте. «Мозг ребенка, как и весь организм, развивается неравномерно. Одни структуры созревают раньше, другие позже. В подростковом возрасте, когда начинается активное половое созревание, умственные способности падают. Некоторые функции мозга словно возвращаются назад, давая дорогу другим, более важным на этот момент процессам. Школьник 12 – 14 лет не в состоянии воспринимать учебную информацию в том объеме, в котором она на него сыплется. Так что программу возрастных особенностей нужно переписать с учетом возрастных особенностей». Таково мнение специалиста – психолога и физиолога.

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса.
Ссылаясь на авторитетное мнение психологов, хочется напомнить: гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток».

В старших классах ребята обыкновенно забывают теоретический материал. Но теория мнемотехники, реализованная на практике, позволяет систематизировать первые удачные опыты учительской деятельности. Опыт показывает, что большая часть старшеклассников с легкостью вспоминают мнемоприемы, но гораздо тяжелее дело обстоит с припоминанием правил. Со второй частью высказывания согласится добрая часть словесников. А.А.Мурашов в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» утверждает: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую правила учат ошибаться. Наша грамматика противоречит грамотности: она несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту. Запоминается то, что мгновенно припоминается…». Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для – себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.

Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ЕГЭ. Поэтому мы уверены: мнемотехника необходима не только для младшего, но и для старшего подросткового возраста.

2.5. Мнемотехника – помощник для школьников с наглядно – образным способом запоминания

«Сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее.
С.М.Бондаренко

По верному замечанию В.М.Бурмако, изучение курса русского языка «строится на использовании только словесно – логической формы мышления; применяемые наглядные пособия (таблицы, схемы) не меняют сути дела, так как они в письменной форме повторяют те же положения, что и правило…При этом практически бездействует такое мощное средство познания, как образно – чувственное мышление».

Одним из аргументов в защиту мнемоники как вспомогательного приема на уроках русского языка мы считаем особенности памяти человека. Еще со времен К.Д.Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается. Поэтому необходимо «провести» правило или слово через все виды памяти ученика. Как известно из психологии, у школьников являются ведущими различные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная, моторная, вербальная, эмоционально – образная), а потому каналы восприятия и переработки информации у детей неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ получения и обработки информации.

Еще Альфред Бине (1910г.), а за ним Павлов писали о том, что существуют два очень разных типа школьников. Е.С.Гобова в книге «Понимать детей дело интересное» (М., 1997) описывает применение метода нейролингвистического программирования в начальной школе. Согласно этому подходу, дети относятся к одной из трех групп в соответствии с наиболее привычным способом получения информации. Различают визуалов (преимущественно опирающихся на зрительный канал восприятия), аудиалов (ориентированных, в основном, на слух) и кинестетиков (предпочитающих ощущения тела и движения)
Согласно настоящему представлению, многие учителя, давая новый материал, опираются на собственный привычный канал восприятия и переработки информации. Именно поэтому легче всего его воспринимают дети с аналогичным способом получения информации.

Значит, мы можем говорить о том, что школьники, имеющие иные каналы восприятия, оказываются в худших условиях и, не понимая материал, могут потерять желание учиться. Таким образом, предлагая материал в разных сенсорных системах, мы обучаем переводу информации из одной сенсорной системы в другую. Школьникам с преобладанием правого полушария новый материал излагается с учетом их психологических особенностей, т.о. происходит внедрение психологического метода в процесс обучения языку.

Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы учитель воздействовал на их воображение и эмоциональность. Е.И.Николаева в статье «Психологические основы обучения грамотности» приводит такой факт: «В наших исследованиях примерно 30% леворуких детей считаются праворукими, поскольку переучивание их происходит в раннем детстве». А.Л.Сиротюк приводит такие цифры: « Наши собственные исследования свидетельствуют о том, что левополушарные учащиеся составляют самую малочисленную (9,4 % от общей выборки), но наиболее успешную в обучении группу младших школьников, что объясняется ориентацией школьных программ на левополушарные компоненты познавательных процессов. Самую неуспешную группу в обучении, но многочисленную группу (52,2%) составляют правополушарные учащиеся». Это пример говорит о том, что ребят с преобладанием эмоционально – образной системой восприятия гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Давно известно, что дети с доминированием правого полушария (в быту предпочитающие пользоваться левой рукой, ногой, глазом, ухом и т.д.) часто более медленно усваивают грамматическое правило, а в начальной школе имеют проблемы с чтением. Л.С.Бескоровайная, называя характерные черты психики леворуких школьников, подчеркивает: "У леворуких детей, например, невроз страха выявляется в 5 – 7 раз чаще, чем у правшей. Для них нередко характерны неустойчивость внимания, ослабление функций памяти, затруднения при освоении письма». При объяснении нового материала нужно учитывать и эти особенности школьников.

3. Заключение

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.
Г.Е. Окулова.

«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», - говорил один немецкий педагог. Данная работа – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники.
Практическое, целенаправленное применение мнемонических приемов позволило трансформировать ее в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную.

Общеизвестно, что в задачи учителя входит и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше.

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.

Я убеждена: использование мнемотехники необходимо. Во-первых, теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать первые удачные опыты; во-вторых, применение мнемоники необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся; в-третьих, предлагаемые автором мнемоматериал нашел живой отклик у учеников, способствовал развитию интереса к предмету, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости.

Мнемонический материал помогает экономить время при повторении. Например, с 6 по 11 класс очень эффективно можно вспомнить материал фонетического разбора.
Совершенно не обязательно вводить элемент мнемотехники в изучение всех разделов русского языка. Ее применение необходимо на «провальных» моментах обучения.
На наш взгляд, изложенный материал представляет огромный интерес для коррекционных классов, а также для учителей, работающих с детьми с запоздалым психическим развитием.

Определение результативности опыта - неблагодарная задача для учителя, хотя бы потому, что и ученики, и коллеги по-разному могут относиться к приведенным выше разработкам. Наверняка найдутся и не приемлющие никаких нововведений.
На наш взгляд, результативность того или иного нововведения на уроке русского языка определяется не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к личности словесника и к самому предмету.
Качественный анализ успеваемости в слабых классах, где применялись системно мнемоприемы, показал шестилетнюю тенденцию роста успеваемости учеников. При поступлении в ПТУ, другие учебные заведения эти выпускники школы, имевшие по языку твердую тройку, получают столь же твердые четверки. Согласитесь, ради подобного результата стоит применять мнемотехнику.

 

Приложение2

Мнемоприем

Я держу мнемоприем в руках. Гармошка закрыта - пиши отрицательное местоимение в одно слово, гармошка открыта – пиши в три слова.