Так получилось, что с 1989 по 2000-й год мне пришлось работать в Азербайджане в школе для детей военнослужащих, где классы были на треть, а то и больше заполнены детьми местного населения. Дети-азербайджанцы худо-бедно владели разговорным языком, некоторые даже посещали детский сад. Но словарный запас, как правило, был невелик. К тому же дома с родителями они общались на родном языке. Возникла проблема: как в разнородной среде работать с детьми, уровень знаний которых так отличается.
Первые мои шаги как учителя русского языка при работе с такими детьми были направлены на формирование положительного мотивационного отношения к русскому языку. Огромным плюсом было всё-таки желание изучать язык. Благодаря познавательному интересу и осознанию необходимости общения результаты работы оказались положительными. Бывшие ученики успешно закончили русскоязычные вузы, многие стали преподавателями русского языка.
Приехав в 2000-м году в Подмосковье, я столкнулась с такой же проблемой. В классах часто появляются дети, изучающие русский язык как неродной. В процессе работы я поняла, что самым неверным шагом будет проведение диктантов. Диктанты как таковые - это контроль грамотности, а грамоте сначала нужно обучить. Поэтому во время диктанта дети с низким уровнем грамотности занимались контрольным списыванием. Работу же по повышению грамотности с такими учениками я построила следующим образом:
- Первым этапом работы является знакомство с новыми словами.
Для более прочного усвоения написания слов я использую приём мнемотехники, при котором включаются зрительные анализаторы, речевые анализаторы, двигательные анализаторы.
- ученик узнаёт, как правильно пишется слово и почему,
- ученик проговаривает каждое слово по слогам,
- ученик списывает слова или фразы, содержащие эти слова,
- ученик вставляет пропущенные буквы в словах,
- ученик составляет словосочетания, включая отобранные слова,
- ученик знакомится с поэтическими и прозаическими текстами, где употребляются изученные слова.
- после этого ученик составляет предложения, небольшие тексты, включающие изученные слова и комментирует каждое слово,
- только на последнем этапе ученик пишет текстовый диктант, включающий отобранные слова, на оценку.
Приведу пример лексической и грамматической работы с текстом.
1. Прочитайте слова и их толкование:
- Зардеться - стать румяным, покраснеть;
- Лазурь - светло-синий цвет, синева
- Контраст - резкая противоположность
2. Составьте словосочетания со словами
- зардеться, лазурь, контраст
3. Произведите словообразовательный разбор слов зардеться, лазурный.
4. Объедините в группы слова из текста со значением «свет», «цвет», «звук». Объясните значение слов в каждой группе.
5. Прочитайте выразительно стихотворение, обращая внимание на паузы, отмеченные знаками препинания.
Жаворонок
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
6. Придумайте и запишите словосочетание со словом петь+ существительное. После слова петь в скобках запишите вопрос. Укажите падеж существительных. Объясните значение выражения «пою приход весны»
7. Выпишите прилагательные вместе с существительным. Определите падеж прилагательных, выделите окончания.
8. Определите роль прилагательных в предложениях
9. Образуйте и запишите прилагательные от слов контраст и лазурь.
10. Найдите в тексте строчки, передающие контраст. Какие слова использованы с этой целью? Противопоставлены ли эти слова по значению в толковом словаре?
Перепишите текст, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж:
На солнц_ тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазур_ жаворонок звонкий
Перепишите текст, вставляя пропущенные согласные:
Он голосисто ,,, вышины
Поёт, на со,,,нышке ,,,веркая:
Весна пришла к нам молодая,
Я ,,,десь пою прихо,,, весны
Перепишите текст, вставляя пропущенные гласные:
На солнце тёмн__й лес з__рдел,
В д__лине пар б__леет тонкий,
И песню ранн__ю з__пел
В лазури жав__р__н__к звонк__й.
Он г__л__систо с в__ш__ны
П__ёт, на солн__шке св__ркая:
В__сна пришла к нам м__л__дая,
Я здесь п__ю пр__ход в__сны.
Работая над подобными заданиями, ребята смело могут спрашивать значение любого неизвестного слова, я приучаю их к планомерной работе со словарями.
Как правило, учники, знающие несколько языков, обладают хорошей памятью, им легко запоминать наизусть большие тексты. Выученные стихотворения значительно расширяют словарный запас.
К числу эффективных приемов организации словарной работы на уроке русского языка отношу
- выстраивание ассоциативного ряда
- словесное (графическое) изображение слова
Изучая правила, мы используем для их запоминания опорные конспекты, составляем алгоритмы. Такие схемы помогают ученику построить связное высказывание. В тетради разрешаю работать выделителем - яркими цветами ученики выделяют обращения или существительные, окончания или суффиксы.
Наряду с урочной системой я привлекаю ребят к исследовательской работе. Так, моя ученица Абсалудинова Амина стала финалистом конкурса «Сократовские диалоги» с проектом «История слова «КОЛО»; проект другого ученика, Мавлонова Насима «Удивительное слово «ВАЛЕНКИ» получил диплом.
На уроке, а также во внеурочной деятельности мы стараемся создать речевые ситуации, вызывающие желание высказаться. Так как наша школа - пансион полного дня, дети вынуждены в течение всего дня общаться на русском языке. В школе существует театральная студия, где дети с удовольствием играют. Это тоже способствует увеличению словарного запаса.
Не отказываюсь на своих уроках и от игровых приёмов.
Примеры такого рода заданий:
1. Придумайте слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в другом порядке:
Атлас адрес армия автор аист арфа
2. Игра «лесенка». Придумайте слова, которые начинались бы со звука Ж.
Дайте толкование этих слов:
Ж__ __
Ж__ __ __
Ж__ __ __ __
Ж __ __ __ __ __
3. Вспомните русские пословицы, которые соответствуют азербайджанским:
И умного отца родится глупый сын.
Вред каков, коли в плове лишнее масло.
Ишак и на безлошадьи конь.
Голова велика, в голове пусто.
Один нынешний день лучше двух завтрашних.
Одним камнем двух воробьёв не зашибить.
Одной рукой в ладони не похлопаешь.
Ночь темна - темны и цыплята.
Все эти приёмы в комплексе дают возможность учителю:
- приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
- создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
- научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.