Русский язык
-
Методика использования информационных технологий в рамках работы в гимназии с русским этнокультурным компонентом 2011
Разработки уроков по русскому языку и литературе реализуют следующие задачи: в понятной форме объяснить новые темы; изучая историю культуры русского народа, воспитывать в детях уважительное отношение к истории своих предков; обеспечивать уроки достаточным иллюстративным и дидактическим материалом; умело сочетать индивидуальную и групповую работу за счет разнообразного иллюстративного материала; прививать любовь к русскому языку через его пропаганду на уроках и во внеклассной деятельности.
-
Методика написания сжатого изложения 2011
В статье представлен алгоритм работы с текстом. Предполагается, что текст изложения воспринимается учащимися на слух и работа над ним ведется уже в процессе чтения. В результате в черновиках появляются ключевые слова, формулировки микротем и основной мысли. Во время повторного слушания ученики дополняют абзацы необходимой информацией и преобразуют записи в текст, который потом редактируют.
-
Методика написания сочинения в формате ОГЭ 15.3 на морально-этическую тему 2017
Статья посвящена методике написания сочинения в формате ОГЭ 15.3 на морально-этическую тему. В работе рассматриваются такие понятия, как «Жизненные ценности» по исходному тексту Ирины Муравьёвой и «Выбор» по исходному тексту Евгения Гришковца. Приводятся примеры сочинений.
-
Методика организации исследовательских проектов школьников на уроках русского языка 2012
Исследовательские проекты представляют собой творческую, исследовательскую работу учащегося (группы учащихся), выполненную под руководством научного руководителя за рамками школьной программы по одному из учебных предметов, их комплексу или направлению. Исследовательские проекты подводят к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает как средство воспитания, развития и образования.
-
Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы 2022
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
-
Методика организации работы по списыванию в 1-м классе по русскому языку 2008
В программе развивающего обучения русскому языку обучение списыванию занимает особое место, так как ему отводится решающая роль в формировании навыков правописания. Эту свою функцию обучение списыванию может выполнить только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в копируемом тексте.
-
Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету "Русский язык" 2003
"…Овладение основными понятиями данной отрасли знаний включает в себя не только усвоение общих принципов, но также и создание нужного отношения к учебе, к догадкам и возможности решения тех задач, которые возникают в жизни учащегося … Чтобы сформировать такое отношение у учащегося, требуется нечто большее, чем многократное объяснение основных понятий" (Дж. Брунер).
-
Методика повторения на уроках русского языка 2021
На практике учителя замечают, что некоторые орфограммы усваиваются быстрее, некоторые приходится повторять до конца курса русского языка. Повторение пройденного – традиционный метод закрепления материала на уроках русского языка, но тем не менее он имеет свою специфику. В отношении навыков правописания эта специфика выражается, во-первых, в методах закрепления навыков и, во-вторых, в характере необходимых для повторения текстов. Метод проявляется прежде всего в отборе материала, требующего повторения и закрепления. К специфике повторного закрепления относится возможность располагать отобранные темы не в строгой системе программы, а комбинировать их в целях сопоставимости, по сходству или контрасту повторяемых правил, выдвигать обобщенные темы.
-
Методика подготовки к ВПР по русскому языку 2022
ВПР – это на сегодняшний день новый вид контроля и подготовки уровня учебных достижений учащихся. Он помогает выявить проблемные зоны в предметной области, спланировать индивидуальную образовательную траекторию ученика, а, в свою очередь, комплексная системная подготовка, открытые формы заданий ВПР дают возможность ученику стать успешным, при этом он не боится ВПР, не пугается заданий. На наш взгляд, это самое главное в работе учителя-предметника.
-
Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (упражнения для подготовки к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ) 2011
Тексты и задания к ЕГЭ по русскому языку, собранные в данной работе, направлены на повторение, углубление знаний по лексике, морфологии, синтаксису, речеведению, а также на интенсивную работу по орфографии и пунктуации. Это обеспечивается за счет того, что все виды заданий выполняются на материале одного текста. Работа с этими заданиями направлена на совершенствование способности глубоко понимать прочитанное, постепенно приближаясь к разгадке авторского замысла.
-
Методика подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ (критическое мышление) 2010
На уроке осуществляется формирование у учащихся навыков написания сочинения-эссе по заданному тексту (задание части С из ЕГЭ); закрепление умений формулировать и комментировать проблемы исходного текста.
-
Методика построения урока-сказки в начальной школе. Конспекты уроков 2009
Ребёнку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть, поэтому на уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее. Уроки-сказки, хотя и требуют большой подготовительной работы, всегда оставляют чувство удовлетворения и у учителя, и у ребенка. Учебный материал сливается в воображении учеников со сказочным образом, оставаясь надолго в их памяти.
-
Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С) 2008
Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Предлагается методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку (часть С), выработанная на основе многолетнего личного опыта. В заключительной части статьи приводится субъективная оценка методической литературы, использовавшейся в работе учителя.
-
Методика формирования мыслительных операций на уроках русского языка 2012
Формирование мыслительных операций на уроках русского языка представляет собой длительный процесс: на первом, репродуктивном, этапе школьники знакомятся с операционными компонентами, усваивают механизмы данных умственных действий, используют их с помощью учителя при выполнении упражнений, при решении лингвистических задач; а на завершающем, продуктивном, этапе ученики активно используют мыслительные операции для самостоятельного усвоения нового материала.
-
Методика эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку 2013
В ходе урока повторяются и закрепляются навыки написания "не" с различными частями речи; проводится подготовка к выполнению задания А18.
-
Методико-дидактический материал к уроку русского языка на тему "Междометие, или Кое-что о словах, брошенных между полнозначными словами". 7-й класс 2016
Цели урока: создать условия для изучения части речи, называемой междометием.
-
Методическая мастер-класса по русскому языку в 9-м классе "Использование активных методов обучения при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ (задание 15.3)" 2020
Данная работа представляет собой мастер-класс по подготовке учащихся 9-го класса к написанию сочинения-рассуждения на основе всем знакомой с детства сказки «Курочка Ряба».
-
Методическая модель развития письменно-речевых способностей у учащихся 6-го класса (к постановке проблемы) 2020
В статье представлена методическая модель развития письменно-речевых способностей учащихся 6-х классов. Модель предполагает развитие письменно-речевых способностей в направлении от копиальных к оригинальным текстам. Формирование письменно-речевых способностей учащихся 6 классов включает в себя три этапа: подражание форме исходного текста, подражание жанровой модели текста и создание собственного оригинального текста. Предлагаются упражнения, направленные на развитие письменно-речевых способностей учащихся 6 классов.
-
Методическая разработка "Знатоки русского языка" (для учащихся 5–6-х классов) 2021
Цели и задачи занятия: развитие творческих способностей, логического мышления детей; повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету; воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать; развивать сообразительность, находчивость.
-
Методическая разработка "Космическое путешествие" (урок-игра для учащихся 6-го класса). Тема урока: повторение изученного материала по теме "Имя прилагательное" 2008
Урок русского языка в 6-м классе систематизирует и обобщает знания учащихся по теме "Имя прилагательное"; формирует у учащихся мотивацию к изучению русского языка, развивает умение работать в группе.
-
Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" 2010
Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11-х классов к написанию творческой работы. Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций.
-
Методическая разработка "Русская фразеология. Крылатые слова. Пословицы и погоровки" 2010
Методическая разработка помогает рассмотреть фразеологические единицы в связи с вопросами грамматики, с одной стороны, способствуют закреплению грамматических понятий на более сложном, чем слово, фразеологическом материале, с другой стороны, помогает активному усвоению норм употребления фразеологизмов в речи.
-
Методическая разработка "Учимся писать письма" 2011
Урок развивает интерес у учащихся к эпистолярному жанру, прививает культуру письма. Учитель воспитывает у детей бережное отношение к своему языку и языкам других народов, читателя, способного любить и сострадать.
-
Методическая разработка «Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4-го класса». 2023–2024 уч. год 2023
Работа состоит из 12 заданий повышенного и высокого уровней сложности, в формате итоговой комплексной работы, что позволяет индивидуализировать процесс образования. Задания выполняются обучающимися, по составленному мною тексту «Красавица Ангара». Данная форма работы позволяет выявить не только знания фактического материала у обучающихся, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления, Методическая разработка «Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4-го класса» является инструментом для индивидуализации процесса обучения и достижения планируемых результатов. Разработанную олимпиаду по русскому языку для учеников 4 класса можно использовать для организации процесса воспитания и обучения, контроля, для проведения олимпиад.
-
Методическая разработка вечера в литературной гостиной: "Играем свадьбу" 2010
Театрализованное действо "Играем свадьбу" воспитывает у учащихся интерес к национальным традициям, обычаям, ритуалам. По большому счёту, подобные мероприятия способствуют патриотическому и духовному воспитанию молодёжи.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку 2009
На данном мероприятии особое внимание уделяется нормам русского литературного словоупотребления.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Викторина «АЗ БУКИ ВЕДИ», посвящённая Дню славянской письменности и культуры 2020
Цель мероприятия: закрепить знания учащихся об истоках родного языка и письменности; воспитывать бережное к ним отношение и уважение. Задачи: познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности; показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры; прививать интерес и любовь к истории России, славянских народов.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра «Занимательная фразеология» 2024
Фразеологические обороты и фразеологизмы играют значительную роль в истории и культуре народа. Они отражают особенности мышления и образа жизни различных этносов, передают национальные особенности и традиции. Фразеологические обороты помогают понять колорит и менталитет народа, а также расширяют кругозор и культурный горизонт. Цель игры: углубление знаний обучающихся о фразеологизмах русского языка, их происхождении и употреблении в речи.
-
Методическая разработка для выполнения стилистического анализа текста 2022
Методическая разработка поможет учащимся 10–11-го класса научиться выполнять тестовое задание №1 ЕГЭ по русскому языку, измененное в 2021-2022 учебном году.
-
Методическая разработка занятия элективного курса "Деловое письмо" 2011
Методическая разработка одного из занятий элективного курса, посвященного деловому письму, с целью возродить традиции эпистолярного жанра; обобщить сведения о нормах литературного языка; воспитывать культурного человека, характеристикой которого является правильная, точная и красивая речь. Прививать любовь к родному языку, пробуждать гордость за него.