Письмо – одежда устной речи. М.П. Панов |
В настоящее время в школьных пособиях уделяется большое внимание отражению современных научных знаний по фонетике и графике. Этим подчеркивается знание фонетического материала в школьном курсе русского языка с тем, чтобы преодолеть некоторые формальные традиции в его изучении.
Раздел “Фонетика и графика” в учебнике русского языка содержит в себе разнообразные теоретические положения и дает возможность проводить различные фонетико-графические наблюдения, позволяющие учащимся осознанно и перспективно усваивать материал. Многие теоретические положения в учебнике не даны “открытым текстом”, их надо извлечь из упражнений.
Основные задачи изучение раздела:
- развитие звуковой культуры речи учащихся;
- формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора;
- формирование умения определять орфограмму на основе звукового анализа.
Формирование звуковой культуры речи начинается задолго до того, как ребенок придет в 5-й класс. Решением этой задачи занимаются воспитатели детских садов, продолжают работу учителя 1-4-х классов. В 5-м классе и последующих классах нужно научить детей анализировать речь окружающих людей и свою собственную с позиции ее правильного звучания. Следует постоянно обращать внимание учащихся на артикуляцию произносимых звуков, на благозвучность речи.
Задачи школы – воспитать у учащихся эстетические критерии правильной речи, чтобы нарушения норм произношения воспринимались детьми также остро, как орфографические ошибки. Для этого требуется постоянный контроль за речью детей и специальные тренировочные упражнения.
Все особенности графики дети 1-4-й классов усваивают в процессе овладения чтением и письмом. Так, читая, учащиеся по буквенному изображению воспроизводят звуковую форму слова: хлеб – [хл?эп], мороз – [марос]. Записывая то или иное слово, обозначают буквами по законам графики: [jэл?] – ель, [м?ата] – мята.Эффективность обучения во многом зависит от умения учителя опираться на ранее полученные знания, то есть идти от известного к неизвестному. Преемственность заложена не только в содержании материала, определенного программой: в начальных классах разделом “Звуки и буквы”, в 5-м классе темой “Фонетика и графика”. Преемственность должна соблюдаться и в приемах обучения, и в способах усвоения материала учащимися. Само понятие преемственности включает в качестве его существенных признаков такую последовательность образовательно-воспитательной работы, где в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний и умений, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе”. Чтобы соблюдать преемственность в обучении русскому языку во всей ее многогранности учителю – словеснику нужно хорошо знать:
- содержание раздела “Звук и буквы”, программу по русскому языку в начальных классах;
- методику обучения младших школьников знаниям о звуках и буквах;
- систему умственных действий учащихся.
Изучать работу начальной школы в плане преемственности обучения русскому языку следует таким образом:
- систематически и целенаправленно посещать и анализировать уроки русского языка;
- проводить совместные заседания методических секций;
- изучать и анализировать характер заданий для учащихся 1-4-х классов по конкретным темам;
- принимать участие в анализе и проверке знаний по той или иной теме.
Данные, основанные на моих наблюдениях, сопоставлениях показывают, что в 5-м классе фонетико-графические знания будут в основном систематизироваться, совершенствоваться. Характер заданий направляю на четкое разграничение учащимися звуков и букв, на систематизацию знаний о звуковом строе русского языка, на совершенствование орфографических знаний, на осознанное усвоение орфографических и пунктуационных навыков.
Усваивать фонетико-графические знания учащиеся должны как в начальной школе, так и в 5-м классе в процессе умственных действий с этими знаниями. Умственные действия обеспечивают формирование умственных знаний: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Аналитико-синтетические упражнения со звуковой формой слов имеет специфические трудности: звуки только слышим, видеть их невозможно, чтобы звуки “задержать” для анализа, необходимо их материально обеспечить. Способы обозначения звуков для разбора в начальной школе и в 5-м классе различаются.
В программе 1-4-х классов довольно много внимания уделяется звуковому разбору. Но несмотря на это, большой процент учащихся приходит в 5-й класс с недостаточно хорошо развитыми знаниями звукового анализа. Причины различны, но пробелы в знаниях и умениях учеников создают большую трудность в работе учителя-словесника. С первых уроков русского языка устанавливаю, кто из детей плохо владеет приемами звукового анализа, и планирую индивидуальную работу. Эти упражнение провожу как в урочное, так и внеурочное время. Предлагаю систему упражнений по формированию умений учащихся выполнять звуковой разбор. Задача учителя – на ее основе спланировать индивидуальную работу с детьми. Упражнения распределяю по занятиям, которые позволяют эффективнее исправлять недочеты в знаниях, умениях и навыках учащихся. Эту работу провожу на уроках повторения в начале года. Занятий всего 10, приведу пример:
Занятие 1.
Цель: формирование умения выделять гласные звуки из удобной позиции (ГС, ГГ: гласный звук находится в слабом сочетании с последующим звуком, поэтому легко от него отделяется). Все слова для звукового анализа не записываются. Каждое слово воспринимается на слух, для эффективного выполнения этого задания к словам подбираю картинки.
[]ист, []сы, []тка, []ва, []хо. В скобках звуки, над которыми дети будут работать:
- рассмотреть картинку;
- назвать слово;
- повторить слово, протягивая первый звук;
- выделить этот звук;
- наблюдать за положением губ, языка, прохождением воздуха во рту, за участием голоса в образовании звука.
Наблюдение провожу по данному плану. В итоге делаю вывод: при произнесении звуков [а], [о], [у], [э] выдыхаемый воздух проходит свободно, во рту нет преград, участие голоса обязательно. Это основные признаки гласных звуков.
В своей работе по данной теме стараюсь не игнорировать материал учебника, так как этот материал тщательно отобран и имеется у всех учащихся, что создает удобные условия для занятий. Для того чтобы рассуждения учащихся были логически последовательны, достаточно аргументированы, добиваюсь полных и точных выводов. Разрабатывая уроки по фонетике, следует помнить об особенностях материала. Изучаются звуки речи, поэтому большая часть времени отводится на устную работу. Изучая раздел “Фонетика и графика” нужно представлять, при изучении каких тем необходимо будет использовать фонетико-графические знания.
При изучении морфологии фонетический разбор помогает объяснить целый ряд морфологических явлений, позволяет избежать довольно распространенной ошибки определения ь знака как окончания имен существительных типа огонь. Данные фонетики необходимы, чтобы осознавать особенности склонения имен существительных и прилагательных с основой на [й]: а) линия, история, батарея, затея, гений, планетарий, мнение, здание; б) медвежий, лисий, заячий и не считать [й] окончанием, а видеть в этой морфеме суффикс.
Рассматривая правописание сложных числительных от 50 до 80, от 500 до 900, от 15 до 19 объясняют в первых случаях правописание ь знака на конце первой части сложных числительных качеством согласного звука, а во втором утратой первоначальной мягкости согласного в конце первой части.
При образовании форм повелительного наклонения фонетический разбор объяснит закономерность появления форм на [й] у глаголов, основа которых оканчивается в настоящем времени на [й]: читай – читают [й?ут], работай – работают [й?ут], а также появление ь знака после конечного мягкого согласного: познакомь – познакомьте. Знания по фонетике углубляются при изучении глагольных видоизменений. Видовые пары могут быть образованы сменой ударения: расстелить – расстилать, спросить – спрашивать. Ударение в глаголе помогает различить не только виды, но и наклонения:
Повелительное наклонение |
Изъявительное наклонение |
держите |
держите |
ходите |
ходите |
пишите |
пишите |
носите |
носите |
Таким образом, поведение фонетического разбора показывает, что фонетика – это неизолированный раздел науки о языке, что объективно существующие фонетические законы влияют на другие явления и процессы в языке и отражаются в орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксисе.