Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету "Русский язык"

Разделы: Русский язык


Важной задачей в методике организации учебной деятельности обучаемых по русскому языку является усвоение правильной предметной терминологии.

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, псевдотесты, тезаурусы, схемоконспекты, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка.

Для организации основных подходов к учебной деятельности не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с РЕБУСАМИ и КРОССВОРДАМИ.

Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов русского языка. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия “рис. 1”.

Рис. 1

Хотелось обратиться к довольно редкому для русского языка средству проверки знаний обучаемых, каковым является решение кроссвордов.

Решение кроссвордов — полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Например:

Разгадайте кроссворд “рис.2”, используя для ответов наречия с приставкой на-.

Рис. 2

    1. Надеть шапку на одну сторону.
    2. Сделать что-нибудь торопливо, поспешно.
    3. В конце всего, после всего.
    4. Разгромить окончательно, полностью.
    5. Надеть что-либо изнанкой наружу.
    6. Сделать что-либо не до конца, не совсем.
    7. Двигаться к кому-нибудь.
    8. Биться до конца.
    9. Завязать крестообразно.
    10. Утром следующего дня.
    11. Сделать наперекор, чтобы разозлить.

Ответы:

  1. Набок
  2. Наспех
  3. Наконец
  4. Наголову
  5. Наизнанку
  1. Наполовину
  2. Навстречу
  3. Насмерть
  4. Накрест
  5. Наутро
  6. Назло

Наряду с достоинствами у этого способа есть и свои недостатки, в первую очередь узкие границы использования. Как верно замечено Головиной Т.В., “подобным способом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии, позволяющих ученику правильно сформулировать свою мысль при и ответе и грамотно задать вопрос учителю”.

Наряду с элементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать такие компоненты, как псевдотесты, схемоконспекты, графические диктанты, в которых ответы записываются определенными знаками, самостоятельные работы с различным уровнем сложности – разноуровневые карточки. При выполнении таких заданий учащиеся стремятся познать больше нового, их увлекают трудности, они испытывают удовлетворение от полученного результата, т.е. формируется учебно-познавательная деятельность.

Примером системы таких заданий может служить набор ПСЕВДОТЕСТОВ, который предлагается учащимся на одном из этапов распределенного во времени закрепления. Приведенный мною в качестве примера псевдотест на тему “Осложненные предложения”, свидетельствует о том, что с помощью таких заданий возможно объективно оценить уровень знаний учащихся.

Псевдотест

по разделу “Синтаксис”, на тему “Осложненные предложения”

Выберите верный ответ

1.

Какие слова называются вводными?

А) грамматически связанные с членами предложения, являются членами предложения и не вносят в предложение дополнительное значение;
Б) грамматически не связанные с членами предложения, не являются членами предложения, и вносящие в предложение дополнительные значения;
В) указывающие на достоверность предложения, которые могут указывать на сомнительность сообщения.

2.

Какое их этих слов не имеет значения выражения уверенности?

А) безусловно;
Б) возможно;
В) действительно;
Г) конечно.
Д) напротив

3.

Где в этом предложении вводное слово: “По-моему, мы давно должны были уже прийти в деревню”?

А) давно;
Б) прийти;
В) по-моему;
Г) деревня.

4.

Чем являются однородные члены по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с ним в падеже?

А) уточняющими словами;
Б) вводными словами;
В) обращением;

5.

Что включает в себя сравнительный оборот?

А) сравнительный предлог;
Б) сравнительный союз;
В) сравнительную словоформу.

6.

Чем отделяются в предложениях обращения, вводные слова, уточняющие словосочетания?

А) двоеточием;
Б) запятой;
В) точкой с запятой.

7.

Какие члены предложения всегда обособляются, содержат добавочное сообщение и выражают полупредикативные отношения?

А) второстепенные
Б) главные
В) дополнительные

Ответы на псевдотест

1. Б 2. Д 3. В 4. А 5. Б 6. В 7. А

Вопросы не требуют от обучаемых знания никакой другой информации, кроме той, которую они изучали в процессе своего обучения.

Одним из способов организации, призванных усвоить и закрепить знания, а также побуждать к дальнейшей учебной работе могут служить ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ (схемоконспекты) “рис. 3”

Рис. 3

Заполнение схемы позволяет мысленно выстроить цепь рассуждений и соответственно расположить учебные понятия так, чтобы обучаемый получал удовлетворение от правильно выполненной работы “рис.4”. Такой способ позволит ускорить контрольную процедуру в учебном процессе “рис.5”.

Рис. 4

Рис. 5

Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе можно также использовать ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ (ГД). Правильно составленный ГД представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов, утверждений. Количество вопросов в ГД по различным разделам должно быть таким, чтобы отразить основное содержание предмета. ГД направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать.

В качестве примера, представлю следующий графический диктант.

Графический диктант по предмету “Русский язык”

  1. Имеет ли каждое слово свое лексическое и грамматическое значение?
  2. В словосочетании “пустая голова” слово “пустая” употреблено в прямом значении?
  3. В русском языке существует один тип основы: производная.
  4. В слове беч..вка нужно писать букву “е”.
  5. Все существительные изменяются только по числам и родам.
  6. Краткие прилагательные не изменяются по падежам.
  7. Всегда ли главный член предложения, подлежащее, выражен именем существительным?
  8. Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями.
  9. В русском языке у имени существительного существует 6 падежей.
  10. В русском языке 3 нулевых суффикса:

а) -л- - прошедшего времени
б) -о- - настоящего времени
в) -и- - повелительного наклонения

Схема правильных ответов изображена на “рис.6”.

Рис. 6

Интерес к изучаемому материалу вызывают ТРЕХУРОВНЕВЫЕ КАРТОЧКИ, которые дают возможность учащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний, помогают учащимся испытать чувство эмоционального обогащения от сделанного, одновременно развивая сообразительность, находчивость, способствует более прочному усвоению знаний.

Такие серии заданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета “Русский язык”.

Например:

КАРТОЧКА №13
задания самооценки знаний “Три уровня”
по разделу русского языка “СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ”

Пояснение

Выберите задание по своему усмотрению в зависимости от сложности:

Если оцениваете свои способности на “3”, то выбираете задание №1.
Если оцениваете свои способности на “4”, выберите задание №2 .
Если оцениваете свои способности на “5”, выберите задание №3.

Задания выполняются на листах формата А4.

Задание №1.

Что такое морфема? Какие морфемы называют нулевыми? Приведите примеры.

Задание №2

Установите соответствие между словами и морфологическими способами их образования:

перегрузка
долгожданный
восхождение
бесплатный
жениться
взрыв
языкознание

А) приставочный
Б) суффиксальный
В) приставочно-суффиксальный
Г) бессуффиксный
Д) сложение
Е) постфиксальный

Задание №3

Разберите слова по составу, напишите к данным словам схемы.

Например: почернели – глагол, изменяемая часть речи (прошедшего времени)

Из каких морфем состоит слово изображается на “рис.7”

Слова: назывался, потрясения, наполняются, по-лисьи, подснежник, Поволжье, кто-либо.

Учащимся нравится работать с АНАГРАММАМИ, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.

КАРТОЧКИ С АНАГРАММАМИ “СЛОВА”

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

1. Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы.
2. Объяснить смысл этого понятия, с точки зрения лингвистики (русского языка).

Примеры:

Карточка №1

АДПЕЖ, АОИТ, ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС

Падеж, нота, калькулятор, слух.

Падеж – это словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, значение которого зависит не только от синтаксической функции, но и от связи с другими словами в словосочетании и предложении.

Карточка №2

ТЫЕСЧ, ГОМЗ, ВАСОНО, РАЦФИ

Счеты, мозг, основа, цифра

Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и не включающая в себя окончания у изменяемых слов или все неизменяемое слово без некоторых формообразующих аффиксов.

Карточка №3

МЯПЬТА, КВУС, ДРГОПЕЛ, ЕДАРПЧАЕ

Память, вкус, предлог, передача.

Предлог – это служебная часть речи, выражающая различные отношения между двумя объектами, между объектом и действием, между объектом и признаком и служащая для выражения падежных значений.

КАРТОЧКИ С АНАГРАММАМИ “ЧТО ЛИШНЕЕ?”

Учащимся раздаются карточки с группами анаграмм.

1. Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы.
2. Определить, какое слово в группе лишнее. Объяснить почему?

Примеры:

Карточка №1

АЕКЛИСК, ФЭОПЯИРО, РИГФАКА, РЕМАОФМ

Лексика, орфоэпия, графика, морфема

Морфема – основная единица морфемного уровня. Лексика, орфоэпия, графика – разделы русского языка.

Карточка №2

ОГАЛГОЛ, ОВЛОС, ЕРИЧАНЕ, ЛОИТСИЧЕЛЕЬН

Наречие, глагол, числительное, слово.

Слово – основная единица лексического уровня. Наречие, глагол, числительное – знаменательные (самостоятельные) части речи.

Карточка №3

СИЧОЛ, ЕНОЛСИЕКН, ИТНИВФИНИ, ОРД, ЖАДЕП

Число, склонение, инфинитив, род, падеж.

Число, род, склонение, падеж – морфологические признаки, характеризующие имена существительные. Инфинитив – это особая форма глагола, отвечающая на вопросы: “что делать?”, “что сделать?”

Один из способов активизации деятельности учащихся является применение ТЕЗАУРУСОВ, которое позволяет запомнить базовые понятия по предмету, активизировать процесс обучения, упрощает процесс подготовки учащихся, развивает познавательные силы и поисковую деятельность обучаемых.

Практическое их применение дает очень хорошее запоминание учащимися основных лингвистических терминов.

Например:

ТЕЗАУРУС
по предмету: “Русский язык”
по разделу “Лексика”

Автобиография
Антоним
Арго
Архаизм
Диалектизм
Доверенность
Единица
Жаргон
Записка (докладная, объяснительная)
Заявление
Значение
лексическое
переносное
прямое
Лексика
Лексикография
Лексикология
Неологизм
Омоним
Полифункциональный
Профессионализм
Синоним
Синонимический ряд

Слово
заимствованное
многозначное (полисемантическое)
однозначное (моносемантическое)
Стилистика
Стиль
научный
публицистический
официально-деловой
разговорный
функциональный
художественный
Тематические группы
Уровень
Фразеологизм
Фразеология
Функция
аккумулятивная
волюнтативная
коммуникативная
номинативная
познавательная
Язык

Все рассмотренные элементы занимательности доказывают одно, то что они дают возможность закреплять все основные разделы русского языка, основные единицы уровней, важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируют коммуникативные качества, популяризируют предмет. Они заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память, помогают увидеть и объяснить многое в языке.

Все это и активизирует учащихся на учебно-познавательную деятельность по предмету “Русский язык”.