Главная цель обучения родному языку в современной школе заключается в том, чтобы обеспечить речевое развитие учащихся, помочь им овладеть основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
В соответствии с целью обучения в некоторых современных программах по русскому языку усилена речевая направленность курса. Это проявляется в том, что центральной единицей обучения становится текст как речевое высказывание. При этом текст является объектом анализа не только на уроках развития связной речи, но и на каждом уроке, какой бы грамматической теме он не был посвящён.
Речевая направленность курса русского языка предполагает усиленное внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению.
Решению этой задачи, в частности, служит систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции русского языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств выразительности в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.
Внимание к образному слову позволяет не только обогатить речь учащихся, но и помочь им более глубоко осмыслить идейно-эстетическое богатство художественной литературы. Ведь если мы изучаем литературу как искусство слова, то именно анализ того, как живёт слово в художественном тексте, позволяет приблизиться к разгадке авторского замысла, понять содержание произведения и тем самым воспитать талантливого, способного к творчеству читателя.
Эстетическая функция русского языка традиционно изучалась различными филологическими науками: поэтикой, риторикой, стилистикой.
В ХIХ – начале ХХ веков в русской средней школе преподавался курс «Теория словесности». Он был построен как синтез риторики, стилистики, поэтики и других важных разделов русской филологии.
Изучение теории словесности строилось на базе риторики, которая сочеталась с курсом грамматики и логики. Курс же риторики строился традиционно по трёхчастной системе (изобретение, расположение, выражение) с классическим составом предметов (общие места, учение о страстях, хрии, периоды, тропы и фигуры). По учебному плану 1804 года в состав филологических дисциплин включалась всеобщая грамматика, грамматики отдельных языков, логика и риторика. Последняя считалась главной наукой словесности. Основным принципом языковой дидактики этого периода являлся принцип сопоставления: родной язык изучался в сопоставлении с неродными (латинским, греческим, французским, немецким).
В начале XX века происходит свёртывание сопоставительной системы изучения языков. Теоретико-словесный курс сокращается и упрощается: из него исключаются сведения логики, правила риторики и сам термин «риторика». Задачей курса становится формирование массового читателя художественной литературы.
В советское же время сформировалась одноязычная дидактика, в которой отсутствовали логика, риторика и поэтика. Тексты художественной литературы в ней выступали как основа нормативных правил грамматики.
В 90-е годы XX столетия наметился процесс возрождения словесности как учебного предмета, обеспечение речевого развития обучающихся стало основной целью уроков русского языка и литературы, в связи с этим учебники обогатились материалами, помогающими осознать связь между этими предметами.
Эти изменения нашли отражение в программе по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской. Главным её отличием от существующих и используемых в большинстве своём в современной школе программ является усиление речевой направленности курса. Программа построена таким образом, что часть урока, а иногда и весь урок русского языка становится уроком русской словесности, где постигаются истоки выразительности и красоты русского слова, осознаются механизмы создания образности речи.
Вводить элементы русской словесности в уроки русского языка согласно программе необходимо уже в 5 классе, потому что именно с этого времени обучающиеся приступают к последовательному, системному изучению лингвистики и не просто знакомятся с отдельными литературными произведениями разных жанров на уроках литературы, а учатся их анализировать, работая с текстом.
Например, при изучении раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе рассматривается переносное значение слова как основа создания художественных тропов: эпитета, олицетворения, метафоры. При изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» можно провести наблюдения за использованием приёма олицетворения в художественном тексте; при изучении темы «Имя прилагательное» - за употреблением прилагательных в качестве эпитетов и т.д.
Если тропы, в основе которых лежит слово как лексическая единица, целесообразно изучать в 5-7 классах, а впоследствии расширять и углублять знания о них, то со стилистическими фигурами, в основе которых лежит синтаксическая единица, логичнее знакомиться в 8-9 классах при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация», хотя строго ограничивать сроками введение понятий языковой выразительности не следует.
Работу над изобразительно-выразительными средствами художественной речи можно планировать, накладывая их изучение на основные разделы любой программы по русскому языку. Тем более, что необходимость в этом продиктована условиями подготовки к ЕГЭ, задание В8 которого требует свободного владения этим материалом. Как спланировать такую работу, покажем на примере уроков русского языка в 7 классе по программе под редакцией М.М. Разумовской.
№ | Раздел программы или изучаемая тема | Изучаемые изобразительно-выразительные средства |
1. | Фонетика и орфоэпия | Звукопись в поэтическом тексте (повторение). |
2. | Словарное богатство языка. | Тропы: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия. |
3. | Употребление наречий в речи. | наречия-эпитеты, наречные сравнения |
4. | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | Многосоюзие и бессоюзие. |
5. | Публицистический стиль речи. | Риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм. |
6. | Обратный порядок слов в монологической речи. | Инверсия. |
7. | Заметка в газету | Использование изобразительно-выразительных средств с целью воздействия на читателя. |
8. | Характеристика персонажа. | Использование изобразительно-выразительных средств при характеристике персонажа в художественном произведении. |
Далее представим возможные формы работы при изучении изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка и фрагменты уроков:
Формы работы:
- Словарные: составление предложений с новым термином (прообраз будущего свободного использования термина в сочинении).
- Творческие игры: подобрать эпитеты к слову, нарисовать словесную картину по данному словосочетанию, восстановление деформированного текста, версификация, моделирование киносценария, режиссёрской разработки.
- Тематические викторины.
- Творческие задания: сказки по грамматике, версификация различных жанров с сохранением стиля.
- Традиционные формы работы по развитию речи: сочинения, изложения, устные высказывания.
- Составление планов (простых, развёрнутых, тезисных, цитатных).
- Аналитическое чтение, первые опыты рассмотрения произведения в единстве формы и содержания.
- Устные и письменные ответы на вопрос: «Что мы представляем при чтении стихотворения?»
- Художественный пересказ с сохранением авторского стиля.
- Выразительное чтение, подготовка уроков-концертов и уроков-спектаклей.
- Создание альбомов литературных образцов.
Фрагменты уроков
1. Анализ текста.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(Пушкин А.С.)
Задания для анализа лексики:
А) Объясните с помощью этимологического словаря правописание слова «печальным».
Б) Объясните лексическое значение слова «сень», проверьте себя по толковому словарю.
В) Объясните лексическое значение слова «обнажалась», подберите синонимы.
Задания для анализа эстетической функции языка:
А) Словесное рисование: какая картина представляется вам при чтении этого отрывка?
Б) Какие звуки осени удалось воспроизвести автору?
В) Повтор каких звуков речи помогает создать картину осени? Дайте определение приёма. Выделите эти звуки в тексте.
2. Сочинение-рассуждение.
Проанализировав текст С. Погореловского «На что жалуется калитка», докажите, что автор использовал приём звукописи.
3. Творческая работа: «раскрашивание» текста.
Исходный текст:
Ночь. Луна висит над поймой реки. Облака плывут по небу. Где-то вдали кричит какая-то птица. Старый лес шумит. Могучие ели качают своими верхушками.
Задание: С помощью наречий «раскрасьте» текст дважды: передайте сначала состояние покоя, затем состояние тревожного ожидания.
Задание после прослушивания полученных вариантов: отметьте среди использованных вами наречий наречия-эпитеты и наречия-метафоры.
4. Аналитическое чтение.
Исходный текст.
Ты мне снишься в несбыточном сне
Про весенний Париж:
По-кошачьи сидишь на окне
И по-рыбьи молчишь.
Дым идёт из кирпичной трубы,
С неба дождик летит.
Не могу по-французски забыть,
По-английски уйти.
Я, наверно, нелепым кажусь
За окном фонарю:
На тебя по-медвежьи сержусь,
По-собачьи смотрю.
Я о вечной любви на земле
Не умею сказать.
Я рисую на мокром песке
Дождь в твоих волосах.
(М. Алексеева)
Задания:
- Объясните правописание наречий в тексте, прочитайте их в составе словосочетаний. Как образованы эти наречия? Определите словообразовательную модель.
- Какую роль выполняют эти наречия в данном тексте? Какой формой сравнения их можно заменить? Как вы думаете, почему автор использовал именно эту форму?
- Какой образ помогают создать эти наречия? Как создаётся фантастический образ «несбыточного сна»?
Все перечисленные формы работы позволяют обучающимся сначала проводить наблюдения над изобразительно-выразительными средствами языка, затем, пользуясь образцами, включать их в свои творческие работы и, наконец, научившись пользоваться ими свободно, вводить в собственную устную и письменную речь. Это позволяет решать одни из основных задач современной языковой дидактики: обеспечение речевого развития обучающихся и воспитание грамотного читателя.