«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества», – писал академик Лихачев.
Любовь к родному краю невозможна без знания народных традиций, обычаев, народных промыслов, праздников и музыки. Это знание очень полезно, так как именно там лежат корни отечественной народной педагогики. Но ведь есть такие вещи, о назначении которых мы, современные горожане, и не знаем. Спросите прохожего, что такое седмица или суковатка – и вряд ли вы получите ответ. Почему? А потому, что сейчас эти слова и понятия исчезли или заменены на другие, более современные. Но ведь нельзя жить в настоящем, ничего не зная о прошлом, ибо человек тем и отличается от животного мира, что умеет помнить прошлое и использовать опыт, накопленный предыдущими поколениями.
Сегодня, когда в нашу жизнь все увереннее входят компьютеры, школа тоже не может остаться в стороне. Работая в гимназии с русским этнокультурным компонентом, я столкнулась со следующей проблемой: как преподать учебный материал по русскому языку, чтобы одновременно решить несколько задач:
1) в научной, доступной и понятной форме
объяснить новые темы;
2) через дидактический материал вести
воспитательную работу, изучая историю культуры
русского народа, воспитывая в детях уважительное
отношение к истории своих предков;
3) обеспечить уроки русского языка достаточным
иллюстративным и дидактическим материалом;
4) умело сочетать индивидуальную и групповую
работу с классом за счет разнообразного
дидактического, иллюстративного материала;
5) прививать любовь к русскому языку через его
пропаганду на уроках и во внеклассной
деятельности.
Реализации этих задач помогают разработки уроков по русскому языку и литературе.
Что же из себя представляют данные разработки?
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное» выполняет сразу несколько функций: помогает закрепить ЗУН по данной теме, знакомит с особенностями русских народных промыслов, воспитывает любовь и уважительное отношение к истории своей страны. Данный урок является последним при изучении учебного материала по теме. Именно при обобщении целесообразно использовать представленный материал.
Также на этапе обобщения может быть использован урок «Глагол. Русский народный костюм». В данном случае хорошо прослеживается использование текстов с русским этнокультурным компонентом. Богатый иллюстрациями, урок, тем не менее, несет много полезной информации для учащихся, помогает повторить виды разбора, подготовиться к проверочной работе, знакомит с этимологией названия деталей русского национального костюма.
3 урока в 8 классе разработаны под общей темой «Обобщение второстепенных членов предложения». Именно эти темы являются самыми сложными за курс русского языка 8 класса, и поэтому использование мультимедийных средств помогает не только рационально использовать время на данных уроках, но и научно, доступно и интересно представить перед учащимися излагаемый материал, познакомить с историей родного края.
Работая в гимназии с русским этнокультурным компонентом, постепенно понимаешь, что недостаточно только говорить о русских традициях, обычаях, праздниках. Так, при работе над уроком в 8 классе «Повторим орфографию» я в качестве дидактического материала использовала информацию о флаге, гимне и гербе РФ и РТ. Я искренне считаю, что лишь тот человек будет по-настоящему понимать свою культуру, кто уважительно относится к культуре других народов. Поэтому на уроках стала использовать материалы, позволяющие развить кросскультурную компетентность. Через что происходит это развитие? Через использование на уроках и во внеурочной деятельности материалов, учитывающих историческое прошлое народов России и Татарстана:
Русский УНТ | Татарский УНТ |
– пословицы, поговорки | – пословицы, поговорки |
– сказки | – сказки |
– праздники | – праздники |
– обычаи | – обычаи |
Именно эту тему предложила при разработке
урока внеклассного чтения в 6 классе по мифам
Древней Греции. Кроме программного
материала, обязательно затрагиваю
фразеологизмы, которые своим происхождением
обязаны греческим мифам, расширяя, таким образом,
кругозор учащихся, реализовывая воспитательную
функцию обучения.
Уроки литературы в 9 классе по изучению
творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова позволяют
познакомиться с жизнью и творчеством писателей,
творчество которых изучается во всём мире. Кроме
того, данный материал представляет интерес для
самостоятельного изучения творчества писателей.
Урок литературы в 11 классе по теме «Тема народных страданий и горя в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» помогает учиться понять предпосылки поступков обычных советских людей во время ежовщины, самого трудного времени в плане выражения собственной точки зрения.
Работая в школе, нельзя уделять внимание только учебному процессу, воспитание идет нераздельно с обучением. И поэтому при разработке классных часов и внеклассных мероприятий я также использую материалы, помогающие формированию кросскультурной компетенции учащихся. Внеклассная работа в классе базируется на материалах народной педагогики. Заочная экскурсия по городам Золотого кольца позволяет учащимся больше узнавать о славном историческом прошлом России.
Учитель – это профессия, представители которой не только учат других, но и сами постоянно учатся. При подготовке выступлений на методических объединениях гимназии, района также использую опыт формирования кросскультурной компетенции, которым охотно делюсь с коллегами. В этом мне помогают знания информационных технологий, освоенных в результате прохождения курсов при гимназии 125.
Вся эта планомерная работа привела к тому, что дети знакомы с обычаями, традициями, промыслами не только русского, но и татарского народов. И поэтому закономерно, что знания помогают учащимся и на других предметах, т. е. осуществляется межпредметная связь. Так, на уроках информатики учащиеся 9 класса, используя литературный материал, создали цветовые ассоциации на произведения русской литературы первой половины 19 века, а при создании национальных русских и татарских узоров были использованы знания и по народным промыслам.
Кураторство при создании работ учащихся позволяет добиться глубокого, четкого осмысления изучаемого материала, прививает интерес к предмету, учит самостоятельности, развивает мышление и речь учащихся.
За истекший период мною было разработано 6 уроков русского языка, 4 урока литературы, классный час, внеклассное мероприятие, написаны 6 статей, разработано 4 выступления, я приняла участие в 2 конкурсах: «Учитель года» в 2005 году – 2 место в районе, «Классный руководитель» в 2007 году – 3 место в районе; разработала 2 методических сборника по русскому языку с русским этнокультурным компонентом. При разработке данных уроков и методических пособий, дидактических материалов использую программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint. В результате планомерного использования вышеперечисленных материалов учащиеся принимают активное участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, занимают призовые места, заинтересованно относятся к предмету. Так в этом учебном году учащаяся 9А класса Сафина Римма заняла 1 место в районе по русскому языку, 5 место – в городе, 10 место – в республике.
Кроме того, распространение моего педагогического опыта происходит и в начальных классах гимназии. Так при подготовке к районным семинарам и конкурсам «Молодой специалист-2007», «Молодой специалист-2008», «Классный руководитель-2008», «Учитель года-2008» учителя использовали эту методику. Кроме того, я регулярно делюсь своим педагогическим опытом во время семинаров и конференций разного уровня, связанных с реализацией статуса гимназии.