Цели:
- формирование у учащихся представления о системном характере языка, его строении;
- обогащение и расширение знаний школьников об отдельных аспектах;
- языковой системы;
- повышение культуры речи;
- развитие и воспитание чувства прекрасного, любви к своей малой родине (региональный компонент).
Предварительная подготовка к уроку:
Класс делится на 5 групп («научные группы», которые будут заниматься подбором экспонатов для залов музея). Каждая группа получает название зала: «Орфография», «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Морфемика». В течение 10-14 дней ученики подбирают материал, а учитель лишь консультирует их по отдельным вопросам.
Для всех учеников необходимо подготовить Лист контроля с текстом для лингвистической работы на уроке.
Оборудование:
- Мультимедийная установка с экраном (для показа презентаций учеников).
- Словари и справочники разных видов.
- Высказывания писателей и лингвистов о русском языке.
Ход урока.
1.Орг. момент. Настрой учащихся на работу. Психологическая установка.
2.Слово учителя:
-На свете много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей – Музей русского языка. В нём много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты. Штат сотрудников Музея укомплектован, разделён на группы под руководством старших научных сотрудников. Нам необходимо подготовить Музей к открытию и быть готовыми рассказать посетителям обо всём, что их может заинтересовать.
Архитекторы представили нам проект – план расположения залов Музея.
Научные группы сейчас поделятся со всеми присутствующими своими знаниями.
Итак, русский язык в первую очередь отличается установившимися нормами, правилами, хорошо исследованными и описанными в учебниках и грамматиках. Именно поэтому наш музей начинается с зала «Орфография». Предоставляем слово первой группе.
(Группа показывает свой проект -презентацию).
Чтобы убедиться в многообразии правил орфографии, обратимся к очерку Б. Евсеева «Стародонье».
(Напечатанный деформированный текст с пропусками букв и скобками есть у каждого ученика – Лист контроля).
1.Ознакомительное чтение.
2.Выразительное чтение вслух.
3.Работа с орфографическими правилами текста (вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки).
3.Учитель:
Нас окружает множество звуков: шелест травы, шум дождя, гром грозы, пение птиц, скрип двери, визг тормозов…Но какое отношение всё это имеет к русскому языку? Наша речь тоже состоит из звуков, но это особые звуки – звуки речи. Все они изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой. Итак, мы переходим во второй зал нашего музея – «Фонетика».
Слово второй научной группе.
(Группа представляет свой проект).
Работа с текстом:
1.Подчеркните в тексте 3-4 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков (красным цветом).
2.Найдите и подчеркните 2 слова, в которых наблюдается несоответствие между произношением и написанием (зелёным цветом).
4.Учитель:
Русский язык отличается богатством, красотой, выразительностью.
Узнать обо всём этом можно в зале «Лексика».
Слово третьей научной группе.
Работа с текстом:
1.Подберите синонимы к словам:
неприятель –
легендарный –
сражаться –
2.Объясните лексическое значение слов станица и курень.
5.Учитель:
Следующий зал нашего музея – «Морфология».
Слово четвёртой научной группе.
Работа с текстом:
1.Определить части речи в I абзаце, написать над словом.
2.В III абзаце определить количество причастий и написать напротив абзаца соответствующую цифру.
6.Учитель:
Итак, пятая научная группа собирала экспонаты для зала «Морфемика».
Вам слово.
Работа с текстом:
1.Найдите в тексте сложные слова.
2.Сделайте морфемный разбор слов последнего абзаца:
побывали, известные, писатели.
7. Наши архитекторы предоставили музею и большой зал «Синтаксис и
пунктуация», но подбором экспонатов для него мы все вместе будем заниматься в течение 2-х лет изучения русского языка в 8 и 9 классах.
А вот в зал «Словари и справочники» нам приходится заглядывать по несколько раз в день. Ведь экспонаты именно этого зала стали нашими надёжными помощниками, настольными книгами, помогающими самостоятельно добывать знания. Академик И. И. Срезневский считал, что «словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека».
А наша работа в Музее русского языка на сегодня закончена, но она обязательно будет продолжаться при изучении других разделов курса.
Для тех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждём гостей!
8. Подведение итогов. Выставление оценок.
Лист контроля. Ф. И.
------------------------------------------
Ж…вём мы в нашем посёлке в 35-40 к…лометрах от станиц Дона. Туда мы ч…стенько наведываемся на базы отдыха провести свой отпуск, покупаться в Дону, порыбачить. А что мы знаем об этих станицах, о природе Донского края?
По берегу Дона проходит п…сча(н, нн)ая гора. Когда-то казаки жгли на её в…ршине ст…рожевые к…стры, предупреждая все (близ)лежащие станицы о пр…ближении войск (не)приятеля. Сейчас склоны горы, как и балки кругом, - единственное место на Среднем Дону, где из-за (не)удобий сохр…няется настоящая ст…пная природа, (не)тронутая ковыльная степь.
Живописны станицы своими куренями, привольно ра(з,с)броса(н,нн)ыми по склонам балок. И до сих пор можно увид…ть знаменитые донские чаши – особым образом собра(н,нн)ые и подреза(н,
нн)ые в…ноградные кусты.
Очень чтут в станицах всё, что связа(н,нн)о с именем Петра I, легендарного Ермака. Где(то) здесь зарыты, по преданию, казна Запорожской Сечи и клад аланского царя Инбиабу.
Стоит также упомянуть о знаменитых художниках В.И. Сурикове и М.Б. Грекове, о легендарной кавалерист- девице Н.А. Дуровой, которая под именем корнета Александра ср…жалась с наполеоновскими захватчиками.
Побывали здесь и многие другие извес...ные люди, писатели А.С. Сера
фимович, В.М. Шукшин, а имена донских писателей М.А.Шолохова, А.В. Калинина, В.Закруткина, А.Приставкина извес…ны всему миру.