Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, которые положены в основу программы формирования универсальных учебных действий, являются:
– наличие у школьника широких познавательных
интересов, желания и умения учиться;
– проявление самосознания школьника как
личности: его уважения к себе, способности
индивидуально воспринимать окружающий мир,
иметь свою точку зрения и выражать ее;
целеустремленности;
– становление как члена общества;
– формирование эстетических чувств и вкусов и
многие другие ценности.
В соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, планируют деятельность, что дает школьникам эмоциональную и содержательную поддержку.
Группы могут выполнять одинаковые или разные задания. Но задачи разные. Если задания одинаковые, кто быстрее и вернее выполнит работу. Если разные задания, скорость можно не учитывать. Учитель только корректирует его, учитывая взаимоотношения между ребятами. Такая работа может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: выполнения заданий и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Но выполнение групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение является непременным условием формирования правильных понятий.
Формы групповой работы я использую в своей практике уже ряд лет. И такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результат учебного труда и способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма, занимают особое место. По творчеству М.Ю.Лермонтова я разработала три варианта урока: урок-диспут, урок-КВН и урок-викторину. Предложила ребятам выбрать один из вариантов. С большим энтузиазмом был выбран второй вариант, урок-КВН. Готовясь, ребята перебрали большое количество литературы, совместно искали ответы на вопросы, выбирали отрывок для инсценировки, перечитали стихи поэта. Какой багаж знаний они получили, и как эта работа сплотила ребят!
Сейчас в связи с демократизацией общества и мы, преподаватели, получили большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения. При этом особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Форма групповой работы прекрасно может использоваться на всех этапах урока.
Например, урок-следствие «Следствие ведут знатоки». Тема «Деепричастие как особая форма глагола». Урок начался с повторения пройденного материала. Его подготовила и провела группа ребят. Это был блиц-опрос по теме «Причастие» с использованием интерактивной доски. После чего была предложена проблемная ситуация: провести тщательное расследование по определению слова-незнакомца. Для начала было предложено выписать однокоренные слова. На доске появилась запись: веселый – весело – веселящийся – веселясь.
Снова групповая работа. Ребята определили признаки первых трех слов, то есть сделали морфологический разбор. А вот признаки четвертого слова ребята не смогли определить. Тут им на помощь пришел учитель. Еще одна группа ребят заранее подготовила полный отчет о результатах следствия с использованием интерактивной доски.
Подача нового материала должна быть логическим
продолжением предыдущих этапов урока. Это можно
достигнуть путем использования технических
средств. И в данном случае эффективна и работа в
парах, и групповая работа. При закреплении нового
материала можно предложить ребятам подготовить
диалог (работа в паре), а можно предложить
сочинение по заданному началу (групповая работа).
И использование игровых элементов на уроках
дает новые знания, пробуждает эмоции, развивает
фантазию, возбуждает интерес к русскому языку, а
также помогает вовлечь в работу большое
количество учащихся и оценить их.
Интерактивные компьютерные таблицы. Любая схема,
таблица, графический алгоритм помогают
выстроить отдельные языковые факты в строгую
систему, упорядочить знания учеников. Ведь
наглядное пособие воспитывает у детей логику
мышления, помогает выявлять
причинно-следственные связи, развивает внимание
и оперативную память.
Работа с самодельными наглядными пособиями, аппликациями, ЦОРами и ЭОРами на уроках русского языка способствует развитию интереса у детей, заставляет их думать, быть внимательными, позволяет запоминать сложные правила без зубрежки. Их использование особенно эффективно при повторении и закреплении темы. Например, нам надо повторить на уроке правописание корней с чередующейся гласной.
Подготовка различных наглядных пособий – само по себе увлекательное для учеников занятие.
То, что есть возможность наглядно, зримо преподнести новый материал, очень важно: ведь то, что увидел ребенок, эмоционально пережил, то становится «своим», становится настоящим знанием.
Ассоциативные рисунки помогут запомнить правила, вызовут зрительские и смысловые ассоциации, что в свою очередь способствует быстрому запоминанию и творческому развитию учащихся. Тут снова на помощь приходит компьютер, с его помощью можно сделать различные ассоциативные рисунки на все правила русского языка. Только больше фантазии нужно! Так на уроке «Следствие ведут знатоки» после того, как группа ребят сделала полный отчет о результатах следствия, на экране появилась запись.
А затем и фоторобот появился.
В процессе обучения важно не только то, что ученик делает, но в большей степени то, как он это делает, ибо только правильные действия могут привести к качественному результату.
Основу гуманитарного, культурологического воспитания составляет правильное сочетание урочного и внеурочного общения. Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. При правильной организации учебной работы все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения, ведь при освоении учебного материала каждый вносит свой индивидуальный вклад.
Для развития коммуникативных навыков в учебной деятельности применяются и игровые технологии. Деловая игра «Корректор», которую я применяю в практике, очень хороша для проведения обобщающих уроков. На таких уроках каждый ученик выступает в роли корректора. Готовя их, можно использовать разнообразные формы работы.
Активные формы обучения позволяют решать несколько задач: развивают коммуникативные умения и обеспечивают решение воспитательных задач, приучают работать в группах. Получая новые знания и овладевая конкретными умениями, оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире. А значит, учиться быть полезным обществу, коммуникативным и активным образом жизни человеком. А это, я думаю, очень важно в современном мире.
«Следствие ведут Знатоки»
Урок по теме «Деепричастие». 7 класс
Цели урока:
- Обучающая: познакомить с деепричастием; научить находить деепричастие в тексте и отличать от наречия.
- Развивающая: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, привитие исследовательской способности.
- Воспитательная: способствовать формированию эстетического вкуса, совершенному владению речью.
ХОД УРОКА
I. Блиц-опрос по теме «Причастие» (опрос подготовил 1 ученик, используя интерактивную доску. Можно подготовить презентацию, используя ИКТ)
Вопросы к блиц-опросу.
1. Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки:
а) глагола
б) наречия и глагола
в) прилагательного
г) глагола и прилагательного
2. Какие признаки имеет причастие:
а) время (настоящее и прошедшее)
б) время (будущее)
в) вид
г) возвратную форму
3. Если причастный оборот находится после определяемого слова, то он
а) обособляется
б) не обособляется
4. Укажите слова с Н:
а) завороже..ый
б) завороже..
в) уложе..ый
5. Укажите слова с НН:
а) жаре..ный картофель
б) картофель пожаре..
в) жаре..ый в масле картфель
6. Причастие с зависимыми словами образуют …
7. Не с полными причастиями пишем раздельно, если при причастии есть …
8. Не с краткими причастиями пишем раздельно …
9. Укажите слово (или слова), где не пишем слитно:
а) дом (не) отремонтирован
б) (не) отремонтированный еще дом
в) (не) отремонтированный дом
II. Работа по теме урока
Учитель. В одном из предложений,
записанных на доске, обнаружено
слово-незнакомец. Оно тщательно замаскировалось
под другие, очень нами уважаемые части речи. Но
его принадлежность к таковым вызывает сомнение.
Для того чтобы выяснить подлинную сущность
слова-незнакомца, для проведения тщательного
следствия по установлению личности незнакомца
требуются знатоки.
Успех расследования зависит от того, как
внимательно будет сделан анализ всех
характерных признаков слова. А для этого нужно:
1) выяснить, действительно ли исследуемое слово
имеет что-либо общее с известными нам частями
речи или это тщательная маскировка;
2) определить степень «родства» с каждой их них и
функции, которые выполняет слово-незнакомец;
3) на основе этих данных при помощи «фоторобота»
установить личность незнакомца.
Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!
Запишите число и тему урока. Хочу обратить ваше
внимание на то, что пропущенное слово в теме мы
запишем в конце урока, когда определим личность
незнакомого слова.
Первое, что нужно сделать, обнаружить незнакомца.
Для этого нужно разобрать предложения,
записанные на доске, по членам предложения.
(Четыре ученика у доски разбирают предложения, остальные внимательно слушают и определяют, правильно или неправильно выполнено задание)
Веселый ветерок расплетает косички
белоствольных берез.
Веселящийся ветерок расплетает косички
белоствольных берез.
Веселится ветерок, расплетает косички
белоствольных берез.
Резво веселясь, расплетает ветерок косички
белоствольных берез.
Теперь следует выписать в тетради однокоренные слова и обозначить корень; определить, к какой части речи относится каждое из них.
(На экране появляется запись, после того как ребята уже справились с этим заданием)
веселый – веселящийся – веселится – веселясь
Какое слово не смогли определить?
Его мы оставим, как говорится, на потом. А сейчас
выполним следующие задания.
Как образовано слово «веселящийся»?
Какое это причастие? Докажите. Образуйте другие
формы этого причастия.
Определите признаки первых трех слов. Задание
будете выполнять в группах. А для сообщения
итогов выберите одного ученика.
Далее при помощи таблиц, которые вы видите на
доске, определите признаки слова-незнакомца.
Как образовано это слово?
(После ответа ребят высветить на экране или на интерактивной доске запись: весел+я+сь).
Следующий этап работы – работа с текстом.
Д.ревья по-разному уходят на зимний п.кой.
(Не)истово кричит, весь п.лыхая ж.лтым пламенем,
могучий дуб. Кр.вавит(?)ся осина. Гордо, не желая
ра.стават(?)ся с зеленью, пр.нимает смертный час
жгучий тополь. Никнет, дугой вытягивает(?)ся под
т.жестью ягод рябина.
Лишь березка тихо, по-русски, как должное, покорно
пр.нимает свою судьбу. Она и к к.нчине излучает
свет и радость людям.
Прежде чем начать искать слова-незнакомцы
сделаем анализ текста, восстановить его,
объясним орфограммы.
Ну а теперь найдите слова-незнакомцы,
определите, как они образованы.
Здесь хочу снова обратить ваше внимание на то,
что слово неизменяемое, а значит у него нет и не
может быть окончания.
Полный отчет о результатах следствия сделает …
(Ученик или ученица должны под чутким руководством учителя заранее подготовить сообщение. На интерактивной доске появляется примерно такая запись: слово-незнакомец не маскируется под глагол или наречие, а действительно имеет с ними ряд общих признаков: вид, время, может быть возвратным или невозвратным (как глаголы); не изменятся, а в предложении является обстоятельством (как наречие). Оно является, на мой взгляд, более близким «родственником» глагола, так как образуется от глагольной основы, и дальним «родственником» наречия.)
Вернемся к началу урока, к четвертому предложению. Поставим вопрос к оставшемуся второстепенному члену предложения. Какой это член предложения? А если это обстоятельство, как мы его подчеркнем?
Вот и определены все признаки слова-незнакомца. Они заложены в ЭВМ. Посмотрим, что у нас получилось.
(На экране появляется запись, а затем «фоторобот»).
Спасибо! Ваши данные
заложены в ЭВМ. Получите фоторобот! |
Глагол Деепричастие Наречие
|
Ну и как называется слово-незнакомец?
Пришла пора записать недостающее в теме слово.
Теперь обратимся к учебнику. Что же написано о
деепричастие в учебнике?
Выполним упражнение 159 устно. Надо определить,
какие выделенные слова обозначают основное
действие, а какие добавочное?
Упражнение 160 тоже выполним устно. Здесь следует
ответить на вопрос, почему вариант предложения с
деепричастием оказался лучше.
А упражнение 161 выполним письменно. Нужно списать
предложения, исправляя ошибки в употреблении
деепричастий. Для того чтобы правильно его
выполнить, запомните, что основное действие,
обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное
действие, обозначенное деепричастием, относятся
к одному и тому же лицу.
Осталось сделать только вывод.
(Кто-то из учеников, а затем и учитель подводят итог следствия.)
Домашнее задание: выпишите из учебника литературы пять-шесть предложений с деепричастиями, подчеркните их.