Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно- техническое пространство XXI века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Огромное влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную к конкуренции, проявляющую себя в нестандартных условиях, умеющую использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Внедрение личностно-ориентированных и развивающих технологий- условие, которое способствует развитию учащихся. Подобные технологии обеспечивают учебную деятельность школьников, учитывают и развивают индивидуальные особенности школьников.
В российской лингвистике и методической традиции есть многое, что становится актуальным именно сейчас и требует к себе пристального внимания. Знание исследований психологов стало важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога. Учитель- словесник прислушивается к словам психологов о теории установки, о формировании личности ученика, об искусстве общения. Изучение русской литературы и русского языка занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. Так воспитывается любовь к родному языку, к родине, высокая нравственность.
На психологической теории А. Н. Леонтьева базируется методический принцип активной коммуникации. Коммуникативность предполагает использование изучаемого языка в естественных для общения условиях, но наряду с ней необходима гносическая методика - методика изучения содержания языковых единиц и речевых произведений как самосознания речевой личности.
Из этого следует, что, во-первых, необходимо комплексное рассмотрение содержания текста, и, во-вторых, интерпретация его должна быть динамичной. Вот перед нами “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” А. С. Пушкина:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный,
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня… и т. д.
Сколько мысли, чувства! Начало стихов сразу вводит нас в мрачную и тяжелую обстановку. Два безличных предложения дополняют назывное. Тревога усиливается. После двусоставного предложения три назывных. Они умножают наше сопереживание автору: мы вместе с ним прислушиваемся, вдумываемся.
В вводной беседе поясняется слово парка. Коллективная и индивидуальная работа со словарями проводится после чтения стихов, перед которым в классе постепенно гаснет свет, магнитофон воспроизводит “ход часов…однозвучный”. Учитель или ученик читает “Стихи…” наизусть. Первое задание: как можно одним словом озаглавить текст? Каждый обосновывает свой выбор. После этого открывается таблица с текстом, где односоставные предложения выделены красным цветом. При анализе предложений учащиеся убеждаются, что двусоставные и односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, что односоставные предложения делятся на две основные группы, различаются по составу и интонации, по содержанию и смыслу. Далее можно предложить различные виды разборов, нахождение орфограмм, их группировку, иллюстрацию правил примерами из текста. Работа с русским классическим текстом носит исследовательский творческий характер, надо уметь применять знания, обобщать и систематизировать изученное. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но, прежде всего, на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи.
На уроке литературы педагогическая ситуация осложняется тем, что необходимо организовать не только общение учителя и учеников, общение школьников внутри классного коллектива, но наладить контакт с литературным произведением, писателем. Общение с искусством предполагает способность перенесения себя в другого человека. Для того чтобы общение учителя, учеников и писателя на уроке литературы состоялось, необходимо отобрать для изучения произведения, нравственно - актуальные для сознания учеников, необходимо найти творческие приемы интерпретации текста, родственные художественному мышлению автора.
Проектируя на основе данных психологии, эстетики, методики и дидактики определенный тип деятельности учащихся, планируя с учетом достижений многих учителей - словесников систему урочных и внеурочных занятий, важно в первую очередь обратиться к исследованию ученического восприятия, к исследованию сложного процесса чтения учеником книг, его общения с миром авторских образов и идей.
Часто приходится встречаться с тем, что даже одиннадцатиклассники не могут высказать впечатления о прочитанном, активизировать читательский опыт, отобрать материалы для анализа текста, постичь глубину авторского замысла и своеобразие его авторской системы. Причины этого кроются в недостатках преподавания литературы или в отсутствии интереса к чтению книг.
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть одной из актуальных научных проблем, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.
В старших классах школьники начинают сознательно относиться к процессу познания фактов искусства, что реализуется при изучении русского классического текста.
В работе над романом И. С. Тургенева “Отцы и дети” большое внимание следует уделить углублению представлений учащихся об индивидуальном стиле писателя, об особенностях жанра романа. Следует подвести школьников к пониманию того, что в романах Тургенева всесторонне раскрыты связи человека с эпохой, что Тургенев-романист сыграл огромную роль в развитии жанра социально-психологического романа. В работе с классом используем материал самостоятельного чтения романов “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне” (по выбору).
В изучении творчества Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова стремимся к активному использованию понятия стиля в процессе анализа. В работе над романом-эпопеей “Война и мир” переходим к проблемному и “пообразному” анализу, организуя в соответствии с этим деятельность учащихся.
Анкетирование, проведенное при изучении следующей темы, на уроках по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”, показало эффективность рекомендуемой системы работы, целесообразность усложнения заданий по анализу стилей писателей от темы к теме. А также наличие неиспользованных резервов в плане усиления идейно-эстетического и эмоционального воздействия художественной литературы на учащихся. Ответы свидетельствовали, что учащиеся могут самостоятельно определить основные особенности стиля писателя, его нравственную проблематику.
Как бы ни было свято наше желание прямо воздействовать на поведение учеников, их мораль, не стоит оставлять их на уровне отдельной психологической ситуации, отчуждаясь от проблемы произведения. Ведь при таком чисто утилитарном подходе к искусству ученики в лучшем случае увидят в нем свое отражение. А нам нужно, чтобы они увидели, вокруг себя огромный мир и определили свое место в нем.