Изложение – пересказ текста (полный или
сжатый).
Ученик не может вносить свои дополнения в
исходный текст.
Основная задача сжатого изложения – передать
смысл текста, не нарушая логики, исключить второстепенную
информацию (описательные элементы, детали) или
сформулировать кратко (обобщить), заменить
сложные конструкции предложений более простыми (упростить).
Работа над изложением в черновике
Задание 1.
Во время слушания текста выполняйте следующие задания:
- определите число микротем по количеству длительных пауз диктора и обозначьте их цифрами (между цифрами оставьте 5–6 строчек),
- запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы рядом с цифрами.
Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
Слушание текста
Осмысление текста
Задание 2.
Определите тему текста (о чем данный текст?), тип
речи.
Сформулируйте и запишите основную мысль текста
(что хотел сказать автор?).
Запишите тему каждого абзаца, используя ключевые
слова как опорный материал.
Способы определения темы:
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или размышлениям героев;
- по заглавию текста.
Во время повторного слушания текста выполните следующие задания:
- дополните абзац необходимой информацией;
- определите основную мысль каждой микротемы (что говорится о предмете высказывания в каждом абзаце?).
Слушание текста
Задание 3.
Преобразуйте записи в текст, не нарушая логики
изложения.
Уберите нумерацию.
Редактирование текста
Отредактируйте текст, ответив на вопросы:
- Сохранена ли последовательность мыслей изложения?
- Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы?
- Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?
Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):
– однотематическая лексика;
– лексический повтор;
– синонимы;
– местоимения;
– наречия;
– видовременная соотнесенность глагольных форм;
– антонимы;
– союзы;
– частицы;
– вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь между ними;
– структурная соотнесенность предложений;
– порядок слов в предложении;
– неполные предложения;
– интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте).
Прочитайте текст. Читая, устраняйте речевые и грамматические ошибки.
Речевые ошибки
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Нарушение лексической сочетаемости. Увеличение уровня благосостояния… (повышение).
Употребление лишнего слова (плеоназм). Прилетели пернатые птицы (птицы или пернатые).
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В рассказе “Муму” рассказывается...
Повторы. Чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять большое внимание учению.
Употребление слова (выражения) иной стилевой окраски. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
Смешение лексики разных исторически эпох. В сочинении по картине Васнецова: “На богатырях кольчуги, брюки, варежки” и др.
Грамматические ошибки
Неправильный выбор падежного окончания. Нет время, с повидлой.
Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.
Несочетаемость форм управления. Оплатить за проезд (оплатить что?)
Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Это произведение более худшее.
Ошибочное образование форм местоимений. Ихний ребенок, около его.
Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов. Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни, отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительным причинам.
Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Передо мной лежала отредактированная рукопись редактором.
Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Выставка-просмотр открыт ежедневно.
Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
Нельзя ставить общее слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. Трест организовал и руководит предприятиями (организовал что? руководит чем?)
Нарушение границ предложения. Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю.
Нельзя употреблять придаточное предложение без главного. Если сдадим экзамен.
Неправомерное соединение близких по значению подчинительных союзов. Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Пропуск необходимых слов. Ученик кое-как сделал уроки и побежал в волейбол.
Прочитайте текст 2-й раз. Проверьте орфографию.
Прочитайте текст 3-й раз.
Проверьте правильность постановки знаков
препинания.
Перепишите текст в тетрадь.
Приложение 1. Презентация “Сжатое изложение…”.
Вариант текста для изложения
Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
Природа - это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.
Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. Так просто! А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется - у них тоже не так просто капли сливаются.
И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.
В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение.
Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.
Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только человек.
История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. (М.М.Пришвин)