Методика организации исследовательских проектов школьников на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


На протяжении многих лет мои ученики занимают призовые места на конференциях разного уровня. Не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним посетить библиотеку и подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.

Исследовательские проекты представляют собой творческую, исследовательскую работу учащегося (или группы учащихся), выполненную под руководством научного руководителя за рамками школьной программы по одному из учебных предметов, их комплексу или направлению (компьютерные системы и современные технологии проектирования программных продуктов; физико-технические проблемы современной техносферы и медицины; медицина и здоровье; техника и инженерное дело; гуманитарные науки и проч.).

Научно-исследовательская работа учащихся организуется:

а) для развития творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук;
б) для формирования первоначальных практических умений организации научной работы;
в) для улучшения профориентации школьников;

Исследовательские проекты подводят к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Цель, стоящая перед учителями – создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность школьника на рынке труда.

  • Какие условия могут быть созданы для реализации этого направления?
  • Мотивация учителей и учащихся на выполнение научно-исследовательских проектов через различные формы – семинары, практикумы, методические советы.
  • Организация научного общества школьников. Запись в научное общество определяется на основании желания ученика участвовать в научно-исследовательской работе.
  •  Внеклассная дополнительная работа, где ребята осваивают методы и приемы научного исследования, учатся работать с литературой.
  • Привлечение научных сил к руководству с целью индивидуального консультирования в процессе создания работ.

Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сам умел сопоставлять факты и искать информацию. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.

Этапы работы:

  1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности.
    Тема исследовательского проекта должна быть сформулирована как проблема
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Определение методов исследовательской деятельности (чтение и анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование, анализ анкет и т.д.).
  4. Способы оформления результатов исследования.
  5. Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
  6. Подведение итогов работы.
  7. Оформление результатов исследования. Презентация в выбранной форме.
  8. Анализ результатов деятельности. Определение перспектив и новых проблем.

Рассмотрим этапы работы над исследовательским проектом

План исследовательского проекта Исследовательский проект «Классификация прозвищ учащихся Чапаевской школы»
1. Введение
актуальность, новизна, цель, задачи, методы)
Цель исследования:
Показать возникновение и функционирование прозвищ в школьной среде.
Задачи:
1. Ознакомиться с литературой по ономастике.
2. Выяснить путем опроса среди подростков 5-11 классов их индивидуальные прозвища.
3. Выявить возрастные особенности прозвищ.
4. Определить причины, по которым даются прозвища, сгруппировать данные прозвища в соответствии с причинами возникновения
5. Составить список наиболее распространенных прозвищ, нарисовать диаграммы.
6. Проследить, до какого возраста обучающегося сопровождает прозвище.
Источник исследования:
Надпись на парте, анкетирование, выкрики в коридоре, на улице.
Предмет исследования:
Прозвища учащихся 5–11 классов.
Объект исследования:
Школьная языковая среда.
Методы исследования:
Получение и сбор информации, методы статистики обработки ответов, опрос учащихся.
Практические методы:
Интервью, метод независимых характеристик, статистические методы.
2. Теоретическая глава Выявить, как определяю слова ПРОЗВИЩЕ толковые словари. Определить различия в толкованиях данного слова.
Прежде, чем приступить к работе, я познакомилась со значением слова прозвище в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и «Словаре живого Великорусского языка» В.И. Даля.
Прозывать, прозвать кого, называть, именовать, давать назывъ, названье, кличку, имя или проименовывать, давать кличку добавочную к имени, прозванье либо прозвище.
Прозванье, проименование, фамилия человека, придаточное имя, какое носит вся семья; иногда прозванье значит добавочную к семейному, родовому прозванью кличку, имя какое приложили кому в шутку, или по какому - либо случаю прозваны.
Прозвание – (устар.). Прозвище, а также имя или название. Шутливое. Прозвище – название, даваемое человеку, по какой-то характерной его черте, свойству. Обидное. Человек по прозвищу Чужак.
3. Исследовательская глава Лингвистическое исследование речи учащихся. Классификация прозвищ по образованию, по частоте употребления.
4. Заключение (выводы) Прозвища не обязательно выражают негативное отношение к человеку, к его привычкам. Могут выражать и позитивное, если в человеке нравятся какие – либо привычки, манеры, черты характера, особенности речи. То есть все прозвища эмоционально окрашены, так как даются в зависимости от отношения к носителю прозвища. Некоторые прозвища становятся общеупотребительными, другие остаются не для всеобщего пользования, так как бывают грубыми, жестокими, обидными. От этого фактора прозвищ никуда не уйти. В прозвищах обнаружились проблемы психологического и социального порядка, проблемы культуры речи, характерные для сегодняшней школы.
5. Приложение (графики, диаграммы, таблицы и т.д.) Информационная карта
Фамилия ученика Прозвище Причины возникновения прозвища
Рузов Рузик Кратко от фамилии
Фомин Фома Кратко по фамилии.
Прохоров Прохор Кратко по фамилии.
Паркаева Лилипутка По внешнему виду.
Майоров Дюша Кратко по имени Андрюша
Зубов Рыжий По внешнему виду.
Мастерова Дашусик По имени.
Орлова Борзая По характеру.
Гаврилов Гаврюша По фамилии.
Измайлов Измайлан По фамилии.
Королёва Королиха По фамилии.
Лазарев Пончик По внешнему виду.
Филяков Филя По фамилии.
Назаров Длинный По внешнему виду.
Жуков Жук По фамилии.
Фурашова Кнопка По внешнему виду.
Буркин Бурка По фамилии.
Криницин Пеленка В рифму с именем.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательской компоненты у учащихся является первым шагом в овладении ими методологией научного познания. (Приложение).Ученики, которые занимаются исследовательскими проектами, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях. Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Литература:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1969. – 607 с.
  2. Жинкин Н.Н. Речь как проводник информации. – М., 1982. – 159 с.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/Отв. Ред. Д.Н.Шмелев; АН СССР, отделение лит. и яз. – М.: Наука, 1987. – 261 с.
  4. Комианский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М.: Наука, 1984. – 175с
  5. Комианский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. – М.: Наука, 1990. – 103с.
  6. Кочеткова Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры и факторы, влияющие на ее становление//Античный мир и мы: Материалы и тезисы конференции, 1997г. – Саратов, 1998. – Вып. 4. – С. 45-57.
  7. Ожегов С.И.Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989. – 749 с.
  8. www.eidos.ru