Методика повторения на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: повторение и обобщение


На практике учителя замечают, что некоторые орфограммы усваиваются быстрее, некоторые приходится повторять до конца курса русского языка. Повторение пройденного - традиционный метод закрепления материала на уроках русского языка, но тем не менее он имеет свою специфику. В отношении навыков правописания эта специфика выражается, во-первых, в методах закрепления навыков и, во-вторых, в характере необходимых для повторения текстов. Метод проявляется прежде всего в отборе материала, требующего повторения и закрепления. К специфике повторного закрепления относится возможность располагать отобранные темы не в строгой системе программы, а комбинировать их в целях сопоставимости, по сходству или контрасту повторяемых правил, выдвигать обобщенные темы.

Повторение труднейших звеньев орфографии и пунктуации осуществляется практически: во-первых, путем записи и анализа специально подобранных и систематизированных примеров (эти упражнения могут иметь иногда характер задания для самостоятельной работы учащихся); во-вторых, различными упражнениями на связном тексте, где трудные случаи правописания встречаются уже, так сказать, в естественных условиях речи.

При подготовке текстового материала для упражнений должны реализовываться следующие принципы:

  1. примеры должны иллюстрировать в основном трудные случаи правописания (орфография и пунктуация);
  2. необходимо учитывать грамматику отобранного материала;
  3. материал должен быть логически связан между собой, образуя единый «интертекст»;
  4. рекомендуется делать упор не только на произведения классической, но и современной литературы, развивая учебно-познавательные и общекультурные компетенции;
  5. использовать материал не только прозаических, но и стихотворных текстов;
  6. учитывать возрастные особенности обучающихся.

Чтобы выработать необходимый рефлекс правописания, нужно его закреплять системой упражнений, что обычно и делают в школе, но всякий условный рефлекс может, как известно, ослабеть, затормозиться, если его не поддерживать в состоянии активности. Этим необходимым раздражением в системе обучения является повторение. Чем дальше учится ребенок, тем больше накапливается правил, которые из-за редкого повторения не мобилизуются с необходимой скоростью в процессе письма.

В 5-8-х классах учитель обычно проводит повторение, закончив изучение блока или заканчивая какой-то период обучения, что часто совпадает. В старших классах повторение проводится более систематически за счет подготовки к ГИА и носит выборочный характер (повторяется наиболее трудное, слабее усвоенное).

Для более действенного и экономного по времени повторения необходимо научиться выделять в каждой изучаемой теме более легкие и более трудные случаи написания. Повторив изученные ранее правила на основе наглядных таблиц (что будет и быстрее, и эффективнее) или на основе систематизированных примеров, выявляющих правила правописания, преподаватель проводит предупредительный диктант из специально подобранных трудных примеров или организует самостоятельную работу обучающихся в форме упражнений над специальными заданиями. После работы над отдельными примерами рекомендуется работа над связным текстом, насыщенным орфограммами на повторяемые правила правописания. Особое внимание следует уделять заучиванию и проговариванию на уроке правилам орфографии, так как от этого зависит, насколько осмысленно ребенок подойдет к решению орфографических задач. Такой прием позволит эффективнее подготовить обучающихся к экзаменам.

Обратимся к пунктуации. Например, по теме «Простое предложение» обучающиеся чаще всего встречаются со знаками препинания при однородных членах предложения. Наиболее трудными для написания можно считать предложения с повторяющимися союзами и, или, да (два последних реже встречаются в учебной практике); случаи обобщения - с союзами как-то, именно; с двоеточием и тире одновременно; предложения с весьма распространенными однородными членами; однородные и неоднородные определения (постановка запятой в зависимости от смысла предложения).Также необходимо повторение однородных членов с повторяющимся союзом и, но в более сложных сочетаниях; предложения с двумя, тремя и четырьмя рядами однородных членов. Перед обучающимися учитель непременно должен ставить задачу отличения усилительной частицы и от соединительного союза и установления количества различных рядов однородных членов как по значению, так и по связи с другими членами предложения. Ко всем предложениям следует составлять схемы, которые можно чередовать с синтаксическим разбором. Все эти случаи входят в КИМ ГИА.

Составление пунктуационной схемы - основной прием при повторении; особенно это относится к примерам с несколькими рядами однородных членов и к предложениям без запятых, но с логическими союзами. Следует заметить, что воздержаться от постановки запятой между словами, похожими на однородные члены, для учащихся гораздо труднее, чем поставить запятую там, где она бесспорно определяется правилами и обычным анализом предложения. В трудных случаях требуется вдумываться в смысл предложения (однородные и неоднородные определения), проверять смысл интонацией. Нередко пишущему требуется решить, какой смысл вкладывал автор в предложение, комбинируя так, а не иначе однородные члены.

Некоторые вопросы правописания, занимающие при систематическом изучении самостоятельное место в программе и в учебнике, при повторении могут объединяться с другими вопросами, аналогичными по типу правилами (о-е после шипящих и ц в существительных и прилагательных, не-ни в местоимениях и наречиях) или близкими по сфере употребления, например: обращение, междометия, слова да, нет целесообразно повторять в сочетании с прямой речью, где они обычно бывают представлены. Иное дело - вводные слова и предложения. Хотя их также немало в прямой речи, но она является трудной по разнообразию лексики и грамматических форм, по сходству с идентичными словами, являющимися членами предложения и выражаемыми различными частями речи. Поэтому чаще всего вводные слова и предложения выделяются для повторения в самостоятельную тему.

Методика повторения может быть, конечно, различной. Прежде всего - практическое повторение (на специально подобранных примерах) всех элементов темы или труднейших ее звеньев. Если в примерах есть все элементы темы, желательно их располагать по возрастающей трудности. В качестве приема их использования возможны различные виды обучающих диктантов, самостоятельные упражнения, составление схем, таблиц. Такое предварительное повторение на примерах, во-первых, совмещает повторение правил с практическим упражнением в их применении, экономя время; во-вторых, систематизирует в памяти обучающихся ранее изучавшийся материал; в-третьих, показывает учителю, кто из учеников нуждается в дополнительном повторении по тому или иному вопросу темы. Сильным обучающимся, которые быстрее справляются с общим заданием, могут быть предложены на этапе повторения и более трудные задачи для самостоятельного размышления. Поэтому к уроку повторения необходим также запас дополнительных примеров обычной и повышенной трудности.

При повторении сохраняет свое значение и синтаксический разбор. Синтаксический разбор предложений при закреплении навыков пунктуации сопровождается, а в отдельных случаях заменяется составлением схем (повторяющиеся союзы, различные ряды однородных членов, сочетания этих случаев). Составление схем, во-первых, помогает лучше понять состав предложения и определяемую им расстановку знаков препинания; во-вторых, вырабатывает навык мысленно представлять себе структуру предложения и мгновенно решать вопрос о постановке знака препинания. Этот навык получает особое значение при расстановке знаков препинания в сложных предложениях. При повторении синтаксиса и пунктуации целесообразно предлагать учащимся материал в зависимости от усложнения синтаксических форм. Так, сложноподчиненным предложениям с одним придаточным при повторении можно уделить совсем немного времени: с отдельными видами придаточных обучающиеся будут неоднократно встречаться при работе над сложноподчиненными предложениями с двумя или несколькими придаточными. Навык мгновенного применения правил вырабатывается и в орфографии. Он определяется умением быстро расчленять слово на морфемы и связывать написание этих частей с тем или иным правилом правописания.

Итак, каковы же основные положения предлагаемой системы закрепления навыков правописания?

  1. Систематизация на примерах труднейших звеньев повторяемой темы (более легкие случаи правописания либо не нуждаются в повторении, либо повторяются попутно).
  2. Целесообразное при повторении объединение идентичных или сложных случаев.
  3. Целесообразная последовательность тем при закреплении навыков правописания в целях сопоставления.
  4. Экономный по времени обзор всех элементов темы на конкретных примерах, закрепление их на различных видах обучающих диктантов.
  5. Привлечение, где возможно, наглядных таблиц систематизирующего типа.
  6. Сопутствующие предупредительному диктанту разнообразные задания для самостоятельной работы.

В заключение хотелось бы сказать, что при закреплении навыков грамотного письма работу над орфографией и пунктуацией лучше проводить раздельно: во-первых, для большей нацеленности внимания учащихся и, во-вторых, вследствие невозможности систематизировать на литературном материале одновременно и трудные случаи орфографии, и трудные случаи пунктуации. Эго не исключает, конечно, попутного повторения трудных орфограмм при работе над пунктуацией (и наоборот), если текст дает такие возможности.