На практике учителя замечают, что некоторые орфограммы усваиваются быстрее, некоторые приходится повторять до конца курса русского языка. Повторение пройденного - традиционный метод закрепления материала на уроках русского языка, но тем не менее он имеет свою специфику. В отношении навыков правописания эта специфика выражается, во-первых, в методах закрепления навыков и, во-вторых, в характере необходимых для повторения текстов. Метод проявляется прежде всего в отборе материала, требующего повторения и закрепления. К специфике повторного закрепления относится возможность располагать отобранные темы не в строгой системе программы, а комбинировать их в целях сопоставимости, по сходству или контрасту повторяемых правил, выдвигать обобщенные темы.
Повторение труднейших звеньев орфографии и пунктуации осуществляется практически: во-первых, путем записи и анализа специально подобранных и систематизированных примеров (эти упражнения могут иметь иногда характер задания для самостоятельной работы учащихся); во-вторых, различными упражнениями на связном тексте, где трудные случаи правописания встречаются уже, так сказать, в естественных условиях речи.
При подготовке текстового материала для упражнений должны реализовываться следующие принципы:
- примеры должны иллюстрировать в основном трудные случаи правописания (орфография и пунктуация);
- необходимо учитывать грамматику отобранного материала;
- материал должен быть логически связан между собой, образуя единый «интертекст»;
- рекомендуется делать упор не только на произведения классической, но и современной литературы, развивая учебно-познавательные и общекультурные компетенции;
- использовать материал не только прозаических, но и стихотворных текстов;
- учитывать возрастные особенности обучающихся.
Чтобы выработать необходимый рефлекс правописания, нужно его закреплять системой упражнений, что обычно и делают в школе, но всякий условный рефлекс может, как известно, ослабеть, затормозиться, если его не поддерживать в состоянии активности. Этим необходимым раздражением в системе обучения является повторение. Чем дальше учится ребенок, тем больше накапливается правил, которые из-за редкого повторения не мобилизуются с необходимой скоростью в процессе письма.
В 5-8-х классах учитель обычно проводит повторение, закончив изучение блока или заканчивая какой-то период обучения, что часто совпадает. В старших классах повторение проводится более систематически за счет подготовки к ГИА и носит выборочный характер (повторяется наиболее трудное, слабее усвоенное).
Для более действенного и экономного по времени повторения необходимо научиться выделять в каждой изучаемой теме более легкие и более трудные случаи написания. Повторив изученные ранее правила на основе наглядных таблиц (что будет и быстрее, и эффективнее) или на основе систематизированных примеров, выявляющих правила правописания, преподаватель проводит предупредительный диктант из специально подобранных трудных примеров или организует самостоятельную работу обучающихся в форме упражнений над специальными заданиями. После работы над отдельными примерами рекомендуется работа над связным текстом, насыщенным орфограммами на повторяемые правила правописания. Особое внимание следует уделять заучиванию и проговариванию на уроке правилам орфографии, так как от этого зависит, насколько осмысленно ребенок подойдет к решению орфографических задач. Такой прием позволит эффективнее подготовить обучающихся к экзаменам.
Обратимся к пунктуации. Например, по теме «Простое предложение» обучающиеся чаще всего встречаются со знаками препинания при однородных членах предложения. Наиболее трудными для написания можно считать предложения с повторяющимися союзами и, или, да (два последних реже встречаются в учебной практике); случаи обобщения - с союзами как-то, именно; с двоеточием и тире одновременно; предложения с весьма распространенными однородными членами; однородные и неоднородные определения (постановка запятой в зависимости от смысла предложения).Также необходимо повторение однородных членов с повторяющимся союзом и, но в более сложных сочетаниях; предложения с двумя, тремя и четырьмя рядами однородных членов. Перед обучающимися учитель непременно должен ставить задачу отличения усилительной частицы и от соединительного союза и установления количества различных рядов однородных членов как по значению, так и по связи с другими членами предложения. Ко всем предложениям следует составлять схемы, которые можно чередовать с синтаксическим разбором. Все эти случаи входят в КИМ ГИА.
Составление пунктуационной схемы - основной прием при повторении; особенно это относится к примерам с несколькими рядами однородных членов и к предложениям без запятых, но с логическими союзами. Следует заметить, что воздержаться от постановки запятой между словами, похожими на однородные члены, для учащихся гораздо труднее, чем поставить запятую там, где она бесспорно определяется правилами и обычным анализом предложения. В трудных случаях требуется вдумываться в смысл предложения (однородные и неоднородные определения), проверять смысл интонацией. Нередко пишущему требуется решить, какой смысл вкладывал автор в предложение, комбинируя так, а не иначе однородные члены.
Некоторые вопросы правописания, занимающие при систематическом изучении самостоятельное место в программе и в учебнике, при повторении могут объединяться с другими вопросами, аналогичными по типу правилами (о-е после шипящих и ц в существительных и прилагательных, не-ни в местоимениях и наречиях) или близкими по сфере употребления, например: обращение, междометия, слова да, нет целесообразно повторять в сочетании с прямой речью, где они обычно бывают представлены. Иное дело - вводные слова и предложения. Хотя их также немало в прямой речи, но она является трудной по разнообразию лексики и грамматических форм, по сходству с идентичными словами, являющимися членами предложения и выражаемыми различными частями речи. Поэтому чаще всего вводные слова и предложения выделяются для повторения в самостоятельную тему.
Методика повторения может быть, конечно, различной. Прежде всего - практическое повторение (на специально подобранных примерах) всех элементов темы или труднейших ее звеньев. Если в примерах есть все элементы темы, желательно их располагать по возрастающей трудности. В качестве приема их использования возможны различные виды обучающих диктантов, самостоятельные упражнения, составление схем, таблиц. Такое предварительное повторение на примерах, во-первых, совмещает повторение правил с практическим упражнением в их применении, экономя время; во-вторых, систематизирует в памяти обучающихся ранее изучавшийся материал; в-третьих, показывает учителю, кто из учеников нуждается в дополнительном повторении по тому или иному вопросу темы. Сильным обучающимся, которые быстрее справляются с общим заданием, могут быть предложены на этапе повторения и более трудные задачи для самостоятельного размышления. Поэтому к уроку повторения необходим также запас дополнительных примеров обычной и повышенной трудности.
При повторении сохраняет свое значение и синтаксический разбор. Синтаксический разбор предложений при закреплении навыков пунктуации сопровождается, а в отдельных случаях заменяется составлением схем (повторяющиеся союзы, различные ряды однородных членов, сочетания этих случаев). Составление схем, во-первых, помогает лучше понять состав предложения и определяемую им расстановку знаков препинания; во-вторых, вырабатывает навык мысленно представлять себе структуру предложения и мгновенно решать вопрос о постановке знака препинания. Этот навык получает особое значение при расстановке знаков препинания в сложных предложениях. При повторении синтаксиса и пунктуации целесообразно предлагать учащимся материал в зависимости от усложнения синтаксических форм. Так, сложноподчиненным предложениям с одним придаточным при повторении можно уделить совсем немного времени: с отдельными видами придаточных обучающиеся будут неоднократно встречаться при работе над сложноподчиненными предложениями с двумя или несколькими придаточными. Навык мгновенного применения правил вырабатывается и в орфографии. Он определяется умением быстро расчленять слово на морфемы и связывать написание этих частей с тем или иным правилом правописания.
Итак, каковы же основные положения предлагаемой системы закрепления навыков правописания?
- Систематизация на примерах труднейших звеньев повторяемой темы (более легкие случаи правописания либо не нуждаются в повторении, либо повторяются попутно).
- Целесообразное при повторении объединение идентичных или сложных случаев.
- Целесообразная последовательность тем при закреплении навыков правописания в целях сопоставления.
- Экономный по времени обзор всех элементов темы на конкретных примерах, закрепление их на различных видах обучающих диктантов.
- Привлечение, где возможно, наглядных таблиц систематизирующего типа.
- Сопутствующие предупредительному диктанту разнообразные задания для самостоятельной работы.
В заключение хотелось бы сказать, что при закреплении навыков грамотного письма работу над орфографией и пунктуацией лучше проводить раздельно: во-первых, для большей нацеленности внимания учащихся и, во-вторых, вследствие невозможности систематизировать на литературном материале одновременно и трудные случаи орфографии, и трудные случаи пунктуации. Эго не исключает, конечно, попутного повторения трудных орфограмм при работе над пунктуацией (и наоборот), если текст дает такие возможности.