Метод учебных проектов на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Работая по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и  практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.

Организация работы над учебным проектом по теме:
«Кто ты,  фразеологизм?».

Аннотация проекта:
Проект «Кто ты, фразеологизм?» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Может быть использован при изучении темы «Фразеология», а также при изучении элективного курса «Культура речи», на факультативных занятиях по русскому языку.
Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования,  развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные,  Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи. (Визитная карточка проекта.  Приложение 1)

Цель проекта: сформировать у учащихся представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении,  употреблении и  влиянии на речевую культуру говорящего.

Задачи проекта:

  • Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.
  • Приобщение к культуре исследования.
  • Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.

Основополагающий вопрос:
Что такое фразеологизмы и как они влияют на речевую культуру говорящего?

Этапы работы над проектом.

1. Введение в тему.
Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы.
Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения.
Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.

  1. Наш Алексей человек своеобразный. Всех обманывает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день ничего не делает, а если и делает, то все с ленцой, плохо. На собрании его отругали. Теперь придется ему хорошо подумать и начать работать.
  2. Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день лодыря гоняет, а если и делает, то все через пень колоду валяет. На собрании задали же ему жару! Теперь придется ему шевелить мозгами и работать засучив рукава.

Вопросы:

  • Какой текст вам понравился больше? Почему?
  • Чем  похожи тексты, а чем отличаются?

Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ   (от греческого «фразис» - «выражение»).
Использование фразеологизмов очень обогащает речь любо­го человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеоло­гии.
Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских слов.
Вопросы к учащимся: Давайте обратимся к оглавлению (учебник В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова «Русский язык. 5 класс»). Какие темы нам предлагают рассмотреть авторы и на какие вопросы мы должны будем ответить после изучения темы «Фразеология»?

  • Что представляют собой фразеологизмы как лексические единицы?
  • Чем они похожи на другие лексические единицы — лексемы — и чем они отличаются от них?
  • Есть ли у них много­значность, как и у слов?
  • Бывают ли синонимические фразео­логизмы?
  • Есть ли в языке фразеологические антонимы?
  • Отлича­ются ли фразеологизмы, как и лексемы, по сфере употребления?
  • Каково происхождение фразеологизмов, т. е. откуда и как они появ­ляются в языке?

На все эти вопросы нам и предстоит ответить, изучая фразеологию — раздел лексики о фразеологических лексических единицах.
План работы над проектом. Приложение 2.

2. Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способов деятельности. (Листы планирования самостоятельной деятельности  учащихся по проекту. Приложение 3 )

Первая группа.
Проблемный вопрос: Могут ли полезть глаза на лоб?
Цель: раскрыть понятия «свободные и несвободные словосочетания». Выявить, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами, провести  социологический опрос.

Вторая группа.
Проблемный вопрос: Откуда и как появились фразеологизмы?
Цель: узнать, какими путями появились в русском языке фразеологизмы.

Третья группа.
Проблемный вопрос: Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?
Цель: выяснить, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение.

Четвертая группа.
Проблемный вопрос: Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?
Цель: проверить, как можно с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному.

Пятая группа.
Проблемный вопрос: Как крылатые слова, пословицы и поговорки отражают жизненный опыт русского народа?
Цель: подобрать крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа.

3. Самостоятельная работа учащихся над проектом. (Приложение 4)
Задачи: сбор и обработка информации, уточнение планов деятельности, выполнение проекта и оформление текстовых документов групп.

4. Оформление результатов.
Первая группа - буклет (Приложение 5)
Вторая группа – опорная схема (Приложение 6)
Третья группа – бюллетень (Приложение 7)
Четвертая группа - презентация (Приложение 8)
Пятая группа -  словарь (Приложение 9)

5. Представление результатов работы, самооценка и оценка. (Приложение 10)

6. Источники информации:

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
  2. Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
  4. "1С: Репетитор. Русский язык"
  5. www.elhovka.narod.ru
  6. www. school-sector.relarn.ru
  7. www.traktat.com. ru
  8. www.uroki.net. ru