Работая по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.
Организация работы над учебным проектом по теме:
«Кто ты, фразеологизм?».
Аннотация проекта:
Проект «Кто ты, фразеологизм?» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Может быть использован при изучении темы «Фразеология», а также при изучении элективного курса «Культура речи», на факультативных занятиях по русскому языку.
Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи. (Визитная карточка проекта. Приложение 1)
Цель проекта: сформировать у учащихся представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.
Задачи проекта:
- Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.
- Приобщение к культуре исследования.
- Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.
Основополагающий вопрос:
Что такое фразеологизмы и как они влияют на речевую культуру говорящего?
Этапы работы над проектом.
1. Введение в тему.
Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы.
Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения.
Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.
- Наш Алексей человек своеобразный. Всех обманывает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день ничего не делает, а если и делает, то все с ленцой, плохо. На собрании его отругали. Теперь придется ему хорошо подумать и начать работать.
- Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день лодыря гоняет, а если и делает, то все через пень колоду валяет. На собрании задали же ему жару! Теперь придется ему шевелить мозгами и работать засучив рукава.
Вопросы:
- Какой текст вам понравился больше? Почему?
- Чем похожи тексты, а чем отличаются?
Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ (от греческого «фразис» - «выражение»).
Использование фразеологизмов очень обогащает речь любого человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеологии.
Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских слов.
Вопросы к учащимся: Давайте обратимся к оглавлению (учебник В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова «Русский язык. 5 класс»). Какие темы нам предлагают рассмотреть авторы и на какие вопросы мы должны будем ответить после изучения темы «Фразеология»?
- Что представляют собой фразеологизмы как лексические единицы?
- Чем они похожи на другие лексические единицы — лексемы — и чем они отличаются от них?
- Есть ли у них многозначность, как и у слов?
- Бывают ли синонимические фразеологизмы?
- Есть ли в языке фразеологические антонимы?
- Отличаются ли фразеологизмы, как и лексемы, по сфере употребления?
- Каково происхождение фразеологизмов, т. е. откуда и как они появляются в языке?
На все эти вопросы нам и предстоит ответить, изучая фразеологию — раздел лексики о фразеологических лексических единицах.
План работы над проектом. Приложение 2.
2. Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способов деятельности. (Листы планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту. Приложение 3 )
Первая группа.
Проблемный вопрос: Могут ли полезть глаза на лоб?
Цель: раскрыть понятия «свободные и несвободные словосочетания». Выявить, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами, провести социологический опрос.
Вторая группа.
Проблемный вопрос: Откуда и как появились фразеологизмы?
Цель: узнать, какими путями появились в русском языке фразеологизмы.
Третья группа.
Проблемный вопрос: Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?
Цель: выяснить, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение.
Четвертая группа.
Проблемный вопрос: Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?
Цель: проверить, как можно с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному.
Пятая группа.
Проблемный вопрос: Как крылатые слова, пословицы и поговорки отражают жизненный опыт русского народа?
Цель: подобрать крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа.
3. Самостоятельная работа учащихся над проектом. (Приложение 4)
Задачи: сбор и обработка информации, уточнение планов деятельности, выполнение проекта и оформление текстовых документов групп.
4. Оформление результатов.
Первая группа - буклет (Приложение 5)
Вторая группа – опорная схема (Приложение 6)
Третья группа – бюллетень (Приложение 7)
Четвертая группа - презентация (Приложение 8)
Пятая группа - словарь (Приложение 9)
5. Представление результатов работы, самооценка и оценка. (Приложение 10)
6. Источники информации:
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
- Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
- Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
- "1С: Репетитор. Русский язык"
- www.elhovka.narod.ru
- www. school-sector.relarn.ru
- www.traktat.com. ru
- www.uroki.net. ru