С 2017 года Всероссийские проверочные работы в 6 классе стали обязательными, при этом их результаты не влияют на аттестацию ученика по итогам четверти и года. На сегодня перед учителем русского языка стоят несколько серьезных задач -это не только проверить и оценить знания, способности и возможности учеников, но и подготовить качественно обучающихся к процедуре ВПР. Любая текущая контрольная работа, а тем более Всероссийская проверочная работа может вызывать стресс у ученика. Но как же провести её с минимальными потерями для психологического и физического здоровья ребёнка? Ответ простой - благодаря правильной подготовке обучающихся. К сожалению, в учебной нагрузке шестиклассников нет специально отведенных часов для этого. Учителю необходимы различные методы и приемы, которые помогут качественно и плодотворно подготовить детей к данному виду испытаний.
Для этого мы разрабатываем для учащихся задания в форме заданий ВПР или используем готовые из сборников ВПР, тестовые задания и предлагаем их во время тематического контроля знаний и также во время промежуточного контроля.
Задание №1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пуктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Если ученик успешно выполнил задания №1, это значит, он хорошо овладел чтением как одним из видов речевой деятельности, а также умеет адекватно оценить и скорректировать свою работу в процессе того или иного действия. Данный вид работы относится к базовому уровню. Система оценивания этого задания состоит из трех критериев от 0-9 баллов. Соблюдение орфографических норм - макс. 4 б, соблюдение пунктуационных норм - макс - 3б, правильность списывания текста - макс 2 б.
Проанализировав тексты представленных типовых вариантов ВПР под редакцией Е.Н.Груздевой «Типовые задания. Русский язык. 6 класс.10 вариантов», сайт «Сдам ГИА. Решу ВПР», нам удалось систематизировать орфограммы в следующие группы (систематизация орфограмм представлена по убывающей):
- безударная проверяемая гласная в корне слова (в каждом тексте 8-14 раз повторяется указанный вид орфограммы);
- проверяемая согласная в корне слова ();
- буква З и С на конце приставки;
- все разновидности чередований гласных в корне слова;
- буквы Е и О после шипящих в корне слова;
- безударная гласная в окончании имен прилагательных;
- не с глаголами;
- ь после шипящих в неопределенной форме глаголов, в форме 2 л.,ед. ч..
- ться и тся в глаголах;
- буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
- гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
- слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
- н-нн в суффиксах прилагательных
- дефисное, слитное, раздельное написание в сложных словах.
- буквы И-Ы после приставок
- дефис в неопределенных местоимениях.
- написание суффиксов глаголов ОВА(ЕВА), ЫВА (ИВА);
- дефисное и слитное написание слов с ПОЛ-ПОЛУ.
Хочется отметить, что все перечисленные орфограммы не все одновременно используются в указанном задании, они варьируются. Но тем не менее обучающиеся должны этот перечень знать, т.к. неизвестно, какой текст будет на самом испытании.
Ежегодная практика показала, что ежедневное использование словарных работ на уроках дает положительную динамику в подготовке к ВПР. Мы можем предложить следующие виды и приемы работы над такой непростой задачей.
1. Выборочный диктант. Этот прием работы необходим, т.к. во время его проведения максимальное внимание обучающихся концентрируется на словах определенной орфограммы, например, «Буквы Е и И в окончаниях глаголов», «Правописание приставок пре-при» и т.д. Учитель диктует предложения или словосочетания, в которых есть та или иная орфограмма, а задача детей - выписать слова с этой орфограммой.
Моя соломенная хижина производит на туземцев какое-то непонятное впечатление. Им у меня не сидится, и они осматриваются, точно каждую минуту ожидают появления чего-нибудь особенного. Только не многие смотрят мне в глаза.
2. Распределительный диктант. Задача обучающихся во время этого диктанта - распределить слова в тематические группы, например, таким образом можно выстроить работу с орфограммами «Проверяемая гласная в корне слова» и «Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова».
Слова с проверяемой безударной гласной в корне слова |
Слова с непроверяемой гласной в корне слова |
|
|
На деревьях набухли почки, небольшие флаги, появится листочек, отражаются скалы, повисли над головой, серебряные нити, бросать вниз, темные облака, отражение неба, повеяло дыхание.
По мере усложнения учебного материала можно в таблице увеличивать количество орфограмм, которые необходимо отработать с детьми.
3. Орфограмма «Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения» вызывает наибольшие трудности у шестиклассников. Традиционно есть первый прием определения спряжения глагола: по начальной форме, т.е. все глаголы на -ИТЬ относятся ко II спр., кроме брить, стелить, куда включаются слова-исключения, запомнить которые можно в стихотворной форме «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, их на Е спрягать нельзя!» Остальные - I спр.
Мы предлагаем использовать второй прием определения спряжения по форме 3 л., мн.ч., настоящего времени, где -УТ, -ЮТ - окончания I спр., а -АТ, -ЯТ - II спр., например, хижина производят впечатление. Они (что делают?) производят - I спр. Такой прием позволяет детям быстрее ориентироваться в спряжениях.
Безусловно, обучающиеся изучают большой объем информации, для этого мы с ребятами заводим «Справочную тетрадь», в которой фиксируем все изученные орфограммы, составляем алгоритмы работы с ними, осмысливаем содержание определенных правил.
Для формирования понятийного аппарата указанной орфограммы мы предлагаем использовать на уроках еще один прием - творческий диктант, например, образовать форму 2 л., ед.ч., настоящего и будущего времени или форму 3 л. настоящего времени изъявительного наклонения. Учитель читает глаголы, ученик записывает только преобразованную форму глагола: прыгать, сбрасывает, становятся, учил, перечат.
Можно предлагать множество методов и приемов для подготовки к ВПР по русскому языку. Каждый учитель ищет наиболее результативные и эффективные пути для себя. Мы же познакомили вас с некоторыми из них.
В заключение хотелось бы сказать, что ВПР - это на сегодняшний день новый вид контроля и подготовки уровня учебных достижений учащихся. Он помогает выявить проблемные зоны в предметной области, спланировать индивидуальную образовательную траекторию ученика, а, в свою очередь, комплексная системная подготовка, открытые формы заданий ВПР дают возможность ученику стать успешным, при этом он не боится ВПР, не пугается заданий. На наш взгляд, это самое главное в работе учителя-предметника.