Метод творческого моделирования при работе над изложением с детьми с ОВЗ (ЗПР и ТНР) в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ, русский язык, УМК «Школа России», развитие речи, изложение, Метод творческого моделирования


Адаптированная рабочая программа УМК «Школа России» «Русский язык. 1-4 классы» полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

Значимая роль в Рабочей программе по русскому языку по ФГОС отводится следующим темам: «Текст», «Предложение и словосочетание», которые обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа с текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение знаниями и сведениями о языке, что даёт основу для обучения учащихся созданию собственных текстов по образцу (изложение), соблюдению норм построения текста, развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Развитие речи - главная задача системы работы в школе, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего наблюдаются нарушения в произношении, лексике, грамматике, затруднения при подборе слов, построении диалога, использовании выразительных средств речи. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

И настоящее время актуальным является вопрос обучения младших школьников написанию изложения. Для подготовки детей к работе с текстом необходимо развивать и применять творческую способность у детей уже с дошкольного возраста: читать ему стихи, сказки, рассматривать иллюстрации, находить главных героев. После чтения пересказать сюжет услышанной истории по наводящим вопросам. После просмотра картинок, описать вместе с ним увиденное, тем самым тренируя зрительную, слуховую и моторную память. Всё это способствует лучшему восприятию информации, отработке навыка самостоятельного пересказа и описанию иллюстрации в 1 классе.

У младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения.

Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

В момент пересказа у ребенка тренируется слуховая и зрительная память. Он учится запоминать и излагать содержание текста, при помощи наглядного материала (символов, пиктограмм).

Начиная со 2 класса работа с текстом усложняется, так как дети знакомятся с новым понятием - изложение. Для снятия эмоциональной нагрузки применяю творческий метод моделирования при работе над изложением. Поскольку изложение - это творческий вид работы, содержащий письменный пересказ прочитанного и прослушанного текста, метод моделирования помогает реализовать учебную задачу детям с ОВЗ.

Реализую метод творческого моделирования, разделяя детей на малые группы для взаимопомощи, адаптируя текст изложения, таким образом повышая мотивацию и чувство успешности у младших школьников.

Работа предполагает несколько этапов в зависимости от готовности класса работать с изложением.

1 этап. Подготовка к работе над изложением

У детей на столе фрагменты текста, необходимо последовательно и логично объединить события частей текста. На интерактивной доске дублируется деформированный текст изложения, который озвучивает учитель:

Таблица 1

1. Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят у тебе разные птицы в гости!

2. У меня есть волшебная палочка. Она прикреплена к форточке.

3. Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

На обсуждение отводится 3-4 минуты, после чего один ребенок из каждой группы представляет свой вариант. Выбирается один верный вариант готового текста и демонстрируется первоначальный (исходный).

Таблица 2
Исходный текст

У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости!

Н.Сладков

Завершая первый этап подготовки к написанию изложения, с целью целостного эмоционального и художественного восприятия, учащиеся доказывают, что текст - это единое смысловое целое, в котором все части объединены общей темой и взаимосвязаны.

2 этап. Анализа частей текста и заполнение таблицы опорных слов-вопросов на доске

- В начале нового абзаца поставить знак «.V» - красная строка. Выделить в каждом фрагменте ключевые (опорные) слова.

- Коллективно составить простой план, записать на доске и в тетрадь.

Таблица 3
Примерный план и опорные слова

План

Опорные слова

1. Что у меня есть?

.V Полочка. Форточка.

2. Чем я кормлю птиц?

.V Крупа и крошки - голуби, воробьи. Сало - синички. Рябина - снегири, свиристели.

3. Как помочь птицам?

.V Сделай. Гости.

Орфографическая подготовка

Учитель обращает внимание на слова с неизученными орфограммами.

Таблица 4
Слова с неизученными орфограммами в тексте

Орфограммы

гости, сделай, крошек, посыплю, положу, птицы, прикреплена, прилетели

Дети коллективно выявляют и подчеркивают в раздаточном материале орфограммы, вызывающие трудности.

Таблица 5
Слова с изученными орфограммами в тексте

Проверяемые безударные гласные в корне

Непроверяемые безударные гласные в корне - словарные слова

Буквосочетание
-чк-/-чн-

Разделительный мягкий знак

Смягчающий мягкий знак

прилетят

волшебная воробьи

полочка

воробьи

есть

укреплю

полочка форточке

кусочки

пусть

Рябина синички

форточке

кисть

снегири свиристели

3 этап. Погружение в творческую деятельность

Предлагается смоделировать события, происходящие в тексте, заменяя слова на символы (пиктограммы), ассоциируя слова с сюжетной картинкой, иллюстрацией.

Таблица 6
Творческое моделирование

Символы (пиктограммы)

Исходный текст

У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости!

4 этап. Самостоятельная работа с текстом

Коллективный устный пересказ текста сопровождается использованием пиктограмм. Данный вид работы формирует умение замещать слова на символы (модели), передавать более подробное содержание текста, грамотно и лаконично излагать мысли. Использование пиктограмм помогает в работе детей с ОВЗ, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий.

В процессе работы над подробным изложением учащиеся закрепляют полученные ранее навыки последовательной передачи содержания прочитанного на основе его понимания, умения устанавливать связи между событиями.

Фотографии работ детей

Как показывает практика, действенным методом, позволяющим реализовать способность связной монологической речи у детей с ОВЗ является наглядное моделирование, в состав которого входит метод символических знаков (пиктограмм). Данная форма работы способствует развитию высших психических функций (воображение, внимание, память, мышление), умению ориентироваться в предложенном тексте, подбору графических и схематических ассоциаций. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть» в символах. При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Изложение развивает память ребенка, формирует понятие правильной речи. Ребенок учится грамотно и лаконично выражать свои мысли, активизировать мыслительную и творческую деятельность, развивать орфографическую зоркость, читательскую грамотность, воображение, внимание к деталям, выявлять опорные (ключевые) слова. Этот метод работы с детьми активно используется на уроках развития речи, даёт положительные учебные результаты, мотивирует каждого ребёнка на успех и стабилизирует тревожное эмоциональное состояние учащихся.

Таким образом реализуется одна из основных задач школы - развитие речи ребенка и умение воспринимать любые по сложности тексты, а затем логично излагать последовательность событий, формировать речевое высказывание, фиксировать умозаключения, развивать воображение.

Список используемой литературы

  1. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  2. Канакина В.П., В.Г. Горецкий Русский язык: учебник для 2 класса (в двух частях) - М.: Просвещение, 2018.
  3. Адаптированная рабочая программа УМК «Школа России» «Русский язык. 1-4 классы».