Цели:
- формирование у учащихся навыков написания сочинения-эссе по заданному тексту (задание части С из ЕГЭ );
- закрепления умений формулировать и комментировать проблемы исходного текста;
- выявить у учащихся различные знания, умения и навыки.
Приёмы и технологии: мозговая атака, обращение к личному опыту, к произведениям классической литературы, чтение с остановками, творческая работа - эссе.
Ход урока
Стадия вызова: (учитель читает стихи А.С. Пушкина: "К Чаадаеву", "Памятник", "Мадонна")
Беседа с классом по вопросам:
- кому принадлежат произведения?
- какие чувства, ощущения, ассоциации возникают у вас после прослушивания стихов?
- какова тема этих стихов?
- за что, по вашему мнению, мы так ценим и любим творчество этого великого человека? (талант, смелость, честность и др.)
- а что такое талант? (рассуждения и ответы учащихся)
Слово учителя: давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Талант - это выдающееся, врождённое качество, особые природные способности.
Стадия осмысления: (чтение с остановками) знакомство с текстом Д.С. Лихачёва "В памяти народной"
Во время чтения учащиеся формулируют проблему текста и комментируют её (заполнение таблиц).
Таблица № 1.
Что этот образ значит для каждого из вас: | Значение образа для русской литературы |
Таблица № 2.
Проблема текста | Ключевые слова, словосочетания |
- обсуждение, дополнение таблиц;
- презентация (запись на доске);
- аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста (примеры из художественной литературы, собственный жизненный опыт)
Авторская позиция | Собственное мнение по проблеме (аргументы) |
Стадия рефлексии: творческая работа - написание эссе по данному тексту.
Выполнив работу, учащиеся знакомят класс с результатом.