Методика подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ (критическое мышление)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • формирование у учащихся навыков написания сочинения-эссе по заданному тексту (задание части С из ЕГЭ );
  • закрепления умений формулировать и комментировать проблемы исходного текста;
  • выявить у учащихся различные знания, умения и навыки.

Приёмы и технологии: мозговая атака, обращение к личному опыту, к произведениям классической литературы, чтение с остановками, творческая работа - эссе.

Ход урока

Стадия вызова: (учитель читает стихи А.С. Пушкина: "К Чаадаеву", "Памятник", "Мадонна")

Беседа с классом по вопросам:

  • кому принадлежат произведения?
  • какие чувства, ощущения, ассоциации возникают у вас после прослушивания стихов?
  • какова тема этих стихов?
  • за что, по вашему мнению, мы так ценим и любим творчество этого великого человека? (талант, смелость, честность и др.)
  • а что такое талант? (рассуждения и ответы учащихся)

Слово учителя: давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.

Талант - это выдающееся, врождённое качество, особые природные способности.

Стадия осмысления: (чтение с остановками) знакомство с текстом Д.С. Лихачёва "В памяти народной"

Во время чтения учащиеся формулируют проблему текста и комментируют её (заполнение таблиц).

Таблица № 1.

Что этот образ значит для каждого из вас: Значение образа для русской литературы
   
   

Таблица № 2.

Проблема текста Ключевые слова, словосочетания
   
   
  • обсуждение, дополнение таблиц;
  • презентация (запись на доске);
  • аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста (примеры из художественной литературы, собственный жизненный опыт)
Авторская позиция Собственное мнение по проблеме (аргументы)
   
   

Стадия рефлексии: творческая работа - написание эссе по данному тексту.

Выполнив работу, учащиеся знакомят класс с результатом.