Русский язык
-
Методика построения урока-сказки в начальной школе. Конспекты уроков 2009
Ребёнку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть, поэтому на уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее. Уроки-сказки, хотя и требуют большой подготовительной работы, всегда оставляют чувство удовлетворения и у учителя, и у ребенка. Учебный материал сливается в воображении учеников со сказочным образом, оставаясь надолго в их памяти.
-
Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С) 2008
Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Предлагается методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку (часть С), выработанная на основе многолетнего личного опыта. В заключительной части статьи приводится субъективная оценка методической литературы, использовавшейся в работе учителя.
-
Методика формирования мыслительных операций на уроках русского языка 2012
Формирование мыслительных операций на уроках русского языка представляет собой длительный процесс: на первом, репродуктивном, этапе школьники знакомятся с операционными компонентами, усваивают механизмы данных умственных действий, используют их с помощью учителя при выполнении упражнений, при решении лингвистических задач; а на завершающем, продуктивном, этапе ученики активно используют мыслительные операции для самостоятельного усвоения нового материала.
-
Методика эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку 2013
В ходе урока повторяются и закрепляются навыки написания "не" с различными частями речи; проводится подготовка к выполнению задания А18.
-
Методико-дидактический материал к уроку русского языка на тему "Междометие, или Кое-что о словах, брошенных между полнозначными словами". 7-й класс 2016
Цели урока: создать условия для изучения части речи, называемой междометием.
-
Методическая мастер-класса по русскому языку в 9-м классе "Использование активных методов обучения при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ (задание 15.3)" 2020
Данная работа представляет собой мастер-класс по подготовке учащихся 9-го класса к написанию сочинения-рассуждения на основе всем знакомой с детства сказки «Курочка Ряба».
-
Методическая модель развития письменно-речевых способностей у учащихся 6-го класса (к постановке проблемы) 2020
В статье представлена методическая модель развития письменно-речевых способностей учащихся 6-х классов. Модель предполагает развитие письменно-речевых способностей в направлении от копиальных к оригинальным текстам. Формирование письменно-речевых способностей учащихся 6 классов включает в себя три этапа: подражание форме исходного текста, подражание жанровой модели текста и создание собственного оригинального текста. Предлагаются упражнения, направленные на развитие письменно-речевых способностей учащихся 6 классов.
-
Методическая разработка "Знатоки русского языка" (для учащихся 5–6-х классов) 2021
Цели и задачи занятия: развитие творческих способностей, логического мышления детей; повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету; воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать; развивать сообразительность, находчивость.
-
Методическая разработка "Космическое путешествие" (урок-игра для учащихся 6-го класса). Тема урока: повторение изученного материала по теме "Имя прилагательное" 2008
Урок русского языка в 6-м классе систематизирует и обобщает знания учащихся по теме "Имя прилагательное"; формирует у учащихся мотивацию к изучению русского языка, развивает умение работать в группе.
-
Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" 2010
Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11-х классов к написанию творческой работы. Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций.
-
Методическая разработка "Русская фразеология. Крылатые слова. Пословицы и погоровки" 2010
Методическая разработка помогает рассмотреть фразеологические единицы в связи с вопросами грамматики, с одной стороны, способствуют закреплению грамматических понятий на более сложном, чем слово, фразеологическом материале, с другой стороны, помогает активному усвоению норм употребления фразеологизмов в речи.
-
Методическая разработка "Учимся писать письма" 2011
Урок развивает интерес у учащихся к эпистолярному жанру, прививает культуру письма. Учитель воспитывает у детей бережное отношение к своему языку и языкам других народов, читателя, способного любить и сострадать.
-
Методическая разработка «Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4-го класса». 2023–2024 уч. год 2023
Работа состоит из 12 заданий повышенного и высокого уровней сложности, в формате итоговой комплексной работы, что позволяет индивидуализировать процесс образования. Задания выполняются обучающимися, по составленному мною тексту «Красавица Ангара». Данная форма работы позволяет выявить не только знания фактического материала у обучающихся, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления, Методическая разработка «Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4-го класса» является инструментом для индивидуализации процесса обучения и достижения планируемых результатов. Разработанную олимпиаду по русскому языку для учеников 4 класса можно использовать для организации процесса воспитания и обучения, контроля, для проведения олимпиад.
-
Методическая разработка вечера в литературной гостиной: "Играем свадьбу" 2010
Театрализованное действо "Играем свадьбу" воспитывает у учащихся интерес к национальным традициям, обычаям, ритуалам. По большому счёту, подобные мероприятия способствуют патриотическому и духовному воспитанию молодёжи.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку 2009
На данном мероприятии особое внимание уделяется нормам русского литературного словоупотребления.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Викторина «АЗ БУКИ ВЕДИ», посвящённая Дню славянской письменности и культуры 2020
Цель мероприятия: закрепить знания учащихся об истоках родного языка и письменности; воспитывать бережное к ним отношение и уважение. Задачи: познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности; показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры; прививать интерес и любовь к истории России, славянских народов.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра «Занимательная фразеология» 2024
Фразеологические обороты и фразеологизмы играют значительную роль в истории и культуре народа. Они отражают особенности мышления и образа жизни различных этносов, передают национальные особенности и традиции. Фразеологические обороты помогают понять колорит и менталитет народа, а также расширяют кругозор и культурный горизонт. Цель игры: углубление знаний обучающихся о фразеологизмах русского языка, их происхождении и употреблении в речи.
-
Методическая разработка для выполнения стилистического анализа текста 2022
Методическая разработка поможет учащимся 10–11-го класса научиться выполнять тестовое задание №1 ЕГЭ по русскому языку, измененное в 2021-2022 учебном году.
-
Методическая разработка занятия элективного курса "Деловое письмо" 2011
Методическая разработка одного из занятий элективного курса, посвященного деловому письму, с целью возродить традиции эпистолярного жанра; обобщить сведения о нормах литературного языка; воспитывать культурного человека, характеристикой которого является правильная, точная и красивая речь. Прививать любовь к родному языку, пробуждать гордость за него.
-
Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" 2011
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии.
-
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки в 5-м классе. Тема: "Классические произведения XIX века. Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Связь литературы с музыкой" 2009
Литература и музыка – дисциплины, требующие творческого отношения не только от учителя, но и от ученика. На этом уроке повторения и обобщения изученного материала мы особое внимание учеников обратили на творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, постарались подвести детей к формулированию темы самостоятельно, нашли связь с современной музыкой, используя запись песни «Богатырская наша сила» во время проведения физкультминутки.
-
Методическая разработка коллективного проекта обучающихся по русскому языку и краеведению к юбилею школы "Марковская школа в истории моей семьи" 2022
В процессе работы над проектом обучающиеся развивают речевые навыки (опыт взятия и обработки интервью, выступление по итогам проделанной работы), расширяют знания по истории своей семьи, школы, малой родины.
-
Методическая разработка конкурса "История русской письменности" 2020
Методическая разработка представляет собой описание внеаудиторного занятия «История русской письменности» для студентов первого курса колледжа, посвящённое Дню славянской письменности и культуры 24 мая. Занятие проводится в форме игры между двумя группами. Игра призвана поддержать традицию празднования Дня славянской письменности в России, а также решить ряд задач: вызвать интерес студентов к истории русской письменности, истории происхождения русского литературного языка; выявить взаимосвязь лингвистических и математических знаний; способствовать формированию представления студентов о русском языке как части культуры России; способствовать развитию коммуникативных качеств студентов.
-
Методическая разработка конкурса знатоков русского языка "Умники и умницы" 2009
С некоторых пор интерес учащихся к урокам русского языка стал снижаться. Поэтому возникла необходимость в поиске новых путей для активизации их деятельности. Таким решением стали нестандартные уроки. Применение данной формы работы дает установку на творческую деятельность, на создание условий для формирования качеств, выражающихся в умении управлять своим эмоциональным состоянием.
-
Методическая разработка мероприятия по теме «Гимн России своими словами» 2019
Практика показывает, что не все слова Гимна правильно истолковываются детьми, следовательно, происходит недопонимание не только смысла, заключённого в словах текста, но и значения всего произведения. Цель урока: научить понимать символику Российской Федерации как необходимое условие формирования патриотизма юных граждан страны. Задачи: пробудить интерес к государственному символу и истории России; воспитывать чувства любви к родине, гордости своей страной, уважения к великой державе; закреплять умение пользоваться словарями и анализировать текст; развивать речь.
-
Методическая разработка недели русского языка в школе 2023
Приведен сценарий Недели русского языка в школе.
-
Методическая разработка открытого урока "Предложения с обособленными и уточняющими членами" 2014
Методическая разработка направлена на укрепление пунктуационных навыков, повторение правил обособления второстепенных членов предложения, углубление знаний об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработку навыков анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.
-
Методическая разработка по русскому языку "НЕ: слитно или раздельно" 2016
Цель урока: применять правила написания “не” с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения; различать на письме частицу “не”, приставку “не”, часть корня, составлять таблицу.
-
Методическая разработка по русскому языку "Учись быстро, интересно, успешно"" 2008
Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно или с определённой степенью помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Сложно говорить о полном переходе на модульную систему ежедневного учебного процесса (должно быть разработано особое расписание и режим учебного учреждения), поэтому речь пойдёт об использовании некоторых элементов модульной технологии на уроках русского языка.
-
Методическая разработка по русскому языку в 8-м классе по теме "Вводное слово" 2010
В работе представлена методическая разработка урока "открытия" нового знания по русскому языку в 8-м классе с использованием технологии деятельностного метода.