Методика и опыт проведения уроков русского языка в компьютерном классе, используя компьютеры частично

Разделы: Русский язык, Информатика


“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”

И.С. Тургенев.

В своей профессиональной деятельности кроме уроков русского языка и литературы, мне посчастливилось преподавать информатику. Современное информационное общество требует глубокой подготовленности всех его членов к использованию средств информационной технологии. В нашей стране использование телекоммуникаций для целей образования имеет ещё короткую историю. Всего пятнадцать лет назад в 1989 году был организован первый экспериментальный совместный проект “Школьная электронная почта”. Но уже накоплен некоторый опыт в школьном образовании, где используются практически все возможности и виды телекоммуникаций, но это в городе, а в деревне пока нет интернета, а тем более, школьной электронной почты, хотя мы живем в Подмосковье.

От свойств и функций используемых средств обучения во многом зависит содержание и эффективность этой деятельности. Можно организовать самостоятельную деятельность у доски, за отдельной партой, в ходе лабораторной работы, а можно у компьютера. Содержание и эффективность работы будут различны.

Информационные технологии сами по себе несут огромный дидактический потенциал.

Ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, но и исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать широкий круг задач гуманитарного и научного общения с окружающим миром, делать заключения и давать необходимые пояснения.

Пришел тот день, когда каждый учитель, овладев умением пользоваться информацией, осмысливать её, манипулировать ею, хранить, передавать на далекие расстояния, систематизировать её в те или иные системы сможет пользоваться информацией мощных предметных сетевых банков данных и учить этому школьников. В перспективе телекоммуникации позволят решить многие, существующие в настоящее время, информационные проблемы школы.

Компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. На сегодняшний день эти перспективы могут реализовываться только в отдельных школах с достаточно подготовленными учителями и соответствующим техническим обеспечением, а также с новыми методиками преподавания предметов, в том числе и гуманитарного цикла.

Преподавание в школе претерпевает эволюцию от классной доски и графопроектора, лингафонного кабинета, радио, телевидения до компьютера. Обычно мы идём вслед за научно-техническим прогрессом, а не в ногу с ним. Именно в этом и кроется весьма широко распространённая неэффективность применения этих технических средств, в том числе и компьютера в целях обучения и воспитания. Кроме этого считается, что компьютер можно применять на уроках математики, черчения, информатики, физики то есть точных науках, но не гуманитарного цикла. Не забывайте, что сначала было Слово…

Поэтому надо внятно сказать, что нам нужно? Чего мы хотим? Какие решаем задачи?

Если мы хотим воспитать послушного исполнителя, то нам достаточно тех технических средств, которые позволяли бы жестко регламентировать и дозировать информацию, предназначенную для ученика. Если мы хотим воспитать человека самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические подходы и решения.

Если мы ставим задачу насытить ученика как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений и навыков – это один подход, который и реализовывался в нашей школе.

Если задача школьного образования – развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умения приобретать новые знания, работать с различными источниками информации – это другой подход, требующий строить всю систему образования в расчете на прогнозирование потребностей личности, общества и государства.

Компьютер даёт возможность максимально индивидуализировать обучение, сделать процесс обучения творческим, исследовательским.

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Общение с компьютером прививает интерес к русскому языку как к предмету изучения, применение ряда упражнений текстового характера в сочетании с современной методикой, даёт положительный результат. Это полезно и с психологической точки зрения: сам процесс соревнования, для определённой возрастной группы – это путь к приобретению знаний.

Конечно, с самого начала работы в компьютерном классе возникают сложности с программным обеспечением и организацией урока. Первое, с чем сталкивается преподаватель русского языка – это катастрофическая нехватка программ по предмету, в результате чего систематическое применение компьютеров на уроках русского языка невозможно. В современной школе возникла необходимость применения новых технологий и методов в преподавании русского языка, используя межпредметные связи. Уроки русского языка можно классифицировать по нескольким направлениям:

  • уроки развития речи
  • объяснение нового материала
  • уроки закрепления

На своих уроках в 5-9 классах, использую текстовый редактор Microsoft Word, в нём можно творить чудеса и без какой-либо специально написанной программы.

Во-первых, этот редактор позволяет писать, ученик видит плоды своего труда сразу.

Во-вторых, компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на их поиск и исправление, в результате, работая с предложением, учащийся видит и анализирует собственный труд.

В старших классах использую программы “Блокнот”, “Point Power” для работы с рефератом, докладом, проектом.

В программах заложена последовательность работы, подборка материала, составление плана, использование цитат, сносок, написание вступления и заключения, составление основной части. Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств.

Так на уроке усвоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения.

На уроках закрепления хорошо использовать программы- тренажеры для закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков.

На контрольном уроке компьютер может досконально проверить пройденный материал.

Кроме трёх основных типов программ могут быть и другие: обобщающие, игровые. Однако самой удобной, на мой взгляд, формой учебных программ является комбинированная.

Комбинированная программа должна состоять:

  • из учебника, который содержит теоретические сведения и наглядно их демонстрирует на примерах;
  • тренажёра, который содержит упражнения на развитие умений и навыков, предусмотренных при изучении данной темы;
  • контроллера-сборника упражнений аналогичных данным в тренажёре; в программе должен быть и справочник-словарь.

Я считаю, что подобные уроки можно проводить постоянно, если класс оборудован хотя бы одним современным компьютером, который используется на таких смешанных уроках как учебник, школьная доска, тренажёр, справочник и контроллер или в компьютерном классе. В нашей школе было 8 компьютеров в классе, поэтому ребята работали на компьютерах по 2-3 человека, теперь их 12.

Урок начинается как обычно:

организационный момент, проверка домашнего задания, объявление новой темы: “Имя прилагательное”.

В ходе изучения имени существительного в 5 классе учащиеся познакомились с понятием прилагательного, поэтому, целью этого урока я ставлю, показ имени прилагательного как изобразительного средства языка, настроения человека и эмоционального восприятия художественного произведения.

Даётся понятие прилагательное – эпитет,

Прилагательное – антитеза,

Прилагательное – антоним,

Прилагательное – синоним.

Задачи: главное на таком уроке русского языка становится совместный поиск внутреннего смысла, который, безусловно, есть в любом языковом явлении.

На первом плане оказывается стремление понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это необходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно, управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека.

Второй принцип, помогающий реализовать то содержание русского языка, о котором идёт речь, можно сформулировать так: всегда опираться на художественный текст. Только логически законченный отрывок, может вызвать эмоциональные переживания.

Помимо развития эмоциональной сферы личности учащихся, знакомства с классикой, использование текста даёт школьникам те образцы речи, то многообразие собственного состояния, настроения без которых невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, владеть средствами его выразительности.

Успешным является путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях данного текста.

Но вернёмся к уроку. До начала урока учащиеся разделились на две группы, одна работает с компьютером, другая на местах, по желанию, у кого лучше получится.

На доске тема урока: “Имя прилагательное как часть речи”.

На экране мониторов изображение подноса, выбранного из диска “Шедевры русской живописи”.

Оборудование: жостовский или другой поднос.

Устная работа:

Что у вас на мониторах? – Жостовский поднос. Для чего он служит? Общий вид подноса, попробуйте описать его. Материал, форма, цвет. Описание жостовской росписи, композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент. Подбираем словосочетания и записываем в тетрадях наиболее удачные. Форма подноса: круглая, овальная, с фестончатыми краями, прямоугольная, гитарообразная, стреловидная. На какие вопросы отвечают эти слова? – (какой, какая, какие?). Композиция собранности:

Букет собранный, букет враскидку. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, ромашка, васильки, анютины глазки; бутоны, травки, вьюны, васильки. – Задание: подобрать прилагательные. (Записываем в тетради) Поставить вопросы. Что обозначает прилагательное? – Признак предмета. Цвет: традиционный черный фон, чернолаковый с красной росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зелёный, изумрудный, тёмно-зелёный, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и выразительные цвета.

Сообщаю, что слова, которые пишутся через дефис, сложные прилагательные.

Найдите слова, образованные сложением основ. (Записываем в тетради)

Найдите слова незнакомые.

(Интенсивные – насыщенные) – словарная работа. (Записываем в тетради)

Что могут обозначать прилагательные? – цвет, качество, состояние.

Работаем в программе Microsoft Word, где заранее набран текст. Стихотворение З. Гиппиус “Всё кругом”.

Оно интересно тем, что практически состоит из одних прилагательных. Читаем вслух стихотворение.

“Всё кругом”.

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно- довольное, тайно-блудливое,
Плоско- смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое в сером упорное,
Вечно лежащее, дьявольски косное,
Глупое сохлое, сонное, злостное,
Трупно – холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!

  • Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение? Ответы разные: отвращения, омерзения, отчаяния, безнадёжности, неприятной темноты, духоты.
  • Какое прилагательное врезалось в память? Трупно-холодное, липкое, скользкое – ребята объясняют почему.
  • Все эти прилагательные с отрицательным оценочным значением. Поэтому они нагнетают отталкивающую атмосферу.
  • Можно ли их назвать синонимами?
  • Учащиеся говорят, что они кажутся очень близкими по значению, взаимозаменяемыми. Это слова одного ряда, одного значения и в этом смысле они синонимы.
  • Каким же может быть человек, написавший эти строки?
  • Неравнодушным, остро воспринимающим недостатки жизни, обидчивым и легко ранимым, он пессимист, он испытывает боль и отчаяние, он раздражительный и злой.
  • Именно прилагательные создали эту атмосферу безысходности в стихотворении.

Учитель читает дальше:

Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем, всё будет иначе.

– Что же меняется в стихотворении?

Появляются другие части речи, настроение, ритм изменился.

– Попробуем подобрать другие прилагательные по аналогии, чтобы было радостно, учащиеся подбирают прилагательные, печатают и форматируют текст. Затем, читаем стихотворение наиболее удачное:

Слабое, вечное, лёгкое, стройное,
Очень красивое, жизни достойное,
Ангельски – нежное, светлое, лучшее,
Кроткое, милое, слабо-гнетущее,
Всеми любимое, мягко-душистое,
Доброе, дивное и шелковистое,
Солнечно-яркое, облачно-белое,
Светло-небесное, очень несмелое.

– Красивые прилагательные? Оказывается, они могут быть светлыми.

А можно ли их считать антонимами? – Да можно. Теперь назовем антонимы и запишем их в тетради.

Это только фрагмент урока. Далее на таких же примерах можно объяснить разряды прилагательных: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Если уроки русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадает сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.

Во внеурочное время учащиеся применяют свои знания на практике не только по русскому языку, но и по информатике.

Мы создаём предметные дидактические тетради по русскому языку.

Сначала учащиеся работали над проектом, который разрабатывали под моим руководством. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это не новое явление в педагогике, оно применялось и в отечественной дидактике, особенно в 20-30 годы, последнее время этому методу уделяется пристальное внимание, особенно в США.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу, которую учащиеся выполняют в определённый отрывок времени.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, результаты выполненных проектов должны быть “осязаемы”, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – то конкретный результат.

От учащихся требуется знание и владение основными исследовательскими методами:

  • анализ литературы,
  • поиск информации,
  • сбор и обработка данных,
  • научное объяснение полученных результатов,
  • видение и выдвижение новых проблем,
  • выдвижение гипотез,
  • способов их решения.

Но об этом речь пойдет в следующей статье.

Хочется надеяться, что со временем учителя заинтересуются возможностями применения компьютеров в преподавании русского языка, а в наших школах всё-таки появятся в достаточном количестве добрые, надёжные помощники учителя – компьютеры.

Литература:

  1. Тандит С. “О воспитании интереса к русскому языку” Методика и опыт, 1991 г.
  2. Никитенко Г. Ю. “Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка”, журнал “Русский язык в школе”, 1991 г.
  3. Морозов И.Ю. “Проблемы программно- методического обеспечения уроков русского языка в компьютерных классах”- Методика и опыт. 1990 г.
  4. Компьютерные телекоммуникации в школе. Пособие для учителей. Российская академия образования.-1995 г.
  5. Современная русская орфография. Кайдалова А.И., Калинина И.К., 1973 г.
  6. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе под редакцией Е.С.Полат – Москва, АПН СССР, 1991г.