Русский язык
-
Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка, функциональные омонимы 2012
Урок будет интересен педагогам, работающим в классах с углубленным изучением русского языка. Цель занятия: расширить представление учащихся о многочленных функциональных омонимах на примере морфологического анализа слова «один» в исследовательской деятельности.
-
Учебно-исследовательская конференция "Воздух, ты моя стихия" 2013
Конференция проводилась в рамках недели естественных наук. Мероприятие проходило под девизом: «Хочешь быть умным, будь им!» и являлось частью долгосрочного проекта «Четыре стихии». По замыслу авторов подобные мероприятия способствуют развитию метапредметных связей, вызывают интерес к естественным наукам, повышают способность применять свои знания в нестандартных ситуациях.
-
Учебно-методическая разработка к урокам русского языка и развития речи 5-9-х классах по теме "Словообразование. Лексическое значение корней общеславянского происхождения" 2009
Учебно-методическая разработка содержит "словарные гнёзда" с корнями общеславянского происхождения, снабжена эффектами анимации. В основу работы положен принцип сопоставления родственных слов с точки зрения современного русского языка и этимологии. Содержание каждого слайда позволяет наглядно воспринимать структуру слова, способы словообразования, развитие лексического значения корня, выявлять стилистические особенности слова.
-
Учебно-методическая разработка практического занятия «Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. Беседа» 2021
Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления. Во многом этот климат зависит от умения медицинского работника общаться с пациентами. Разработка практического занятия по теме «Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. Беседа» предназначена для формирования у студентов навыков владения грамотной разговорной речью, а также для формирования умения общаться с пациентом.
-
Учебно-методические материалы к изучению темы "Словосочетание" в 5-м классе 2005
Статья молодого специалиста, работающего в школе № 758 г. Москвы, посвящена начальному изучению синтаксиса в 5-м классе. Внимание к изучению словосочетания не случайно – навыки по определению смысловых вопросов и выделению главного и зависимого слов помогут школьникам в актуальном членении предложения. Как сделать так, чтобы заинтересовать учащихся? Предложенные уроки содержат задания, способствующие совершенствованию речевых навыков, а также развитию познавательного интереса.
-
Учебно-методический комплекс по теме "Тропы как речевые приемы" 2011
В учебно-методическом комплексе разработаны три урока. На первом уроке даются определения тропов, изучаются сравнения, эпитеты, перифразы, литоты и гиперболы. На втором уроке – метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. Третий урок – урок обобщения знаний. Отработка навыков заключается в трехступенчатой системе: коллективная работа, полусамостоятельная работа, самостоятельная работа. Для каждого урока разработаны срезовые работы.
-
Учебно-методический комплект «Подготовка обучающихся 5-х класса с нарушением слуха к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку» 2023
Цель УМК: качественная подготовка обучающихся 5-го класса к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.
-
Учебно-практические материалы для проведения самостоятельных работ на уроках русского языка в 10–11-х классах 2012
Практика преподавания русского языка в 10–11-х классах показывает, что предлагаемые учебно-практические материалы позволят учащимся, во-первых, повторить и закрепить ранее изученные пунктуационные правила; во-вторых, углубить представления об изученном; в-третьих, расширить знания правил пунктуации и развить далее умения и навыки по их применению на практике.
-
Учебное занятие "Определение проблемы и авторской позиции" в рассказе писателя Ю.Буйды "Продавец добра" 2014
Учебное занятие формирует навыки работы с текстом по определению проблемы и авторской позиции в рассказе писателя Ю.Буйды, имеет личностно-ориентированную направленность обучения средствами технологии РКМЧП.
-
Учебное занятие "Проблемный, типологический, эстетический и лингвистический анализ текста" 2009
Урок разработан для учащихся 6—8-х классов. Дети с огромным интересом знакомятся с жанровым своеобразием фольклорной песни, семантикой ее образов. Через адекватное восприятие слова начинается путь к осмыслению. Начало всех начал - словарная работа, которая погружает в масштабное понимание текста. Обращение к словарям здесь не только обязательно, но и увлекательно.
-
Учебное занятие "Создание текстов и их анализ" 2009
Урок развития речи для учащихся 6—8-х классов позволит систематизировать изученное ранее; совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения; формировать умение создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания. Одновременно решаются две методические задачи, формируются две компетенции - лингвистическая и коммуникативная.
-
Учебное занятие в 5-м классе по русскому языку "Братья наши меньшие" 2010
Учебное занятие отражает метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Задания способствуют формированию лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся.
-
Учебное занятие по развитию речи в 5-м классе 2009
Основная задача урока РР в 5-м классе - подготовка учащихся к написанию сочинения-миниатюры о зиме. В ходе занятия учащиеся поэтапно рассматривают зимние образы, созданные в музыке, живописи, поэзии, прозе, делают вывод о роли художественно-изобразительных средств в стихотворении С.Есенина и в зарисовке М.Пришвина. Создаются условия для мотивации к созданию текстов собственного сочинения. К занятию прилагается презентация.
-
Учебное занятие по русскому языку в 10-м классе на основе индивидуальных образовательных программ учащихся 2009
Учащийся старшей школы имеет свои образовательные дефициты и потребности, которые становятся основой для индивидуальной образовательной программы ученика. Научить каждого - такая стоит цель перед учителем профильной школы. Средством достижения этой цели служит технология коллективного способа обучения со своими методиками и способами деятельности.
-
Учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету 2011
В статье изложены основные этапы работы над проектом «Метафора в рисунках», преимущества метода проектов в урочной и внеурочной деятельности. Цель работы: создать сборник «Иллюстративный материал к метафорам в стихотворениях А.С.Пушкина». Участники проекта предположили, что если проследить, как создается метафора, если попытаться перевести ее в рисунок и потренироваться самим сочинять метафору, то это поможет им лучше понять данный художественный прием, увидеть его красоту.
-
Учебные программы "Школа России", 4-й класс 2010
Статья содержит учебные программы для начальной школы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО и художественному труду, музыке, физической культуре.
-
Учебные программы для 1-го класса ПНШ 2011
Учебные программы для 1-го класса ПНШ (русский язык, литературное чтение, математика, ОМ, ИЗО, технология) включают требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, календарно-тематическое планирование, перечень ключевых слов по каждому предмету, список литературы для учителя и для учащихся.
-
Учебный тренажер по орфоэпии. Ударение в существительных и прилагательных 2010
Тренажер предназначен для самостоятельной или групповой работы учащихся в качестве учебного, тренировочного и проверочного материала на уроке. Содержит слайды с теоретическим материалом и слайды с практическим заданием. Можно использовать на уроках по теме "Орфоэпия", а также при подготовке к экзамену по русскому языке в 9-, 11-х классах.
-
Учебный тренажер. 5–7-е классы 2011
Данный тренажер помогает сформировать прочные навыки правописания глаголов. Это необходимо как перед объяснением темы особых глагольных форм, причастия и деепричастия, так и при ликвидации пробелов в знаниях, образовавшихся из-за пропусков уроков некоторыми учащимися.
-
Учение с увлечением (на примере "Имя числительное") 2010
В работе раскрыты виды работ, методы и приемы, помогающие сделать урок русского языка ярким, интересным. Любознательность детей к предмету необходимо целенаправленно развивать, воспитывать. Это можно будет сделать только тогда, когда будут обеспечены определенные условия и будут применены эффективные методы и приемы.
-
Учение с увлечением. Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов 2006
Вашему вниманию представляется описание общественного смотра знаний по русскому языку за курс начальной школы. Проведение данного смотра позволяет проверить теоретические знания, практические умения и навыки каждого ученика и всего класса в целом, проверить степень понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
-
Ученическое исследование по литературе ВКонтакте 2021
В поисках новых технологий в обучении литературе, способов заинтересовать обучающихся и мотивировать их, была опробирована технология исследования по литературе ВКонтакте. Наполнение страницы для каждого героя продумано до мелочей: юзерпик, любимые цитаты и музыка, политические взгляды и семейное положение, а также друзья и любимые книги. В журнале авто все имена и названия являются активными ссылками, чтобы читатель сразу мог узнать, что сочинил указанный писатель или композитор, или купить упомянутую книгу. Огромный труд, благодаря которому можно познакомиться теперь с полной характеристикой персонажа, изложенной в современной нам форме. Проанализировав эту форму работы с точки зрения глубины содержания и полезности, автор статьи приходит к выводам: работа над страничкой требует таких методов, как и исследовательская работа; недостатком ВКонтакте мы считаем необходимость присутствие автора для комментария, аргументации той или иной информации; работа ВКонтакте – важнейший фактор развития творческий способностей и позволяет формировать и развивать способность к творческому мышлению, к самостоятельности в принятии решений; такой вид деятельности в школе возможен и расширяет у современных школьников литературоведческий и культурологический кругозор, позволяет реализовать исследовательские способности, проанализировать затекстовое пространство.
-
Ученическое исследование по русскому языку как специфический вид занятий 2007
Интерес к данной теме обусловлен тем, что большинство исследований, проводимых учащимися нашей школы, являются спонтанными и неосознанными, носят компилятивный характер. Школьные рефераты чаще всего - простое переписывание материала по теме из одного-двух источников или соединение логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов. Выбранные темы неоригинальны, в них нет особенной новизны, неожиданности. В исследованиях учащихся зачастую отсутствует законченность. Практически нет исследований, связанных с изучением русского языка. Кроме того, школьные научно-практические конференции учащихся проходят довольно скучно и не вызывают интереса у остальных школьников. Именно поэтому мы поставили перед собой задачу описать технологию организации работы над ученическим исследованием.
-
Учим писать по воображению… (развитие связной речи на уроках русского языка) 2007
Во вступительной части рассматриваем вопрос: какую роль играют уроки развития речи в формировании творческих способностей учащихся, в развитии воображения, памяти и т.д.? В основной части предлагается вариант урока на тему «Слушая "Осеннюю песнь" П.И. Чайковского». В заключение статьи опубликовано несколько творческих работ, которые являются результатом данного урока.
-
Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. 3-й класс 2021
Цели урока: учить анализировать языковой материал; развивать умение классифицировать слова. Задачи: формировать навык правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне, умение правильного переноса слов в местах удвоенных согласных; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; обогащать лексический запас.
-
Учимся анализировать текст 2021
Представлена презентация к уроку по теме "Учимся анализировать текст".
-
"Учимся анализировать текст и … встречаем Масленицу" (урок русского языка в 9-м классе) 2008
В работе представлен конспект обобщающего урока русского языка в 9-м классе по теме "Бессоюзное сложное предложение" на материале анализа текста о народном празднике Масленице. Привлечение интересного дидактического материала способствует воспитанию учащихся в духе русских народных традиций. Урок рассчитан на два часа.
-
Учимся выполнять морфологический разбор глагола 2021
Презентация разработана для учащихся 3-го класса (система заочного обучения). Ученики смогут самостоятельно разобраться с порядком выполнения морфологического разбора глагола, как самостоятельной части речи: начальная (неопределенная) форма; возвратность, вид, спряжение (постоянные признаки); время, число, лицо, род (непостоянные признаки); синтаксическая роль. Данная презентация может использоваться и в последующих классах (4–5) для уточнения и повторения изученного материала.
-
Учимся говорить по-русски 2005
Чтение стихотворений развивает речь. Очень полезно для не русских детей менять слова в стихотворениях. Учеников удивляет изменение смысла. Эти игры вызывают у ребёнка потребность говорить по-русски.
-
"Учимся дискутировать". Урок русского языка в 10–11-м классе на тему "Дискуссия" 2010
Групповые, дискуссионные технологии способствуют формированию у школьников умения общаться, чувства собственного достоинства, взаимоуважения, готовности к взаимодействию и взаимопомощи. Цель урока - ознакомление учащихся с правилами дискуссии; формирование навыков общения, умения работать в микрогруппе по технологии «мозгового штурма».