Наша школа строит свою работу, осуществляя личностно–ориентированный подход в обучении. Компьютерное тестирование, разработанное нами, отвечает тем требованиям, которые предъявляют технологии личностно–ориентированной направленности.
Курс “Компьютерное тестирование” преподается в нашей школе несколько лет. Обучение родному языку – та область, в которой компьютеризация может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, ее результаты. Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
- повысить темп урока;
- увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
- проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
- углубить степень отработки практических умений и навыков;
- вести дифференцированную работу с каждым учеником;
- выявить пробелы в его грамотности;
- выработать умение составлять алгоритмы.
Под алгоритмом будем понимать определенную последовательность действий, направленных на достижение заданной цели. Что же практически дают алгоритмы? Четкий порядок последовательных действий для правильного выполнения задания по русскому языку. Например, в курсе русского языка есть тема “Правописание О, Ё после шипящих в разных частях речи”. Употребление ударных О, Ё после шипящих определяется специальными правилами, причем с учетом части слова, содержащей данную орфограмму. Отработав все случаи правописания О, Ё после шипящих, объединяем их в единую схему, т.е. составляем пошаговый алгоритм:
1) определить часть слова – корень, суффикс, окончание + исключения;
2) определить часть речи;
3) определить ударение.
Алгоритмы позволяют объемные правила объединить в небольшую компактную схему. Учащиеся заинтересованы этой работой, поскольку получают возможность лучше запомнить правила, повышают собственную грамотность и успеваемость. Многие ученики самостоятельно составляют алгоритмы и применяют их на уроках русского языка.
С помощью компьютера организовано выполнение всех известных типов упражнений (вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов и др.). Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и формированием навыков учащихся.
Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила. Главное – выработать “автоматизированную грамотность”, которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер нам помогает. В процессе работы учащихся с компьютером, резко повышающей мотивацию учащихся, появляются подобные навыки и умения. Ученик, увлеченно работающий с машиной, не боится заданий возрастающей сложности, выполняет гораздо больший объем работы за урок, своевременно корректируя допущенные ошибки.
Приведем сокращенный образец урока компьютерной отработки орфографического навыка правописания О, Ё в разных частях речи.
Цели урока:
- Закрепить и отработать полученные навыки грамотного письма.
- Выработать умение составлять алгоритм решения орфографической задачи.
Построение хода урока:
- Вступительное слово учителя.
- Разработка словесной модели алгоритма орфограммы.
- Письменное выполнение тренировочных упражнений.
- Составление блок–схемы орфограммы для машинного варианта.
- Выполнение упражнений на компьютерах.
- Подведение итогов урока.
Подробную разработку уроков компьютерного тестирования, подборки орфографических материалов и методические рекомендации к проведению таких уроков можно бесплатно получить, обратившись к автору разработки: sch28@nm.ru. Будем рады сотрудничеству!