Урок: "Как определить лексическое значение слова". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Этапы

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний Коллективное решение кроссворда – Здравствуйте, ребята! Как настроение? Покажите мне, пожалуйста, с помощью мимики, а может быть и жестов ваше настроение в данную минуту. Спасибо! Я надеюсь, что во время урока хорошее настроение сохранится, а грустное – улучшится.
А начать наш сегодняшний урок я бы хотела с небольшой разминки. На доске любимая игра всех интеллектуалов и не только. Как вы думаете, что там?
Презентация. Слайд 2. – Совершенно верно, кроссворд, который я предлагаю вам разгадать. Обратите внимание, что кроссворд – заимствованное английское слово, от «кросс» – крест и «ворд» – слово, для того, чтобы запомнить правописание этого слова, давайте все вместе проговорим его (2 раза) – удвоенная  СС. А теперь придумайте словосочетание с этим словом и запишите его в маршрутный лист
Слайд 3. Итак, под номером 1 вопрос: Что обогревает Землю и обеспечивает жизнь?  Вопрос номер 2: как называется ряд ступенек, ведущих вниз или вверх? Вопрос 3: как называется растение, растущее на болоте, с упругим почти древесным стеблем? И, наконец, последний вопрос: как называют того, кто принес весть?
– Молодцы, справились! Скажите, а знание каких разделов грамматики вам помогло решить этот кроссворд? Почему вы так считаете?
А еще нам помогло знание такого раздела, как лексика. Слово «лексика» – это заимствованное слово от «лексис» –  «слово, выражение»
Слайд 4, 5. А еще? Знание лексики! Ведь лексика – это все слова языка, или словарный запас языка. Лесику изучает раздел лингвистики (а что такое лингвистика?) называемый лексикология.
– Ни для кого не секрет, что большинство слов имеет свое значение.

– А что же такое лексическое значение слова?

 

 

Ответы детей: кроссворд.

Учащиеся хором проговаривают слово «Кроссворд» и записывают в маршрутные листы в составе словосочетания (3-4 словосочетания заслушиваются)
Первый ответивший записывает ответ в клеточках на доске: солнце.
лестница
тростник
вестник
фонетика, орфография

лексика, знание лексического значения слов
наука о языке

Это то, что это слово обозначает, его смысл, то, что мы подразумеваем, когда думаем и произносим слово

Изучение нового Беседа – Молодцы, а теперь, исходя из всего ранее сказанного, попробуйте сформулировать тему урока и его цели! Как вы думаете, что будет в центре нашего внимания? Прочтите тему в учебнике, верно ли мы ее сформулировали?
Слайд 6. – Совершенно верно! Сегодня мы начинаем знакомство с разделом «Лексика» и наш урок будет посвящен  определению лексического значения слов. Что мы должны знать, чтобы суметь определить лексическое значение слова?
– Совершенно верно. Но вначале хотелось бы, чтобы вы вспомнили о том, как мы должны относится к слову в общении друг с другом. И вновь помогут нам в этом слова из стихотворения Вадима Шефнера, к которому мы уже как-то обращались:

– Много слов на  земле. Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно Суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…

– Как вы понимаете эти слова?
– Спасибо, давайте же будем всегда помнить об этом и быть внимательными в выборе слов и бережными в общении и отношении друг к другу.
– А теперь вновь вернемся к нашей теме. Итак, какие же способы объяснения лексического значения существуют?  Подумайте и скажите, доказав примерами, как можно объяснить лексическое значение слов. Можете использовать для примера слово «лес», можете любое свое слово.
– Правильно, скажите, а где этот способ используется чаще других?
– Совершенно верно. И следующий урок мы посвятим работе с толковыми словарями, узнаем их авторов. А пока продолжаем. Как еще можно объяснить лексическое значение слова?

– Правильно, давайте еще раз вспомним, что же такое синонимы? Слайд 7.

– Есть еще способы объяснения лексического значения. Какие?

 

 

– Вспомните, что такое антонимы? Слайд 7.

 

– Есть еще один способ объяснения лексического значения, о котором вы узнаете несколько позже. Итак, ребята, какие способы определения лексического значения слова вы узнали?

– Молодцы, а теперь откройте параграф 32 учебника и в упражнении 234 найдите еще один способ толкования лексического значения слова, о котором мы не упомянули.

– Как вы думаете, где  чаще всего используется этот способ толкования?
– Проверяем себя по учебнику: обо всех ли способах  мы поговорили? Слайды  8, 9, 10.

 

Лексическое значение слов и определение лексического значения слов

Как можно объяснить лексическое значение слова

 

 

 

 

 

Нужно бережно относится к выбору слов в общении друг с другом

Краткое толкование слова (лес – это большой участок, заросший деревьями)
В толковых словарях.

Подобрав синонимы: лес – бор, чаща, роща, дубрава, пуща

 

Это слова близкие или совпадающие по лексическому значению.

Подбор однокоренных слов: ущелье – щель, щёлочка, расщелина
Подбор антонимов: лес – пустыня

Антонимы – это слова противоположные по значению

Краткое толкование, подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов.

 

 

 

Рисунки или картинки в книжках, адресованных маленьким детям

Слайд 11. Динамическая пауза

Закрепление нового материала Работа по маршрутным листам:


коллективная

 

 


индивидуальная работа

 

 

работа в парах

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа

– Ребята, сегодня мы с вами попробуем новую форму работы – работа по маршрутным листам. Перед вами лежат листы, в которых написаны различные задания. Я сейчас буду называть номер задания, а вы в зависимости от моих рекомендаций будете его выполнять самостоятельно или коллективно, договорились?

Слайд 12. – Итак, задание № 1 в маршрутном листе попробуем выполнить все вместе.
Необходимо объяснить лексическое значение слова милосердие через подбор синонимов.
– Скажите, такое качество как милосердие нужно человечеству и нам с вами? А зачем? Спасибо! Итак, какой способ определения ЛЗ мы использовали при выполнении данного задания?

Слайд 13. Переходим к заданию № 2: необходимо заполнить два столбика таблицы, подобрав во второй столбик синоним к данному слову, а в третий – однокоренное  проверочное слово. Работаем индивидуально.
– Итак, каким способом в этом упражнении мы воспользовались, чтобы объяснить смысл или лексическое значение слова?

Слайд 17. Задание № 3 «Гонка за лидером»: кто вперед объяснит лексическое значение слова, подобрав к данным словам синонимы с удвоенными согласными. Работаем в парах, учитывается правильность и скорость выполнения!

 

 

Ребята, обратите еще раз внимание на правописание этих слов. Какую орфограмму вы в них встретили? Каким способом вы воспользовались, чтобы в этом упражнении объяснить ЛЗ слов?

 

– Задание № 4 выполняем по вариантам: 1, 2, 3. Во время выполнения работаем в группах. Необходимо соединить данные слова с их кратким толкованием из справки. Чей ряд справится быстрее?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Каким способом объяснения лексического значения вы сейчас воспользовались?

– Какие же вы молодцы! И, наконец, последнее на сегодня задание на слайде. Слайд 28. Давайте объясним лексическое значение слов, подобрав к ним антонимы. Таблицу необходимо заполнить  словами-антонимами данных слов
– в данном задании мы с вами использовали такой способ объяснения ЛЗ как…? Отвечайте полным ответом!

Работа в маршрутных листах.

 

 

Устно, фронтально – сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, участливость, чуткость, душевность, сердечность.
Подбор синонимов
Умолять – просить; молит
Умилять – нравиться; милый
Мельчить – делить; мелкий
Устная проверка: слайды 14 -16
Подбор синонимов и подбор однокоренных слов
Специальность  (профессия)
обучение животных  (дрессировка)
скорый поезд  (экспресс)
асфальтированная дорога (шоссе)
игра на льду  (хоккей)
помещение  в школе (класс)
дачная пристройка  (терраса)
устная проверка по цепочке – слайды 18 – 24
Удвоенная согласная
Подбор синонимов
Учащиеся выполняют задания в группе и устно отвечают по цепочке – слайды 25 - 27

1. Штора – оконная занавеска

Осока – многолетняя болотная трава
Пума – хищник семейства кошачьих
Викторина – игра в вопросы и ответы
Тефтели – кушанье в виде шариков из рыбного или мясного фарша
Глыба – большой обломок твердого вещества

2. Арена – цирковой манеж

Гарнир – овощи, каша, добавляемые к мясным и рыбным блюдам
Арка – архитектурное сооружение
Молочай – сорняк с ядовитым млечным соком
Рапира – фехтовальное оружие
Грелка – прибор для согревания

3. Антенна – устройство для приема радиоволн

Целина – никогда не паханная земля
Арахис – земляной орех
Кокон – оболочка, в которой гусеница превращается в куколку
Огарок – остаток догоревшей свечи
Деликатес – изысканное кушанье

Устно, коллективно – слайды 29-34:
1. СУХОЙ – влажный; 2. НАЧИНАТЬ – кончать; 3. ВЕТЕР – затишье; 4. РЫХЛЫЙ – плотный; 5. ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ленивый; 6. КОРОТКИЙ – длинный;  7. СВЕТ – темнота

Подбор антонимов

Подведение итогов, домашнее задание   – Итак, ребята, о чем же сегодня мы с вами говорили?

– А сейчас я попрошу вас еще раз объединится в группы и написать на предложенных листах, как, какими способами можно объяснить лексическое значение слова.

– Вы замечательно поработали сегодня,  и я хотела бы отметить добрым словом каждого из вас – слайд 35. А на следующем уроке, когда мы продолжим изучение этой темы, поработаем со словарями, узнаем, что такое контекстуальные синонимы и антонимы и многое другое, я учту вашу сегодняшнюю работу и оценю ее.
А дома вам необходимо будет прочитать параграф 32 и выполнить упражнения 244 или 237 – на выбор.
– А теперь я прошу вас прислушаться к себе и показать с помощью мимики и жестов ваше настроение. Я рада, когда вам хорошо! Спасибо за урок!

О лексике и определении лексического значения слова.
Листы с ответами детей вывешиваются на доску: краткое толкование, подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов и рисунок с дальнейшим обсуждением.

Приложение 1

Использованная литература:

  1. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской и и П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Г.П. Лазаренко. Мастер-класс. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М: Дрофа, 2006
  4. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 класс. – М: Дрофа, 2009

Интернет-ресурсы:  Pedsovet.ru