Этапы |
Форма работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний | Коллективное решение кроссворда | – Здравствуйте, ребята! Как настроение?
Покажите мне, пожалуйста, с помощью мимики, а
может быть и жестов ваше настроение в данную
минуту. Спасибо! Я надеюсь, что во время урока
хорошее настроение сохранится, а грустное –
улучшится. А начать наш сегодняшний урок я бы хотела с небольшой разминки. На доске любимая игра всех интеллектуалов и не только. Как вы думаете, что там? Презентация. Слайд 2. – Совершенно верно, кроссворд, который я предлагаю вам разгадать. Обратите внимание, что кроссворд – заимствованное английское слово, от «кросс» – крест и «ворд» – слово, для того, чтобы запомнить правописание этого слова, давайте все вместе проговорим его (2 раза) – удвоенная СС. А теперь придумайте словосочетание с этим словом и запишите его в маршрутный лист Слайд 3. Итак, под номером 1 вопрос: Что обогревает Землю и обеспечивает жизнь? Вопрос номер 2: как называется ряд ступенек, ведущих вниз или вверх? Вопрос 3: как называется растение, растущее на болоте, с упругим почти древесным стеблем? И, наконец, последний вопрос: как называют того, кто принес весть? – Молодцы, справились! Скажите, а знание каких разделов грамматики вам помогло решить этот кроссворд? Почему вы так считаете? А еще нам помогло знание такого раздела, как лексика. Слово «лексика» – это заимствованное слово от «лексис» – «слово, выражение» Слайд 4, 5. А еще? Знание лексики! Ведь лексика – это все слова языка, или словарный запас языка. Лесику изучает раздел лингвистики (а что такое лингвистика?) называемый лексикология. – Ни для кого не секрет, что большинство слов имеет свое значение. – А что же такое лексическое значение слова? |
Ответы детей: кроссворд. Учащиеся хором проговаривают слово
«Кроссворд» и записывают в маршрутные листы в
составе словосочетания (3-4 словосочетания
заслушиваются) лексика, знание лексического значения слов Это то, что это слово обозначает, его смысл, то, что мы подразумеваем, когда думаем и произносим слово |
Изучение нового | Беседа | – Молодцы, а теперь, исходя из всего
ранее сказанного, попробуйте сформулировать
тему урока и его цели! Как вы думаете, что будет в
центре нашего внимания? Прочтите тему в учебнике,
верно ли мы ее сформулировали? Слайд 6. – Совершенно верно! Сегодня мы начинаем знакомство с разделом «Лексика» и наш урок будет посвящен определению лексического значения слов. Что мы должны знать, чтобы суметь определить лексическое значение слова? – Совершенно верно. Но вначале хотелось бы, чтобы вы вспомнили о том, как мы должны относится к слову в общении друг с другом. И вновь помогут нам в этом слова из стихотворения Вадима Шефнера, к которому мы уже как-то обращались: – Много слов
на земле. Есть дневные слова, – – Как вы понимаете эти слова? – Правильно, давайте еще раз вспомним, что же такое синонимы? Слайд 7. – Есть еще способы объяснения лексического значения. Какие?
– Вспомните, что такое антонимы? Слайд 7.
– Есть еще один способ объяснения лексического значения, о котором вы узнаете несколько позже. Итак, ребята, какие способы определения лексического значения слова вы узнали? – Молодцы, а теперь откройте параграф 32 учебника и в упражнении 234 найдите еще один способ толкования лексического значения слова, о котором мы не упомянули. – Как вы думаете, где чаще всего
используется этот способ толкования? |
Лексическое значение слов и определение лексического значения слов Как можно объяснить лексическое значение слова
Нужно бережно относится к выбору слов в общении друг с другом Краткое толкование слова (лес – это большой
участок, заросший деревьями) Подобрав синонимы: лес – бор, чаща, роща, дубрава, пуща
Это слова близкие или совпадающие по лексическому значению. Подбор однокоренных слов: ущелье – щель,
щёлочка, расщелина Антонимы – это слова противоположные по значению Краткое толкование, подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов.
Рисунки или картинки в книжках, адресованных маленьким детям |
Слайд 11. Динамическая пауза |
|||
Закрепление нового материала | Работа по маршрутным листам:
работа в парах
Работа в группах
Коллективная работа |
– Ребята, сегодня мы с вами попробуем
новую форму работы – работа по маршрутным
листам. Перед вами лежат листы, в которых
написаны различные задания. Я сейчас буду
называть номер задания, а вы в зависимости от
моих рекомендаций будете его выполнять
самостоятельно или коллективно, договорились? Слайд
12. – Итак, задание № 1 в маршрутном листе
попробуем выполнить все вместе. Слайд 13. Переходим к заданию № 2:
необходимо заполнить два столбика таблицы,
подобрав во второй столбик синоним к данному
слову, а в третий – однокоренное проверочное
слово. Работаем индивидуально. Слайд 17. Задание № 3 «Гонка за лидером»: кто вперед объяснит лексическое значение слова, подобрав к данным словам синонимы с удвоенными согласными. Работаем в парах, учитывается правильность и скорость выполнения!
Ребята, обратите еще раз внимание на правописание этих слов. Какую орфограмму вы в них встретили? Каким способом вы воспользовались, чтобы в этом упражнении объяснить ЛЗ слов?
– Задание № 4 выполняем по вариантам: 1, 2, 3. Во время выполнения работаем в группах. Необходимо соединить данные слова с их кратким толкованием из справки. Чей ряд справится быстрее?
– Каким способом объяснения лексического значения вы сейчас воспользовались? – Какие же вы молодцы! И, наконец, последнее на
сегодня задание на слайде. Слайд 28. Давайте
объясним лексическое значение слов, подобрав к
ним антонимы. Таблицу необходимо заполнить
словами-антонимами данных слов |
Работа в маршрутных листах.
Устно, фронтально – сострадание,
сердобольность, жалостливость, отзывчивость,
участливость, чуткость, душевность, сердечность. 1. Штора – оконная занавеска Осока – многолетняя болотная трава 2. Арена – цирковой манеж Гарнир – овощи, каша, добавляемые к мясным и
рыбным блюдам 3. Антенна – устройство для приема радиоволн Целина – никогда не паханная земля Устно, коллективно – слайды 29-34: Подбор антонимов |
Подведение итогов, домашнее задание | – Итак, ребята, о чем же сегодня мы с
вами говорили? – А сейчас я попрошу вас еще раз объединится в группы и написать на предложенных листах, как, какими способами можно объяснить лексическое значение слова. – Вы замечательно поработали сегодня, и я
хотела бы отметить добрым словом каждого из вас
– слайд 35. А на следующем уроке, когда мы
продолжим изучение этой темы, поработаем со
словарями, узнаем, что такое контекстуальные
синонимы и антонимы и многое другое, я учту вашу
сегодняшнюю работу и оценю ее. |
О лексике и определении лексического
значения слова. Листы с ответами детей вывешиваются на доску: краткое толкование, подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов и рисунок с дальнейшим обсуждением. |
Использованная литература:
- Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской и и П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
- Поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Г.П. Лазаренко. Мастер-класс. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М: Дрофа, 2006
- А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 класс. – М: Дрофа, 2009
Интернет-ресурсы: Pedsovet.ru