Уроки № 1-2
Цели и задачи:
Повторить ранее изученный материал по теме “Морфемика и словообразование”, отработать алгоритм морфемного и словообразовательного разбора слов, закрепить навыки правописания.
Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, стереоколонки
Программное обеспечение:
ММ комплекс “1С: Репетитор. Русский язык”
Звуковой файл 045_Russkii_ustnii_Vorozheya.mp3 (Аудиословарь “Русский устный” на портале “Грамота.ру”: http://www.gramota.ru/radiosafonova.html) в записи
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Орфоэпическая пятиминутка.
Прослушивание звукового файла 045 аудиословаря “Русский устный”, в ходе которого учащиеся делают записи в акцентологический словарик тетради-справочника.
3. Работа по теме урока.
3.1. Фронтальная беседа по вопросам №№ 1 – 8 главы “Состав слова и словообразование” с. 63 учебника [1]. Для ответов привлекается теоретический материал с.63 – 73.
3.2. Знакомство с презентацией “Состав слова и словообразование” (Приложение1).
3.3. Закрепление материала:
- Упр.121, 132, 151 учебника
- Работа с программой “1С: Репетитор” (практикум по теме “Словообразование”)
4. Домашнее задание: упр. 131, 152, 154 [1].
Уроки № 3–4
Тема: Морфемика и словообразование. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора
Цели и задачи:
Закрепить изученное на материале повышенной сложности, подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по данной теме
Оборудование:
Компьютеры
Программное обеспечение:
ММ комплекс “1С: Репетитор. Русский язык”
“Готовимся к ЕГЭ. Русский язык” (сетевая версия)
Тест “Морфемика и словообразование”, составленный на основе программы
“Тест 2000”
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение, расставить и графически объяснить знаки препинания в нём. Произвести указанные разборы (1 – фонетический разбор, 2 – морфемный разбор, 3 – словообразовательный разбор).
Александр Иванович хотел быть молодым и свежим в тот день когда всё возвратится1, 3 к старому3 и он сможет выйти из подполья3 безбоязненно2 раскрыв 2, 3 свой чемоданишко (И. и П.). [2]
3. Отработка умений морфемного и словообразовательного разбора на материале повышенной сложности
3.1. Умение выделять суффикс –j – в словах типа безделье, подполье, веселье.
3.2. Знакомство с понятием “аппликация” (наложение морфем) в словах типа одесский, смоленский, братский (от Братск), отворить, встать.
3.3. Умение определять способ словообразования “нулевая суффиксация” (бессуффиксный способ)
- Упр. 246 [2]
- Упр. 3 в разделе “Нулевой суффикс” ММ комплекса “1С: Репетитор. Русский язык”
4. Составление словообразовательных цепочек:
Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный – выигрышно
Лицо – облицевать – облицовывать – облицовщик
Мысль – мыслить – смыслить – смышлёный – несмышлёный – несмышлёныш
5. Тренинг в разделе “Состав слова и словообразование” программы “Готовимся к
ЕГЭ. Русский язык” (сетевая версия).
6. Решение теста “Морфемика и словообразование” (в программе “Тест-2000”)
7. Итог урока, объявление оценок.
8. Домашнее задание: вопросы №№ 9 -11 с. 63, упр. 136, 138, 145 [1].
Уроки № 4–5
Тема: Орфографический практикум. Проверочный тест по теме “Морфемика и словообразование. Орфография”
Цели и задачи: закрепить правописание приставок на –З (-С), ПРЕ- и ПРИ-, букв И-Ы после приставок; контроль усвоения темы
Оборудование:
Компьютеры, подключённые к Интернету, проектор, экран, стереоколонки
Раздаточный материал трёх уровней сложности [3]
Программное обеспечение:
“Русский язык. 9 – 11. Экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса и подготовки к экзаменам. Школа 2005” © 2005 Новая школа. ® 2005 РМГ Мультимедиа
Учебник грамоты на портале “Грамота.ру” (http://www.gramota.ru/idictation/idictation.php?id=60, 62, 66)
Ход урока
1. Оргмомент
2. “Литературный диктант” № 87 [4]
3. Актуализация знаний учащихся по орфографическим темам: “Правописание приставок на – з (- с)”, “Приставки пре- и при-”, “Буквы и – ы после приставок” с применением раздела “Учебник” диска “Русский язык. 9 -11”
4. Выполнение упражнений из “Учебника грамоты” на портале “Грамота.ру”
5. Упражнение на повторение.
Записать предложение, расставить и графически объяснить знаки препинания в нём. Произвести указанные разборы (1 – фонетический разбор, 2 – морфемный разбор, 3 – словообразовательный разбор).
Старуха3 била его а побив2 крестилась2, 3 в угол на иконы и упрашивала со слезами
Матерь Божия3 прости2 Христа ради за обиду3 сироте! [2]
6. Проверочный тест трёх уровней сложности [3, с. 28 -39].
7. Домашнее задание: упр. 144, 146, 147, 149 [1].
Список литературы
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1998.
- Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др.; Отв. Ред. И.В. Галактионова и Е.И. Литневская. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – (Московский университет – школе).
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10 – 11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский Лицей, 2005.