Цели:
- Закрепить лингвистические, литературоведческие понятия; продолжить работу с художественным текстом, закрепляя и систематизируя ранее полученные знания.
- Развивать умение выделять главное, делать выводы; работать в группе.
- Воспитывать внимательное, бережное отношение к слову.
Оборудование:
- Карточки с заданиями для групп.
- Текст стихотворения Ф.И. Тютчева.
- Словарь литературоведческих терминов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей
3. Актуализация знаний
– Вспомним, что значат термины «лингвистический» и «стилистический» анализ текста? («Лингвистический» – языковой; «стилистический» – обладающий чертами определенного стиля.)
– Какие уровни языка можно рассматривать? (Фонетический, словообразовательный, морфологический, лексический, синтаксический.)
4. Работа с текстом
Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в сиянье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
– Каким настроением окрашено стихотворение? Как это связано с темой? (С образом морской стихии, как правило, связано ощущение беззащитности, беспомощности человека перед силами природы; стремление слиться с природой, т.к. она – воплощение гармонии.)
– Рассмотрим, как на разных языковых уровнях эта тема раскрывается. Каждая группа будет анализировать один уровень, делать выводы и представлять их классу. Затем обобщим все сказанное.
Задание для 1 группы: Проанализируйте фонетический строй стихотворения.
- Есть ли примеры аллитерации, ассонанса? В каких строках? Как связано с содержанием?
- Определите стихотворный размер. Какова его роль?
Ямб приближен к прозаической речи.
Хорей передает стремительность, бодрость.
Дактиль – торжественность, возвышенность.
Амфибрахий – плавность.
Анапест – маршевая интонация.
Задание для 2 группы: Проанализируйте изобразительные ресурсы русского словообразования, представленные в тексте.
- Какая морфема использована при образовании следующих слов: сиянье, движенье, безлюдье, обаянье? Данные слова являются существительными конкретными или абстрактными? Сделайте вывод о роли морфем в тексте.
- Какова роль приставки без- (бес-) во второй строфе стихотворения?
- С какой целью используются однокоренные слова в третьей строфе?
Задание для 3 группы: Проанализируйте лексические средства выразительности, представленные в стихотворении.
- Есть ли в тексте синонимы, антонимы? Какова их роль?
- Можно ли считать море образом-символом? Чего?
- Какие тропы (сравнения, олицетворения, эпитеты…) использованы? Какую функцию они выполняют?
- Как на уровне лексики подчеркнута масштабность изображаемой картины?
Задание для 4 группы: Проанализируйте морфологические средства выразительности, представленные в тексте. (Морфология изучает части речи.)
- Какие части речи преобладают в тексте? Какова их роль?
- Проследите, какие формы имен прилагательных использованы в тексте ( краткие прилагательные, в отличие от полных, называют признак, развивающийся во времени).
- Какое время отражено в стихотворении? Как оно выражено? Какова его роль?
- Какова роль деепричастий в речи?
Задание для 5 группы: Проанализируйте синтаксические средства выразительности, использованные в тексте.
- Приведите примеры инверсии (обратный порядок слов в предложении). Какие слова с ее помощью в тексте выделены?
- Есть ли в тексте бессоюзие (передает стремительность, быструю смену событий) или многосоюзие (замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых членов предложения)?
- Что можете сказать о пунктуации?
- Какова роль строки, повторяющейся почти дословно(«Как хорошо ты, о море ночное…»и «Как хорошо ты в безлюдье ночном»)?
5. Рассмотрим результаты работы в группах и ответим на вопрос: Как на разных уровнях языка воплощается тема стихотворения.
Фонетика (аллитерация (повтор «р» передает грохот), ассонанс (повтор «а» подчеркивает широту, размах стихии)). Стихотворный размер – дактиль(придает речи торжественность, возвышенность). |
Философичность |
Морфемика (суффикс -й- участвует в образовании абстрактных существительных; приставки без-, бес- указывают на отсутствие границ стихии, которую невозможно обуздать). | |
Лексика (абстрактные существительные настраивают на философский лад, антонимы подчеркивают изменчивость моря, обилие тропов). | |
Морфология (обилие глаголов придает речи динамизм, деепричастий, формы настоящего времени создают эффект присутствия; имена прилагательные как в краткой, так и в полной форме помогают подчеркнуть подвижность стихии и вечность бытия). | |
Синтаксис (соединение бессоюзия и многосоюзия передают ощущение изменчивости стихии и подчеркивают вечность бытия; многоточия создают интонацию размышления). |
6. Сделайте вывод о роли разных языковых единиц в выражении авторского замысла.
7. Домашнее задание
Произвести лингвостилистический анализ текста.