I. Сообщение темы, цели и задач урока.
- Эпиграф нашего сегодняшнего урока:
"Заходи зашевелись загуди искрящаяся радостью ярмарка!" (2 слайд)
- Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?
- Верно, если вы правильно расставите недостающие знаки препинания в эпиграфе.
(Заходи, зашевелись, загуди искрящаяся радостью ярмарка!) (2 слайд)
- Дайте (устно) характеристику данному предложению.
(Предложение побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми).
- Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия (слайд 3)
- Верно, тема нашего сегодняшнего урока "Обобщение по теме: "Знаки препинания при причастном обороте". На прошлых уроках вы познакомились с тем, как обособляется причастный оборот на письме. Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить полученные знания на практике (слайд 4)
II. Домашнее задание. Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение "Но где же пересказать всё то, что было на этой ярмарке!" с использованием предложений с причастными оборотами (слайд 5)
Страна Причастие (слайд 6)
Приглашает принять в ярмарке участие, (слайд 7)
Знания мы в круг собрали,
Обороты изучали.
Это страна увлекательная,
Вопросами занимательными.
Подходи, умнейший народ,
Всех нас ярмарка зовёт.
- Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в страну Причастие.
III. Актуализация опорных знаний учащихся (слайд 8)
Учитель. Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово "ярмарка"?
Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться повнимательнее к слову, то можно увидеть в нём 2 частички: "ЯР" - т. е. "ГОД" и "МАРКЕТ" - "ТОРГ", "РЫНОК", "БАЗАР". Что же получилось? Ежегодный торг, базар.
А что же вам известно о ярмарках?
Задание: придумайте и запишите 2 предложения с использованием причастных оборотов, характеризующих ярмарку. Презентация о русских ярмарках.
Ярмарки проводились в разное время года (слайд 9, 10)
Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода.
(слайд 11, 12, 13)
Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров (слайд 14, 15)
Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по особому зазывали или закликали народ. Чего только здесь не было! (слайд 16)
Флаг поднят, ярмарка открыта (слайд 17)
Недаром площадь вся покрыта:
Глядят из лавок кушаки,
И разноцветные платки,
И разноцветная серпянка;
Тут груды чашек и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов;
Там - лыки, вёдра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты:- писал русский поэт И. С. Никитин.
1. Фронтальный опрос (слайд 18)
Гляньте налево - лавки с товаром!
Гляньте направо - веселье даром!
Поющая красавица (слайд 19)
Всем гостям понравится
Сверкающая, яркая,
Танцующая, жаркая.
Диковинки дарующая,
Ярмарка торгующая.
Задание: - про причастия не забываем, их скорее называем.
- Что такое причастие? (слайд 20)
4. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.
Учитель. Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке ну никак нельзя! Вслушайтесь в мелодию и представьте: "Заходила, зашевелилась, загудела искрящаяся радостью ярмарка!" (слайд 21) Творческий диктант (работа в парах) (слайд 22)
Задание: перед вами глаголы, обозначающие действия людей на ярмарке. Образуйте от данных глаголов причастия разного вида и запишите их.
Конкурс на лучшее предложение.
Задание: образуя причастные обороты, от получившихся причастий, составьте и запишите предложения о нашей ярмарке (взаимопроверка составленных предложений: наиболее удачные зачитываются, оцениваются 2 баллами).
5. Организация индивидуальной работы.
Решили побродить по ярмарке самостоятельно,
Ведь самим поторговаться - очень занимательно!
Задание: выполнить буквенно-цифровой диктант (по карточкам).
Работа с "Толковым словарём В.И. Даля".
- Вот мы и подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! (слайд 23)
- А вот сейчас мы посмотрим: справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками? Кстати, а кто такие коробейники и барышники? (слайд 24)
(Чтение словарной статьи)
(слайд 25)
Коробейники - мелкие торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту.
Барышники - люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли.
А теперь мы, ребята, нацелимся с вами на более сложное задание - выполнение схематического диктанта. Для этого немного отдохнём.
Динамическая пауза.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Оглянулись, посмотрели,
Всё ли с вами углядели?
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело!
Схематический диктант (слайд 26)
Задание: попробуйте в закличках и выкриках торговцев определить причастные обороты и начертить схемы данных предложений.
Ярмарка, звенящая на улице,
Зовёт прокатиться на курице.
Мишки, танцующие с бубном,
Удивят вас заданием трудным.
Раздадут по горячему бублику
Скоморохи, веселящие публику.
Самовары, на столах кипящие,
Угостят вас чаем настоящим. (слайд 27 - схемы предложений)
- Приходи поскорей, монет звенящих не жалей! (слайд 28)
Конкурс знатоков пословиц (слайд 29)
А что это народ собрался?
И откуда же он взялся?
В большом дощатом балагане
Представление дают,
На конкурс пословиц нас зовут.
Задание: собрать пословицу (работа в парах).
Я читаю начало, вы же должны выбрать вторую часть, из предложенных, на слайде.
На базар едете - ту и песню пой (слайд 30)
Семь раз отмерьте - с собою цены (не) везите
На чьём возу сидишь - один раз отреж(?)те
Задание: дополните пословицы причастными оборотами. Вопрос: отражают ли данные пословицы дух ярмарки? (устные ответы учащихся) (слайд 31)
Обобщение и систематизация изученного материала. Рефлексия.
Путешествие по ярмарке совершили,
Всё обобщили и закрепили,
В конце яркого пути
Нам итог бы подвести
Применение знания - на карусели катание
На вопросы ответьте - карусель окажется в цвете!
Вопросы:
- Причастие - это ...(особая форма глагола)
- В предложении причастие относится: (к существительному)
- Причастие с зависимыми от него словами называется:(причастным оборотом)
- Причастный оборот обособляется на письме:(когда находится после определяемого слова)
- Если причастный оборот стоит перед определяемым словом:(он обычно на письме не обособляется)
6. Итог урока.
Чем ярче катаемся - тем лучше запоминается! (слайд 34)
(суммирование баллов и оценивание)
Так заходи, зашевелись, загуди искрящаяся радостью наша ярмарка!
(слайд 35)