Русский язык
-
Устное высказывание как эффективное средство подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему 2014
В статье рассматриваются причины затруднений учащихся при выполнении творческого задания на итоговой аттестации в 9-м классе, обосновывается выбор особого типа упражнения «Устное высказывание», представленного в УМК по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, являющегося эффективным средством подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
-
Устное выступление как жанр публицистического стиля речи 2010
Данный урок позволяет учащимся понять, как сделать речь яркой, эмоциональной, выразительной; как заинтересовать слушателя; научит, как пользоваться в речи изобразительно-выразительными средствами языка; даёт детям возможность проявить творческие способности.
-
Устное публичное выступление на морально-нравственную тему 2005
Основные цели урока - развитие понятия "публичное выступление", формирование умения строить устное публичное выступление; развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.
-
Устное собеседование по русскому языку в 9-м классе и работа над осмысленным чтением 2019
Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развиты учебнопознавательная мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным, нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
-
Устное сочинение - описание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (интегрированный урок) 2009
Урок развития речи в пятом классе проведен c целью формирования у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений. Также описание картины требует знаний искусствоведческого характера, внимания к использованным художникам средствам живописи. Задача учителя состоит в том, чтобы показать обучающимся, каким видит предмет художник и как он это передает.
-
Устное сочинение на основе восприятия музыки 2013
Учитель кратко рассказывается о К.Сен-Сансе, его сюите «Карнавал животных», по которому ребятам предстоит работа. Выполняется словарная работа со словом «аквариум». С помощью небольшого опроса учитель настраивает ребят на прослушивание пьесы. Ребята делятся своими впечатлениями и описывают картинки, которые им представились в воображении, слушая музыкальное произведение; пытаются составить устное сочинение по пьесе.
-
Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова "За мир!" 2003
Очень сложно проводить уроки по развитию речи, особенно по описанию картин, так нет хороших подробных разработок. В своей статье я показала особенности уроков развития речи, исходя из собственного опыта работы. В качестве примера - один из уроков, который разработала и провела в 5-м классе.
-
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо" (Пушкин как основоположник русского литературного языка) 2008
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо..." расширяет представление о Пушкине как "великом реформаторе российской словесности".
-
Устный журнал "Искусство владения словом" 2008
Сценарий этого мероприятия может быть использован во внеклассной работе учителями русского языка и литературы. Мероприятие имеет воспитательное значение, способствует развитию речи учащихся. Коммуникативная воспитательная направленность мероприятия способствует формированию социально-активной личности. Устный журнал развивает культуру общения учащихся, творческие способности, эстетический вкус, учит осознанно и свободно пользоваться богатством русского языка для передачи мыслей и чувств.
-
Устный журнал в 6-х классах: "Кто и когда нам письмена сотворил" 2010
Устный журнал знакомит учащихся с историей славянской письменности, рассказывает о первопросветителях славянского народа – братьях Кирилле и Мефодии. Обращает к национальному и культурному наследию русского народа, направленному на формирование духовных и нравственных качеств учащихся, воспитывает чувства ответственности и любви к русскому языку.
-
Устный журнал по русскому языку в 6 классе "Хлеб — всему голова" 2005
Известно, что рассказать учащимся о профессиях в увлекательной форме - очень важная задача. Устный журнал "Хлеб всему голова" проводится, как внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе совместно с учащимися и их родителями после изучения разделов "Лексика" и "Фразеология" с целью пропаганды знаний о сельскохозяйственных профессиях, развития интереса к истории своего народа, воспитания уважения к людям, которые выращивают хлеб, и воспитания бережного отношения к хлебу.
-
Уточняющие обособленные члены предложения. 8-й класс 2012
Автор знакомит учащихся с понятием "уточняющие обособленные члены предложения". Учащиеся совершенствуют навыки различения их на письме, развивают устную и письменную речь, умение пересказывать текст, выделять в нем главное, формируют умения и навыки грамматического разбора, воспитывают чувство любви к русскому языку и литературе, поэзии А.С. Пушкина, дружбу и взаимопонимание.
-
Утраченный школьным курсом раздел лингвистики 2003
Стремление к успешности в обучении пятиклассников русскому языку требует вернуть исчезнувший со страниц базового учебника курс "Словообразование" и предварить им изучение "Морфемики". Знание механизмов образования слов, словообразовательный анализ, предшествующий морфемному, позволит детям избежать ошибок. Внесенные в традиционные формулировки изменения, носящие принципиальный характер, устранят неточности, затрудняющие воприятие учебного материала.
-
Учебная встреча по русскому языку "Знай и люби русский язык" (для учащихся 6–7-х классов) 2009
В данной статье предлагается разработка учебной встречи по русскому языку, целью которой является укрепление роли русского языка, повышение языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, воспитание бережного отношения к языку и речи.
-
Учебная презентация "Почему в щётке Ё, а в трещотке О?" 2020
Цели урока: знать: способ выбора о–ё в корнях слов после шипящих; уметь обосновывать выбор о–ё в корнях слов после шипящих.
-
Учебная программа кружка культуры речи по русскому языку для учащихся 8-х классов 2010
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Цель - повышение уровня речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика.
-
Учебная программа элективного курса в 10-м классе "Практическая стилистика и основы издательского дела с использованием информационных технологий" 2008
Содержание программы элективного курса "Практическая стилистика и основы издательского дела с использованием информационных технологий" направлено на освоение основных видов практической стилистики, печатного дела, информационных технологий. Уроки проводят учителя русского языка и информатики. Занятия построены таким образом, что закрепление пройденного материала по русскому языку и информатике проводится с использованием компьютера.
-
Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка, функциональные омонимы 2012
Урок будет интересен педагогам, работающим в классах с углубленным изучением русского языка. Цель занятия: расширить представление учащихся о многочленных функциональных омонимах на примере морфологического анализа слова «один» в исследовательской деятельности.
-
Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов 2024
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается.
-
Учебно-исследовательская конференция "Воздух, ты моя стихия" 2013
Конференция проводилась в рамках недели естественных наук. Мероприятие проходило под девизом: «Хочешь быть умным, будь им!» и являлось частью долгосрочного проекта «Четыре стихии». По замыслу авторов подобные мероприятия способствуют развитию метапредметных связей, вызывают интерес к естественным наукам, повышают способность применять свои знания в нестандартных ситуациях.
-
Учебно-методическая разработка к урокам русского языка и развития речи 5-9-х классах по теме "Словообразование. Лексическое значение корней общеславянского происхождения" 2009
Учебно-методическая разработка содержит "словарные гнёзда" с корнями общеславянского происхождения, снабжена эффектами анимации. В основу работы положен принцип сопоставления родственных слов с точки зрения современного русского языка и этимологии. Содержание каждого слайда позволяет наглядно воспринимать структуру слова, способы словообразования, развитие лексического значения корня, выявлять стилистические особенности слова.
-
Учебно-методическая разработка практического занятия «Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. Беседа» 2021
Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления. Во многом этот климат зависит от умения медицинского работника общаться с пациентами. Разработка практического занятия по теме «Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. Беседа» предназначена для формирования у студентов навыков владения грамотной разговорной речью, а также для формирования умения общаться с пациентом.
-
Учебно-методические материалы к изучению темы "Словосочетание" в 5-м классе 2005
Статья молодого специалиста, работающего в школе № 758 г. Москвы, посвящена начальному изучению синтаксиса в 5-м классе. Внимание к изучению словосочетания не случайно – навыки по определению смысловых вопросов и выделению главного и зависимого слов помогут школьникам в актуальном членении предложения. Как сделать так, чтобы заинтересовать учащихся? Предложенные уроки содержат задания, способствующие совершенствованию речевых навыков, а также развитию познавательного интереса.
-
Учебно-методический комплекс по теме "Тропы как речевые приемы" 2011
В учебно-методическом комплексе разработаны три урока. На первом уроке даются определения тропов, изучаются сравнения, эпитеты, перифразы, литоты и гиперболы. На втором уроке – метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. Третий урок – урок обобщения знаний. Отработка навыков заключается в трехступенчатой системе: коллективная работа, полусамостоятельная работа, самостоятельная работа. Для каждого урока разработаны срезовые работы.
-
Учебно-методический комплект «Подготовка обучающихся 5-х класса с нарушением слуха к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку» 2023
Цель УМК: качественная подготовка обучающихся 5-го класса к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.
-
Учебно-практические материалы для проведения самостоятельных работ на уроках русского языка в 10–11-х классах 2012
Практика преподавания русского языка в 10–11-х классах показывает, что предлагаемые учебно-практические материалы позволят учащимся, во-первых, повторить и закрепить ранее изученные пунктуационные правила; во-вторых, углубить представления об изученном; в-третьих, расширить знания правил пунктуации и развить далее умения и навыки по их применению на практике.
-
Учебное занятие "Определение проблемы и авторской позиции" в рассказе писателя Ю.Буйды "Продавец добра" 2014
Учебное занятие формирует навыки работы с текстом по определению проблемы и авторской позиции в рассказе писателя Ю.Буйды, имеет личностно-ориентированную направленность обучения средствами технологии РКМЧП.
-
Учебное занятие "Проблемный, типологический, эстетический и лингвистический анализ текста" 2009
Урок разработан для учащихся 6—8-х классов. Дети с огромным интересом знакомятся с жанровым своеобразием фольклорной песни, семантикой ее образов. Через адекватное восприятие слова начинается путь к осмыслению. Начало всех начал - словарная работа, которая погружает в масштабное понимание текста. Обращение к словарям здесь не только обязательно, но и увлекательно.
-
Учебное занятие "Создание текстов и их анализ" 2009
Урок развития речи для учащихся 6—8-х классов позволит систематизировать изученное ранее; совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения; формировать умение создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания. Одновременно решаются две методические задачи, формируются две компетенции - лингвистическая и коммуникативная.
-
Учебное занятие в 5-м классе по русскому языку "Братья наши меньшие" 2010
Учебное занятие отражает метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Задания способствуют формированию лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся.