Русский язык
-
Физика + языкознание или литература?! Да! 7-й класс 2014
Статья рассказывает об опыте интеграции предметов разных циклов: физики и языкознания. Интегрирование содержания учебных предметов создает прочный фундамент научного миропонимания, сформировать которое невозможно в рамках одного или нескольких изолированных друг от друга предметов. Интегрированный межпредметный проект «Сила» в рамках изучения одной из тем курса физики 7-го класса – результат творческой работы учителей физики и русского языка.
-
Филолог-профориентолог, или Примерочная профессий: квест «Вначале было слово» 2023
Цели урока: углубить представления учащихся о профессиях для работы в типографии при выборе профессии; освоение терминологического аппарата профессий на уроках (на примере изучения раздела «Функциональные стили речи»); освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях.
-
Филологическая игра в 7-м классе "От скакуна до клячи" 2011
Данный урок-игра был проведён в 7-м классе. На уроках литературы мы рассматривали произведения Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» и В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», и мне захотелось поближе познакомить ребят с этим благородным животным. Возникла мысль о внеклассном мероприятии по русскому языку в игровой форме, т.к. игра должна обязательно заинтриговать и дать более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
-
Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе 2008
На уроках русского языка, лингвистики я зачастую предлагаю детям игры в слова, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.
-
Филологический квест: новые формы недели русского языка и литературы 2014
В статье авторы делятся опытом, как провести неделю русского языка и литературы. Предлагается необычная форма работы − квест, описываются варианты заданий, анализируются преимущества такого подхода.
-
Финансовая грамотность на уроках русского языка и литературы 2020
Презентация знакомит с классическими произведениями русской литературы, в которых используются финансовые термины, понятия собственности и т.п.
-
Фольклор народа Саха как источник создания "Словаря якутского языка" Э.К. Пекарского 2009
Урок русского языка, на котором расширяются представления учащихся о фольклоре и о роли изучения фольклора Э.К. Пекарским в составлении словаря; расширяется словарный запас учащихся и формируется навык работы со словарем, прививается интерес к поиску толкований непонятных слов.
-
Фонетика — звучащая, выразительная музыка нашей речи 2009
Главной особенностью урока является то, что диалог учителя с учеником происходит с использованием интерактивной доски, позволяющей индивидуализировать процесс обучения. Материалы презентации дают возможность не только продуктивнее использовать время урока, но и более эмоционально и содержательно излагать тему, расширять объем информации.
-
Фонетическая зарядка 2005
Наиболее трудный раздел – фонетика. В практике чаще всего встречаются ошибки. Когда смешивают “звуки” и “буквы”, неправильно вычленяют звуки из слова, неверно определяют ударение в слове. Цель составленных и приведенных здесь заданий – углубить и укрепить знания по фонетике, развивать любознательность детей.
-
Фонетический праздник в начальной школе 2008
Урок русского языка в начальной школе. Проводится в форме спектакля. Учащиеся выполняют задания жителей страны Фонетики и узнают о роли ударения в словах.
-
Фонетический разбор. Морфемный анализ. Словообразовательный анализ. Этимологический анализ 2013
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка. Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка. В данной статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
-
Фонетическое средства выразительности русской речи 2008
Урок литературы на тему «Фонетические средства выразительности русской речи» формирует представление об особенностях фонетических средств выразительности русской речи; способствует в приобретении навыков исследовательской работы над лирическим произведением.
-
Формат задания А2 в КИМах ЕГЭ-2012 2011
Структура задания А2 в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. изменилась. Предложенные в работе тренировочные задания позволят выработать навыки и умения по правильному выбору паронима.
-
Формат задания А2 в КИМах ЕГЭ-2012 2012
Структура задания А2 в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 изменилась. Цель задания – выработать умение разграничивать лексические значения слов, входящих в паронимическую пару; понимать, с какими словами сочетается каждый из паронимов.
-
Формирование гражданской идентичности кадета на уроках русского языка 2021
В данной статье рассматривается вопрос формирования гражданского воспитания кадет в современном образовательном пространстве, приводятся примеры толкований понятия «гражданская идентичность». Особое внимание уделено содержательному потенциалу учебного предмета «русский язык».
-
Формирование грамотности учащихся на основе морфемного анализа слов при изучении темы "Состав слова" 2009
Описание опыта создания авторской разработки по русскому языку.
-
Формирование графических и каллиграфических умений младших школьников в урочной и внеурочной деятельности 2022
С самого начала поступления в школу ученика начинают обучать таким первоначальным навыкам письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Задача формирования графических умений выступает как одна из главных проблем в образовании, из ключевых задач школы. Огромное внимание при обучении начальному письму уделяется формированию условий, при которых бы совершалось органическое объединение слуховых, артикуляционных, визуальных, двигательных и звуковых компонентов. Это даст возможность создать у обучающегося графический навык и каллиграфические умения, которые будут фундаментом для формирования письменной речи в последующем, по мере овладения закономерностями родного языка. Поэтому, в момент обучения детей письму, педагогу нужно заботиться о выработке графических и каллиграфических умений как необходимого действия.
-
Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка и литературы 2005
Слова К. Паустовского о "золотой розе", которую выковывает писатель, как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя - словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. В статье представлены размышления о современном подходе к преподаванию русского языка и литературы, огромном воспитательном потенциале данных предметов, определены приоритеты: привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся, чему должны способствовать нетрадиционные формы и методы работы.
-
Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5–7-х классах 2012
Учитель в статье раскрывает сущность работы со словарями, направленную на формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся. Намечает пути ее эффективного совершенствования. Изучает и анализирует психолого-педагогическую, методическую литературу, в которой рассматриваются данные вопросы; описывает основные положения формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся посредством работы со словарями; показывает некоторые методы и приемы словарной работы.
-
Формирование и развитие навыков устной речи: "Как "заставить" заговорить на неродном языке?" 2010
Как привить ученикам любовное, разумное отношение к русскому языку? Решить, по-моему, учитель может, превращая каждое занятие в маленькое открытие для учащегося. Как "заставить" заговорить на неродном языке? Мне кажется, этого можно достичь путем использования пословиц на уроках русского языка, чтения, так как пословицы всегда привлекают детей.
-
Формирование и развитие речи обучающихся с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования посредством применения специальных приёмов и средств обучения 2020
В статье рассмотрены особенности детей с нарушением слуха и представлены методические рекомендации для педагогов, обучающих эту категорию детей в общеобразовательных классах. Описаны специфические приемы и средства обучения, взятые из опыта работы, направленные на формирование и развитие речи учащихся, перечислены правила поведения учителя при общении с учащимися, имеющими нарушение слуха. В приложении представлены примеры применения на уроках некоторых приемов и средств обучения.
-
Формирование интеллектуальных способностей и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов 2018
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
-
Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы 2011
В работе рассмотрены и предложены наиболее эффективные подходы к формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы, а именно организация групповой работы на уроке при получении новых знаний, при презентации полученных результатов.
-
Формирование информационной культуры через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы 2015
Работа посвящена решению вопроса о формировании информационной культуры обучающихся. Есть идея, что она может быть сформирована через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы. Каждый комплекс включает 3 пятиминутки по одной теме, в которых отражается триада «Познаю – Делаю – Размышляю», позволяющая, во-первых, усвоить школьникам необходимые знания, во-вторых, применить их на практике, в третьих, осмыслить качество их присвоения.
-
Формирование исследовательских умений учащихся на уроках русского языка (при изучении темы "Деепричастие", 6-й класс) 2006
В статье представлен опыт по формированию исследовательских учебных умений шестиклассников на первом уроке по изучению темы "Деепричастие". Автор предлагает обратить внимание и на групповую форму организации познавательной деятельности детей при построении подобных уроков как очень эффективную с точки зрения временных и интеллектуальных затрат. Также прилагается дидактический материал для исследования с учетом разноуровневой подготовки учащихся и вариант результатов исследования. Обращаем особое внимание на то, что хотя представленный опыт и конкретен, но является по своей сути общей моделью.
-
Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения учащихся русскому языку 2018
Сегодня важно, чтобы выпускник школы мог применять полученные знания на практике, мог решать многообразные проблемы, мог действовать продуктивно. Постановка данных задач находится в рамках компетентностного подхода. Суть которого состоит в приоритете надпредметных, личностно значимых знаний над предметными знаниями. Выпускник школы должен осознанно переносить свои умения на различные объекты воздействия, его знания должны позволять ему действовать в нестандартной обстановке.
-
Формирование исследовательской компетенции обучающихся в процессе реализации общешкольных проектов и на уроках русского языка и литературы 2023
Работа по формированию исследовательской компетенции в условиях современного образования, реализующего новые госстандарты, непременно ведется в процессе обучения. Исходя из опыта работы, мы можем отметить, что осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности формируется в специально организованных условиях учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования, которые ставят учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания.
-
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка на основе блочно-модульной системы обучения: опыт реализации 2007
Урок межпредметного обобщения на основе блочно-модульной системы обучения. Предпосылки перехода на блочно-модульную систему обучения были предопределены неудовлетворенностью традиционной классно-урочной системы, которая ведет к перегрузке учащихся и потере интереса к учению. Принципы блочно-модульного обучения - это цельность, завершенность, полнота и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей. Гибкость блочно-модульной системы основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности. Цель уроков межпредметного обобщения - изучать языковые понятия, имея в виду практические цели (знать, чтобы уметь): от анализа текста через осознание признаков грамматических категорий - к созданию текста.
-
Формирование ключевых компетенций средствами компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку 2021
Цель данной работы: краткое обобщение опыта, накопленного в области реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка.
-
Формирование коммуникативной компетентности посредством организации творческой деятельности учащихся на уроках развития речи по русскому языку и во внеклассной работе по предмету 2009
В статье представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся с упором на творческую деятельность как один из действенных способов свободного развития личности современного ребенка. Автор убежден, что в процессе обучения языку как средству общения, особенно важна коммуникативная мотивация (зачем мы создаем текст и для чего он предназначен). Без этого речевое действие становится искусственным, теряет жизненный смысл.