Уроки развития речи. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10

Ключевые слова: стили речи, средства языковой выразительности, анализ текста, как анализировать художественный текст?


Домашнее задание к уроку: повторить по любому учебному пособию признаки разговорного стиля.

I Повторение теоретического материала по теме: стилевые черты (проверка д/з: фронтальный опрос).

Речевая ситуация

Форма

 

Языковые средства:

1)лексика

 

2) словообразование

3)морфология

 

4) синтаксис

Сфера бытовых отношений (реже профессиональных)

Неофициальность, непринуждённость

Неподготовленность, спонтанность речи

Преимущественно диалогическая, устная

В основном общеупотребительная + разговорная бытового содержания, просторечная, преобладание конкретных существительных, экспрессивно-эмоциональная окрашенность (фамильярная, ласкательная, пренебрежительная, неодобрительная, ироничная и т. д.).

Суффиксы субъективной оценки, приставка по-, суффиксы -ыва- (-ива-) у глаголов (поговаривать, пошаливать) и т. д.

Местоимения 1-го, 2-го лица, много глаголов, частицы, междометия, междометные глаголы; крайне редко причастия, деепричастия, краткие прилагательные; существительные в родительном и предложном падежах с окончанием -у вместо -е, -а и др.

Свободный порядок слов, односоставные (чаще определённо-личные), неполные предложения, вопросительные, побудительные предложения, сказуемые в основном простые глагольные или осложнённые простореч-ными частицами (было, возьми да и…), повтором.

II Анализ текста (фрагмент из повести Пушкина «Барышня-крестьянка» / см. текст в № 496

с. 306 Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобр. учр. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002).

Будем доказывать, что этот текст разговорного стиля, опираясь на таблицу.

Тема текста – разговор Лизы и Алексея во время случайной встречи.

Тип речи – повествование.

Значит, речевая ситуация – общение в неофициальной обстановке, форма диалогическая,

текст фиксирует особенности устной речи.

«Лиза уже успела оправиться с испугу и имела тотчас воспользоваться обстоятельствами».

Следовательно, речь неподготовленная, спонтанная, продиктованная обстоятельствами.

Лексические особенности:

1) основа – общеупотребительная лексика;

2) слова в просторечном варианте с усечением («небось» в значении «не бойся», «вишь» - «видишь», «те» - «тебе»);

3) частицы разговорного стиля: «одет-то», «собаку-то», «Тугиловский, что ли?»;

4) фразеологизмы разговорного характера: «не на дуру напал», «час от часу»; пословицы: «вольному воля, а дорога мирская»;

5) слова, носящие разговорную стилистическую окраску: баишь = говоришь,кличешь = зовёшь, распознать = различить.

Морфологические особенности:

  1. просторечный вариант окончания – у («оправиться от испугу») вместо – а;
  2. глаголы в форме 2, 1 лица, единственного числа (боюсь, провожу, думаешь, кличешь);
  3. нет причастий, деепричастий.

Синтаксические особенности:

  1. обращения (милая, барин);
  2. вопросительные предложения;
  3. неполные предложения («Почему же ты так думаешь?» - «Да по всему». – «Однако же?» -
    «Да как же барина с слугой не распознать?» - «Откуда ты?» - « Из Прилучина…»);
  4. обособленные обороты только в авторской речи.

В чьей речи (Лизы или Алексея) больше элементов разговорного стиля и почему?

Лиза старается придать своей речи характер непринуждённости и выдать себя за крестьянку.

С какой целью Пушкин использует разговорный стиль в художественном произведении?

Цель автора – передать разговор героев; помочь читателям живо представить себе самих героев, речевую ситуацию (свидание), стать непосредственными свидетелями данного события.

III Домашнее задание – письменное оформление анализа в виде связного текста.

Урок развития речи. 10 класс. 2 часа. Функционально-стилистическая характеристика текста. Публицистический стиль.

Анализ фрагмента «Путешествия из Москвы в Петербург» А. С. Пушкина (см. текст в упр. № 27 с. 32 / Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005).

Д/з к уроку: повторить особенности публицистического стиля.

В слабом классе возможен фронтальный опрос по домашнему заданию, в сильном - целесообразнее приступить сразу к анализу текста.

Дидактическая задача – доказать, что анализируемый отрывок публицистического стиля, работу оформить в виде связного текста. Доказать принадлежность текста определённому стилю – значит найти в тексте признаки, характерные для данного стиля.

Первичное восприятие текста:

  1. чтение фрагмента,
  2. тема (широкая – русское крестьянство, узкая – судьба, положение крестьянства, микротемы: качества крестьян, достойные уважения; благосостояние крестьян, пути улучшения их положения);
  3. цель автора – информирование + воздействие через убеждение, призыв;
  4. по жанру, возможно, проблемный очерк, поскольку поднята общественно значимая, глобальная для пушкинского времени проблема (необходимо учесть время создания произведения – 1833 - 34 гг.);
  5. тип речи – описание (какой он, русский народ?), рассуждение (установление причинно-следственных связей),
  6. анализ языковых особенностей текста выполняется по ходу написания работы.

Примерная схема создания связного текста

Параметры Возможный вариант записей в тетради, т. к. каждый пишет по-своему
Дано. Что требуется до-казать, т.е. тезис.

Доказательство:

- тема-проблема;

- авторский замысел, идея;

 

- тип речи,

форма

- жанр

- авторская позиция

- языковые особенности, обладающие повышенной значимостью

для данного стиля речи, текста

а) лексика

б) морфология

 

в) синтаксис

 

г) тропы и стилистические фигуры

 

Вывод об индивидуально-авторской манере

Отрывок из произведения Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург» отвечает закономерностям публицистического стиля.

Тема текста – русское крестьянство – выражена с помощью лексического повтора и контекстных синонимов (русский крестьянин, наш народ, крестьян). Цель Пушкина - не просто рассказать о русском крестьянстве,

а пробудить уважение к нему, привлечь внимание к проблеме улучшения благосостояния простого народа, убедить в необходимости мирного, пореформенного, а не революционного, насильственного способа решения проблемы.

Поэтому фрагмент представляет собой монолог информационно-убеждающего характера, в котором сочетаются описание и рассуждение.

По жанру это проблемный очерк, так как поднимается социально значимая проблема крепостного права и анализируются пути её решения,

в связи с этим позицию автора можно определить как аналитическую.

В экспрессивном отношении текст сдержанный, так как нет восклицательных предложений, хотя есть слова с оценочным значением (смелость, смышленость, невежество, уничижение), но эмоционально окрашенных средств мало, это прилагательные-эпитеты: грубое, невежественное, рабское, страшные.

Текст изобилует существительными с суффиксами отвлечённости (потрясение, благосостояние, улучшение, смелость, переимчивость, презрение, ловкость, проворство и др.), именные части речи преобладают над глагольными, что закономерно в описании и рассуждении.

Среди глагольных форм следует отметить употребление повелительного наклонения (взгляните), множественного числа, 2-го лица будущего времени (не встретите, не заметите), характерных для речевой ситуации «я - много»; настоящего времени (называют, происходят, понимают, исполняют и т. д.), называющих постоянные, характерные черты.

На синтаксическом уровне наблюдается разнообразие типов предложений: сложные с бессоюзной, сочинительной, подчинительной связью; двусоставные и односоставные (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное), распространённые и нераспространённые.

Из стилистических фигур использован только риторический вопрос в начале текста как способ привлечения внимания к проблеме, а из тропов – оценочные эпитеты (примеры приведены выше). Автор, проявляя заботу о точности, содержательной насыщенности речи, оформляет главный вывод в виде афоризма (см. последнее предложение).

В целом изложение ведётся в нейтральном ключе, Пушкин приводит аргументы, т. е. налицо убеждение на логической основе.

Домашнее задание – отредактировать текст, получившийся на уроке, устранив возможные орфографические, пунктуационные ошибки, речевые недочёты.

Урок развития речи. 10 класс. 2 часа.

Анализ языковых средств художественной выразительности в поэтическом тексте

I Вступительное слово учителя.

Все уровни языка обладают выразительными возможностями, которые позволяют ему быть средством общения, передачи информации, побуждения к действию, а также служить материалом для создания произведений философов, писателей, поэтов, учёных.

Важно научиться видеть, какие языковые средства использует автор для выражения своих мыслей об окружающем мире. Это необходимо не только для сдачи выпускного экзамена, но и для того, чтобы уметь отличать подлинно художественные произведения от низкопробных, чтобы выработать художественный вкус, лучше понимать прочитанное.

II Задача урока - наблюдение за использованием средств языковой выразительности в поэтическом тексте.

III Работа с текстом.

1. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Обвал» (см. текст в упр. № 125 с.108 / Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005) заранее подготовленным учеником или прослушивание художественного чтения в записи.

2. О чём стихотворение? В 1829 году Пушкин совершил поездку по Кавказу и написал «Путешествие в Арзрум», в котором есть отрывок, рассказывающий об этом же явлении (текст отрывка должен быть заранее приготовлен и разложен на партах):

«Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелие на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощи-лась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!»

3. Похож ли язык этого фрагмента на язык стихотворения? Хотя отдельные слова совпадают, второй текст больше похож на сообщение СМИ. Если убрать из текста слова, выражающие авторское отношение к описываемому явлению, то язык напомнит нам сводку новостей.

4. Почему такая разница, ведь событие одно и то же?

Чтобы ответить на этот вопрос, как раз и нужно определить, каков авторский замысел и какие языковые средства для его воплощения использует писатель.

Для удобства можно фиксировать наблюдения в виде таблицы.

Параметры

сравнения

«Обвал» «Путешествие в Арзрум»
Авторский

замысел

 

 

Стиль

Жанр

Фонетические средства

Единичному происшествию даётся грандиозное обобщение: борьба природных стихий, неподвластная человеку.

Художественный, текст не только передаёт информацию, но и эстетически воздействует на читателя при помощи художественных образов.

Стихотворение

Во II строфе [а] повторяется 20 раз, из них в сильной (ударной) позиции 6, 4 из 6 рифмуются. В 1-ой строке

повторяется сочетание [вал], предшествующий глагол усиливает звучание слова обвал, которое, кажется, так и задумано языком для создания образа грозной, внезапной стихии.

В повторяющихся звуках вал – вал – пал – скал – вал

грохот медленно падающей глыбы. Когда грохот затихает, уменьшается кол-во [а], [о] (см. конец II строфы и III строфу), появляется [и].

Через строфу Пушкин возвращается к слову обвал, и опять повторяется [ал], но добавляются [ж], [ш], эти шипящие более длительные, протяжные по сравнению с [в, п, к], которые произносятся с большей энергией. Так передаётся приглушение звука: это уже не грохот обвала, а его отзвуки, эхо - быстрое, стремительное движение сменяется медленным, сползающим.

Сообщение о реальном событии (передача инфор-мации), выражение отношения к нему.

Публицистический

Путевые заметки, очерк

В прозе вместо глагола сорвался причастие обру-шившийся, здесь

звуковые совпадения

не нужны.

Слово обвал тоже

есть, но у него другое словесное окружение – нет звукового впечатления, которое

передано в стихотворении.

Выводы: аллитерация и ассонанс

  1. помогают изобразить предмет, явление;
  2. выделяют ключевое слово, повторяя его звуки в других словах;
  3. передают слуховые впечатления от изображаемого явления;
  4. создают впечатление гармонии, упорядоченности текста;
  5. смена звуков даёт возможность почувствовать, как изменяется характер движения.

Читаем текст упр. № 124 с.107 о звукописи в стихотворениях Пушкина.

5. Но дело не только в звукописи. Пушкин для стихотворения отбирает другие слова. Следующий уровень анализа – лексика. Какие слова обычно являются яркой принадлежностью поэтического языка? (архаизмы, старославянизмы, книжная лексика) Есть ли такие слова в текстах?

Лексические средства 1. Книжная лексика: блещут, ропщет, тяжкий.

2. Старославянизмы с неполногласием: средь, брега, прервал; с [щ] вместо [ч]: могущий вал; с [е] вместо [ё]: влекся, рев.

3. Архаизмы (грамматические, лексические, фонетические): оттоль, освирепев, орошал, ледяный, по нем, ныне.

4. Мифологические имена: Эол.

Просторечие свалясь.

 

Ущелие вместо ущелье, таковой.

Вывод: архаизмы, книжная лексика, старославянизмы придают изображаемому явлению оттенок торжественности, величественности (ведь это не просто событие, а борьба двух стихий: горной, бурной реки со снежным обвалом).

6. Для художественного стиля характерны слова в переносном значении. На использова-нии переносного значения строятся тропы. Что есть у Пушкина?

Тропы

а) эпитеты

мрачные скалы, волнистая мгла, тяжкий грохот, могучий вал, упорный гнев, Терек злой, шумная пена. Повтор эпитета ужасный.

Выводы: эпитеты придают явлению нечто более важное для его понимания; дают возможность зрительно представить картину; услышать звуки, которыми сопровождается событие; создают определённое настроение; передают чувства, переживания автора.

б) олицетворение Деепричастия: присмирев, истощась, освирепев; ропщет бор;

Отглагольные существительные: рев, гнев.

Терек прорылся

Вывод: олицетворение помогает наглядно представить явление, понять его сущность, выявить авторскую позицию.

7. Какие части речи преобладают и чем это объяснить?

Морфологи-ческие средства Больше слов со значением действия, чем в прозаическом тексте (см. II и III строфы).

Глаголы: сорвался, упал, загородил, остановил, прервал, прошиб, затопил.

Деепричастия: истощась, присмирев, освирепев – не просто обозначают добавочное действие, а характеризуют главное.

Отглагольные существительные: обвал, рев.

Обилие глаголов продиктовано

типом речи (повествование).

Вывод: обилие слов со значением действия придаёт тексту большую динамичность, благодаря чему изображаемое явление даётся как процесс, как подвижная, изменяющаяся картина.

8. Какие глагольные формы чаще используются?

Вид и время глаголов I строфа: глаголы несовершенного вида настоящего времени создают картину кавказской природы, настоящее время глагола позволяет глубже воспринимать и переживать явление (событие).

II, III строфы: глаголы совершенного вида прошедшего времени передают динамизм, напряженность, неотвратимость, неизбежность явления.

IV, V строфы: глаголы несовершенного вида в форме прошедшего времени помогают ощутить замедление движения, наступления покоя.

Последняя глагольная словоформа настоящего времени мчится в сочетании с перифразой небес жилец выделяет это действие:

человек не властен - это грандиозное явление

над стихией; его земная, под силу лишь божеству;

будничная жизнь передана данное значение усилено

глаголами в прошедшем наречием ныне и частицей

времени: шёл, скакал, лишь.

влёкся, вёл.

Преобладают

глаголы совершенного вида

в форме прошедше-го времени. Только один глагол бывают в настоящем време-

ни делает это явле-ние характерным,

обычным, а не исключительным.

 

 

 

 

 

Вывод: формы глаголов тоже соотносятся с авторским замыслом и содержанием текста.

9. Эмоциональное воздействие на читателя усиливают синтаксические средства.

Синтаксические средства:

а) порядок слов

Прямой порядок слов, когда говорится об обычной жизни или о временном затишье; инверсия, когда речь идёт о борьбе стихий: обвал упал, загородил, остановил; Терек злой, мчится Эол Прямой порядок, язык прозы макси-мально близкий к обычной речи

Выводы:

1) благодаря инверсии выделяются ключевые слова;
2) создаётся определённый эмоциональный настрой, передаётся ощущение неотвратимости события;
3) строится ритмически организованная речь.

б) однородные члены

в) сложные предложения

г) стилистические фигуры

Создают динамичную картину, усиливают эмоциональность речи (см. II строфу)

Передают взаимосвязь изображаемых явлений, целостность картины мира (см. I и V строфы).

Риторическое обращение О Терек…усиливает эмоциональность речи, передаёт авторское отношение к явлению: преклонение, сочувствие, т. к. Терек лишён свободы, заточён под лёд. Приём, традиционный для фольклора, а также романтической лирики.

Многосоюзие и анафора подчёркивают смысл соединённых союзом и слов;

придают речи торжественное звучание;

связывают отдельные строфы друг с другом, указывая на взаимозависимость явлений (см. IV и V строфы).

Инверсия (см. выше).

Создают динамичную картину.

Только одно сложное предложение.

 Вывод: выбор средств языка зависит от того, как поэт или писатель захочет осмыслить изображаемое явление.

IV Домашнее задание:

1. № 126 устно (4-ое лишнее на материале стихотворения «Обвал»).
2. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из стихотворения?
3. Чтение наизусть по желанию.

 Литература.

1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобр. учр. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
2. Горшков А. И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка. А. С. Пушкин в истории русского языка: Книга для внеклассного чтения уч-ся старших классов. – М.: Просвещение, 1993.
3. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005
4. Матвеева Т. В. От звука до текста. Все виды разбора на экзамене по русскому языку: Учебное пособие. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
5. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Детская литература, 1970.