Уроки развития речи

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели.

  • познакомить детей с написанием письма; с понятиями “адресат”, “отправитель”, “индекс”;
  • развивать речь детей, орфографическую зоркость;
  • воспитывать культуру письма;
  • развивать мелкую моторику, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.

Оборудование: конверты, макет почтового ящика, цветные карандаши, образец почтовой марки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня урок развития речи мы проведем в необычной форме.

И хочу его начать с загадки.

Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Пшеница золотится.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)

II. Подготовительная работа.

1. - Скажите, а как вы отдыхаете в это время года? (Купаемся, загораем, играем)

- А где можно отдыхать летом? (Дома, в деревне, на море, в лагере)

- Вот и мы сейчас отправимся в загородный лагерь. Представьте, вы садитесь в автобус, ваши родители провожают вас, они машут вам рукой, автобус отправляется. Вы поете песни, знакомитесь с ребятами. А в лагере вас ждут интересные дела.

- Кто был в загородном лагере?

- Какие мероприятия там проходили?

- Интересно вам было?

- Давайте и мы с вами сейчас поиграем, вспомним лето!

2. Игра: “Займи место”.

Выбирается водящий с помощью считалки. Дети становятся в круг лицом друг к другу. Водящий ходит за спинами ребят и одному из них кладет на плечо платочек. Этот ребенок бежит в обратную сторону от водящего и старается занять свое место, если водящий его опередил, ребенок с платочком становится водящим.

- Вы весело провели время? (Да)

- А бывают ли моменты, когда вам становится немного грустно? Когда это бывает? (Когда идет дождь, вспоминаем родителей…)

- А как можно пообщаться с родителями, находясь в лагере? (Написать письмо)

- Что надо знать и иметь, чтобы написать письмо? (Конверт, адрес…)

3. Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы будем учить писать письмо своим родителям.

4. Возьмите конверт, рассмотрите его.

- Что вы видите на нем?

- Объясните смысл слов:

адресат – тот, кому адресовано письмо;

отправитель – тот, кто отправляет письмо;

индекс – цифровой показатель района, города.

- Обратите внимание, как пишется индекс? Возьмите листок в клетку, давайте попробуем написать цифры.

- Сколько клеток они занимают?

Работа проводится на два уровня на карточках в клетку.

1 уровень – пишут по данному образцу;

2 уровень - работают самостоятельно.

- Кто знает индекс нашего района? (602205)

- Давайте запишем индекс, адрес родителей и обратный адрес (заполнение конверта совместно с учителем).

III. Работа над текстом.

1. Знакомство с планом (записан на доске).

- Подумайте, как строится письмо?

- Из каких частей оно будет состоять?

1) Вступление (приветствие).

2) Основная часть (мой отдых).

3) Заключение (прощание).

- Что можно написать в первой части?

- Какое это предложение будет по интонации? (Восклицательное)

- Попробуйте рассказать (2-3 человека).

- Что вы напишете в основной части?

- Как вам отдыхается?

- Какие мероприятия у вас проходят?

- Появились ли у вас новые друзья?

- Скучаете ли вы в лагере или нет? Почему?

- Любите ли вы своих родителей? Как вы это напишите им?

Рассказывают 2-3 человека.

- Что вы напишите в заключительной части? (Попрощаемся)

IV. Орфографическая подготовка.

Объясните орфограммы в словах (слова записаны на доске рядом с планом):

  • здравствуйте, поделиться впечатлениями, отдых, лагерь;
  • весело, здесь, загораем, участвую, вспоминаю, вместе, немного, грустно;
  • до свидания, любящий, подробнее, увидеться, рассказать.

Когда будете писать письмо, обратите внимание на слова, в которых буквы подчеркнуты красным цветом. Не ошибитесь при их написании.

V. Физкультминутка для глаз.

Сегодня отличная погода. Светит яркое солнце. Вода переливается всеми цветами радуги. Сочная зеленая трава радует глаз. У нас прекрасное настроение.

VI. Самостоятельная работа.

1. Прежде чем вы начнете писать, я хочу зачитать вам письмо, которое писал мальчик своей маме из загородного лагеря.

Здравствуй моя дорогая, милая, любимая мамочка!

Шлет тебе весточку из лагеря твой сын Никита. Хочу поделиться с тобой своими впечатлениями об отдыхе.

Мне здесь очень нравится. Дни летят очень быстро. У меня появились новые друзья. Мы все вместе играем, участвуем в играх, викторинах. Еще мы каждый день ходим на реку, купаемся и загораем. Но иногда мне становится немного грустно. Я вспоминаю о тебе, твои добрые глаза, нежную улыбку и ласковые руки. Ведь я тебя очень люблю.

Хочу с тобой увидеться и подробнее рассказать обо всем. На этом заканчиваю писать. Жду ответа. До свидания! Твой сын Никита.

Дети пишут сочинение по двум уровням.

1 уровень – по плану, опорным словам и вопросам.

- Нравится ли тебе в лагере?

- Появились ли у тебя новые друзья?

- Как вы отдыхаете?

- Какие мероприятия проходят у вас?

- Скучаете ли вы по родителям или нет? Почему?

2 уровень – по плану и опорным словам.

VII. Проверка.

VIII. Итог урока.

- Чему учились на уроке? Что нового узнали?

- Запечатайте письмо в конверт. Но знаете, ребята, наше письмо не уйдет, если на конверте не будет почтовой марки. Давайте ее вклеим (рисуют по образцу). Опустите письмо в почтовый ящик.

А наша лагерная смена подошла к концу. И теперь вы сможете поделиться своими впечатлениями со всеми знакомыми.

Сочинение по данному плану. 3 класс.
“Письмо другу”

Цели. Закрепить умение писать письмо, соотносить план с темой, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, орфографическую зоркость; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление, творческие способности.

Оборудование: карточки с пословицами (2 уровня), с дополнительным материалом, фонограмма песни “Настоящий друг” муз. Савельева, сл. Пляцковского, карточки с вопросами.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы вспомним, как пишутся письма.

- Скажите, а для чего люди пишут письма и кому?

- А вот кому мы сегодня будем писать, вы узнаете чуть позже.

II. Подготовительная работа.

1. - Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова в данное предложение (работа проводится устно, запись на доске).

…в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий, верный… .

- Какое слово вы вставите? (Друг)

- Кого можно назвать другом?

Друг – это тот человек, с которым можно поделиться самым сокровенным в своей жизни, любым секретом. Друг никогда тебя не подведет, не бросит в трудную минуту.

2. Подберите однокоренные слова к этому слову, выделите корень.

Друг – дружба, подруга, дружить, дружный, дружный, …(происходит чередование г/ж).

3. - Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?

- Я предлагаю вам поработать с пословицами (работа проводится на два уровня)

1 уровень. Спишите пословицы, вставляя пропущенные слова.

Сам пропадай, а … выручай. Крепкую … и топором не разрубишь.

2 уровень. Составьте из данных слов пословицу, запишите ее.

Красна, дружба, не лестью, а, честью, и, правдой. (Дружба красна не лестью, а правдой и честью)

- Объясните смысл этих пословиц. - Как можно назвать слова: друг и товарищ? (Синонимы)

III. Сообщение темы.

- Сегодня мы будем писать письма другу. Скажите, с какой целью можно написать другу письмо? (Если друг живет далеко; поддерживание дружеских отношений…)

- А можем ли мы познакомиться с человеком через письмо и приобрести нового друга? (Да)

- А сейчас прочитайте, пожалуйста, стихотворение А. Кузнецовой. (“Поссорились”, запись на доске)

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам!
Я ее не обижала, только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала “Не отдам!”

- Что за ситуация произошла в нем? (Девочки поссорились)

- Что же им надо сделать, чтобы помириться?

- А что делать, если вы поругались с другом, а он далеко уехал? (Написать письмо)

IV. Физкультминутка.

Я – дрозд, ты – дрозд,
У меня хвост, у тебя хвост,
У меня нос, у тебя нос,
Я твой друг, ты мой друг,
Мы любим друг друга.

V. Работа над текстом.

1. Итак, мы с вами выделили три цели. Это и будут темы наших писем:

а) Знакомство с другом.

б) Поддержка дружеских отношений.

в) Примирение с другом.

- На доске написаны три плана. Соотнесите их с темами. По какому признаку вы это сделали?

1. Приветствие.

2. Сообщение данных о себе.

3. Прощание.

1. Приветствие.

2. Какие изменения произошли с момента расставания.

3. Прощание.

1. Приветствие.

2. Анализ своего поведения.

3. Прощание.

2. Так как вы уже умеете писать письма, то мы с вами разберем только основную часть.

1) – Какие данные вы можете дать о себе, чтобы познакомиться с другом? (Где проживаешь. Где учишься. Чем увлекаешься)

- Что можно еще написать? (Поинтересоваться, чем увлекается твой новый друг)

2) - Представьте, что вы слета не виделись со своим другом. Чем вы можете с ним поделиться? (Какие изменения произошли в школе и дома. Какие интересные встречи были в это время. Где вы побывали и что видели.)

3) - И, наконец, переходим к третьей теме.

- Что вы можете написать в этом письме? (Из-за чего произошла ссора. Признать свою ошибку и извиниться. Предложить продолжить дружеские отношения)

- А сейчас выберите тему и соответствующий ей план, запишите в тетрадь.

VI. Орфографическая подготовка.

1. Объясните орфограммы в данных словах.

Увлекаюсь, интересуюсь, нравится. Произошли, интересные.

Извини, ссора, помириться. Здравствуй, до свидания.

- Определите, к какой теме относятся эти слова? Почему?

2. Физкультминутка для глаз.

VII. Самостоятельная работа.

1. Прежде чем вам начать писать письмо, я хочу прочитать вам письмо, которое писала девочка своей подруге.

Здравствуй Оля! Пишет тебе Наташа.

Я очень часто вспоминаю тот день, когда мы с тобой поссорились. Я только сейчас поняла, как это здорово, когда у тебя не одна подруга, а целых две. Ведь все произошло из-за Марины, твоей сестры. Она приехала на каникулы к твоей бабушке. Мне тогда было очень обидно. Ведь ты играла не только со мной, но и с ней. Мне казалось, что ты предаешь нашу дружбу. И только теперь я поняла, что Марина хорошая девочка. С ней очень интересно. Мы могли вместе играть и даже делиться секретами втроем. Оля, прости меня. Я тогда наговорила тебе много обидных слов. Я очень хочу, чтобы мы продолжали дружить, как и раньше, теперь уже втроем.

Очень жду твоего ответа. Твоя подруга – Наташа.

2. Дети пишут сочинение по уровням.

1 уровень. По плану, вопросам и опорным словам. (Опорные слова те, над которыми велась орфографическая работа)

2 уровень. По плану и опорным словам.

3. Дополнительный материал.

Расшифруй пословицу и запиши ее правильно. Объясни смысл пословицы.

.гусод и ястёдйан, гурд ыб лыБ (Был бы друг, найдется и досуг)

VIII. Проверка.

IX. Итог.

- Чему учились на уроке?

- Молодцы, письмо мы написали, а как нам его отправить? Что нужно знать? (Адрес, кому отправляешь письмо – адресат; обратный адрес отправителя, индекс)

- Чтобы наше письмо быстрее дошло до адресата, давайте закончим урок песней “Настоящий друг”. Ведь если есть друг, то всегда найдется занятие по душе. Ну а я хочу пожелать вам много хороших и верных друзей.

Сочинение по коллективно составленному плану. 4 класс.
“Письмо президенту”

Цели. Закрепить знания детей о России, ее символах (герб, флаг, гимн); закрепить умение писать письмо, составлять план, подбирать однокоренные слова; воспитывать чувства патриотизма к Родине; развивать мелкую моторику, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.

Оборудование. Цветные карандаши, шаблона флага, глобус, макет карты, фонограмма гимна РФ, карточки с вопросами (2 уровня), портрет президента РФ.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение целей.

- Сегодня мы будем закреплять умение писать письма, составлять план, подбирать однокоренные слова.

II. Подготовительная работа.

1) - Сейчас я прочитаю вам письмо, а вы определите, кому оно предназначено.

Здравствуйте …!

Пишет Вам ученица 4 класса школы № 2 округа Муром Хохлова Лена.

Мне очень нравиться учиться в нашей школе. У нас замечательные учителя. С ними мы с удовольствием встречаемся каждый день. У нас очень часто бывают необычные уроки, веселые развлечения. Мы участвуем во многих конкурсах, которые проводят наши педагоги. В нашем классе проходят замечательные праздники. На них приходят наши родители. Им тоже нравится участвовать в жизни нашего класса. Наш класс очень дружный, потому что наши учителя много времени проводят с нами.

Я думаю, что все это поможет мне и дальше учиться так же хорошо, как и здесь. Я очень хочу стать детским врачом. Вот только у моих родителей очень маленькая заработанная плата. Они не смогут мне помочь поступить в институт. Ведь почти во всех институтах обучение платное.

Я очень Вас прошу, пусть обучение в институтах будет бесплатным. Чтобы все, кто хотел получить высшее образование, смогли бы учиться наравне со всеми.

С уважением к Вам Хохлова Лена.

- Кому же адресовано это письмо? (Президенту)

- Кого называют президентом? (Человек, который руководит страной. Глава государства)

- Кто является президентом нашей страны? Что вы знаете о нем?

2) - Как называется наша страна? (Россия) Как ее можно назвать? (Родина)

- Подберите однокоренные слова к этому слову, выделите корень. (Запись в тетрадях)

Родина – род, родня, родной, родить, родитель, родник, родинка, …

- Подберите синоним к слову родина. (Отчизна, Отечество)

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о Родине?

- Объясните смысл пословиц (записаны на доске).

Человек без Родины – Что человек без песни.

Чужбина – калина, родина – малина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

3) - Покажите границы нашей страны на глобусе. Перенесите их на макет карты.

- Кто назовет столицу нашей страны? (Москва). Найдите на глобусе. Перенесите на карту.

- Назовите символику нашего государства. (Герб, гимн, флаг)

- Что изображено на гербе?

4) - Что называют гимном? (Торжественная песня, принятая как символ государства)

Прослушивание гимна в записи.

5) - Возьмите шаблон, что он вам напоминает? (Флаг)

Раскрасьте его.

III. Сообщение темы. Составление текста.

1) - А сейчас, вновь вернемся к письму. Сегодня нам предстоит написать письмо нашему президенту.

- Вспомните, о чем говорилось в письме, которое я вам зачитывала в начале урока?

- А о чем еще можно написать президенту? (Рассказать о жизни нашего класса или школы, выразить благодарность за что-либо, рассказать о трудной жизни пожилых людей, рассказать о каких-либо проблемах…)

- Каждую эту тему можно раскрыть в отдельности, а можно все объединить в одну.

2) - Сейчас вам предстоит решить, с какой целью вы будете писать свое письмо. Подумайте, как составить план своего письма. Из какого количества частей состоит письмо? (Из 3 основных)

Примерный план.

1. Приветствие.

2. Наша школьная жизнь. Нелегкая жизнь пожилых людей. Спасибо за Ваш труд!

3. Прощание.

3) Физкультминутка.

Игра “Широка страна моя родная!”

Учитель говорит название города, дети встают в круг, название реки – встают змейкой, горный массив – изображают горы. (Москва, Енисей, Владимир, Алтайские…, Ока, Санкт-Петербург, Обь, Муром, Уральские…, Волга, Кавказские…, Нижний Новгород)

1) - Давайте обсудим, что можно написать в основной части письма.

- Почему вы решили написать это письмо?

  • Где вы учитесь?
  • В каком классе?
  • Чем интересуетесь?
  • Нравиться ли тебе учиться?
  • Интересна ли жизнь в классе и в школе? Чем?
  • В чем ваша проблема?
  • Чем трудна жизнь пожилых людей?
  • Как им можно помочь?

- За что можно поблагодарить президента? (Отдает много времени и сил для развития нашей страны, для мирной жизни людей, повышения благосостояния людей, развития науки, образования…)

- А теперь попробуйте устно рассказать то, о чем хотите написать.

IV. Орфографическая подготовка.

- Хочу спросить, как вы будете писать местоимение “вы”, обращаясь к В.В.Путину? (C заглавной буквы)

- Почему?

Объясните орфограммы в словах.

Учиться, встречаться, замечательный, интересный, участвовать, учитель, праздник, времени, здесь, детский, помочь, благосостояние, образование, проблема, здравствуйте, до свидания, уважаемый, благодарность.

V. Самостоятельная работа.

1) Выполняется на три уровня.

1 уровень. Пишут по предложенному плану, вопросам и опорным словам.

План.

1. Приветствие.

2. Наша школьная жизнь.

3. Прощание.

Вопросы к основной части.

- Где вы учитесь?

- В каком классе?

- Чем интересуетесь?

- Интересна ли жизнь в вашей школе? И чем?

2 уровень. Пишут по самостоятельно составленному плану, вопросам и опорным словам.

Вопросы для основной части (2 уровень). Дети сами выбирают нужные им вопросы.

- Почему вы решили написать это письмо?

- Где вы учитесь?

- В каком классе?

- Чем интересуешься?

- Нравится ли тебе учиться? Почему?

- Интересна ли жизнь в школе и классе? Чем?

- В чем ваша проблема?

- Чем трудна жизнь пожилых людей?

- Как им можно помочь?

- За что вы хотите поблагодарить президента?

3 уровень. Пишут по самостоятельно составленному плану и опорным словам.

2) Дополнительный материал.

Игра “С миру по слову”.

Составьте предложение или текст так, чтобы все слова начинались с буквы “Д” (нескладушки допускаются).

VI. Проверка.

1) Зачитываются 2-3 работы учеников. Исправляются речевые ошибки.

2) Проверяется дополнительный материал.

VII. Итог урока.

- Чему учились на уроке? Что вспомнили, закрепили?