Цели урока:
- Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика» (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно-русских и иноязычных словах);
- Совершенствовать навыки работы со словарями;
- Воспитывать интерес к книге.
Эпиграфы к уроку:
- «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке».Анатоль Франс
- «Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений». Декарт
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?
Учитель. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г.Паустовский.)
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Г.Паустовский?
- Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова? (В словарях)
- Как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке).
3. Игра «Дежурная буква»
В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
4. Знакомство со словарями
В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс - определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Толковый словарь. «В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
5. Конкурс рисунков
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
6. Работа «словарей» с классом
- Я - словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача - не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.)
Задание 1. А теперь в предложениях заменить словосочетания, одним словом.
- Торжественный смотр физкультурников на красной площади. (Парад.)
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутат. (Мандат.)
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)
Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)
- Я - фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бит баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.
Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…
- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
- Человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:
- Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
- Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готов). И т.д.
Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потеря голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую…
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там, ног под собой не чуять…
Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи…
Нос - задирать нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру…
- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой и самобытной!
- Я - словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они вед и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, под мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.
- Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
- Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
- нна Ивановна работает в адресном столе.
- В санатории нам определили пятый стол.
А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
- Колхоз продал государству сто голов скота.
- Вдали показалась голова пехотной колонны.
- Он в неравном бою сложил свою голову.
- Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить и т.д.
Теперь прошу выполнить мои задания.
Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)
7.Физкультминутка
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперёд смотри - это три,
Руки в сторону пошире
Развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть
8. Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
а) Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека? Ответ обоснуйте.
б) Раскройте значение слов (своими словами):
- симпозиум
- президиум
- абонемент
- воззрение
Задание 2.
а) Для чего человеку необходимо пользоваться орфографическим словарем? Каково ваше мнение?
б) Объясните правописание слов:
- …(н, нн) улировать
- бе…пр…цедентный
- бе(л, лл)…тристика
- и(л, лл)юстрация
- и(л, лл) юминация
- м…н…стерство
- …(к, кк) уратный
- …(к, кк) упация
- прив…л…г…рованный
- п…рсп…ктива
Задание 3.
а) В чем заключается значение орфоэпического словаря для человека?
б) Расставьте ударение в следующих словах:
- каталог
- ходатайство
- партер
- форзац
- красивее
- диспансер
- углубить
- колледж
- обеспечение
- позвонишь
Задание 4.
Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?
9. Рефлексия
- Чему был посвящен наш урок?
- С какими словарями встречались мы сегодня?
- Какие еще словари вы знаете?
- К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?
- В каких случаях словари приходят к нам на помощь?
10. Домашнее задание
Сказка о Пете.
Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу». Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.
Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно, и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полке словари:
- Нужно ему помочь, - говорит толковый словарь.
- А как это сделать, - спрашивает словарь иностранных слов.
- Нужно взять его на буксир, - говорит фразеологический словарь.
- Как это, - изумился словарь синонимов.
- Будем с ним заниматься, - решил орфографический словарь.
- А я исправлю его характеристику, - пообещал словарь антонимов.
Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить, как помогли Пете словари?
Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами
- Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?
- Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека?
Ответ обоснуйте.