Урока русского языка на тему «Русской речи Государь по прозванию Словарь». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика» (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно-русских и иноязычных словах);
  • Совершенствовать навыки работы со словарями;
  • Воспитывать интерес к книге.

Эпиграфы к уроку:

  • «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке».Анатоль Франс
  • «Определите точно значение каждого слова, и вы избавитесь от половины заблуждений». Декарт

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?

Учитель. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г.Паустовский.)

- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Г.Паустовский?

- Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова? (В словарях)

- Как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке).

3. Игра «Дежурная буква»

В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

4. Знакомство со словарями

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс - определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь. «В 6 часов началось моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. Я что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора а работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

5. Конкурс рисунков

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

6. Работа «словарей» с классом

- Я - словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача - не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.)

Задание 1. А теперь в предложениях заменить словосочетания, одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников на красной площади. (Парад.)
  2. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутат. (Мандат.)
  3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)

Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)

- Я - фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бит баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

- Человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)

Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

  1. Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
  2. Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готов). И т.д.

Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потеря голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую…

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там, ног под собой не чуять…

Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи…

Нос - задирать нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру…

- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой и самобытной!

- Я - словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они вед и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, под мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.

  • Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
  • Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
  • нна Ивановна работает в адресном столе.
  • В санатории нам определили пятый стол.

А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

  • Колхоз продал государству сто голов скота.
  • Вдали показалась голова пехотной колонны.
  • Он в неравном бою сложил свою голову.

- Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить и т.д.

Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)

7.Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперёд смотри - это три,
Руки в сторону пошире
Развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть

8. Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

а) Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека? Ответ обоснуйте.

б) Раскройте значение слов (своими словами):

  • симпозиум
  • президиум
  • абонемент
  • воззрение

Задание 2.

а) Для чего человеку необходимо пользоваться орфографическим словарем? Каково ваше мнение?

б) Объясните правописание слов:

  • …(н, нн) улировать
  • бе…пр…цедентный
  • бе(л, лл)…тристика
  • и(л, лл)юстрация
  • и(л, лл) юминация
  • м…н…стерство
  • …(к, кк) уратный
  • …(к, кк) упация
  • прив…л…г…рованный
  • п…рсп…ктива

Задание 3.

а) В чем заключается значение орфоэпического словаря для человека?

б) Расставьте ударение в следующих словах:

  • каталог
  • ходатайство
  • партер
  • форзац
  • красивее
  • диспансер
  • углубить
  • колледж
  • обеспечение
  • позвонишь

Задание 4.

Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?

9. Рефлексия

- Чему был посвящен наш урок?

- С какими словарями встречались мы сегодня?

- Какие еще словари вы знаете?

- К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?

- В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

10. Домашнее задание

Сказка о Пете.

Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу». Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.

Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно, и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полке словари:

- Нужно ему помочь, - говорит толковый словарь.

- А как это сделать, - спрашивает словарь иностранных слов.

- Нужно взять его на буксир, - говорит фразеологический словарь.

- Как это, - изумился словарь синонимов.

- Будем с ним заниматься, - решил орфографический словарь.

- А я исправлю его характеристику, - пообещал словарь антонимов.

Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить, как помогли Пете словари?

Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами

  1. Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?
  2. Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека?

Ответ обоснуйте.