Урок: "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Разделы: Русский язык


Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Цель: Закрепить знания о простом глагольном сказуемом, использование их в речи на примере художественных текстов как одно из синтаксических средств выразительности речи.

Образовательная:

  1. Повторить простое предложение
  2. Однородные члены предложения
  3. Характеристику простого предложения
  4. Обобщение сведений о сказуемом, известных учащимся за курс прошлых лет
  5. Ознакомление с разными типами сказуемых
  6. Формирование умений:
    а) находить сказуемое
    б) определять форму простого глагольного сказуемого

Развивающая:

  1. Развитие умения выполнять лингвистический (комплексный) анализ текста (создание собственного текста)
  2. Расширение словарного запаса учащихся за счет употребления простых глагольных сказуемых

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к языку.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, пожалуйста, на высказывание, помещенное на экране. Слайд 1. (Приложение)

В.: Что не так в этой записи? Наша задача расставить недостающие знаки препинания, объяснить орфограммы, значение слова, отмеченного звездочкой. Взяли карточки.

(Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен.)

(уста – рот, губы)

Дайте устную характеристику предложения и начертите его схему (один у доски)

Вот так выглядит высказывание писателя. Сравните записи. Слайд 2.

В.: Чем выражены сказуемые в предложении?

В.: Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое в предложении? (глаголом)

Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое” Слайд 3.

Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке. Записываем число, тему урока. Подойдут и возьмут карточки с индивидуальным заданием (2 ученика).

Мы уже имеем понятие о главных и второстепенных членах предложения; изучили словосочетание. На прошлом уроке мы рассмотрели более подробно подлежащее, сегодня будем говорить о сказуемом. Давайте немножко вспомним.

В.: Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)

В.: Как можно назвать их иначе? (Грамматической основой) Слайд 4.

В.: Какими бывают предложения по наличию главных членов предложения?

(односоставные, двусоставные)

В.: Что называется подлежащим? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, говорим, чем выражены подлежащие?

Слайд 5.

Теперь проверим себя. Слайд 6.

Я помню чудное мгновенье… “Руслан и Людмила” – известная поэма А.С.Пушкина.

Чтение – вот лучшее учение.

В.: Что называется сказуемым?

В.: Формы каких наклонений имеют сказуемые? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, выясняем, чем выражены сказуемые?

Слайд 7.

И снова проверим себя. Слайд 8.

О лето красное, любил бы я тебя…

Им она не прекословит, не перечат ее они.

Шуми, шуми, послушное ветрило*,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

Каково лексическое значение слова, отмеченного звездочкой? (Ветрило* – парус, слово устаревшей лексики, употребленное в роли “высокого”, поэтического). И, конечно, помним, что сказуемое может быть выражено словами разных частей речи.

Теперь давайте вспомним, какие знаем виды сказуемых? Сколько их?

Слайд 9.

На партах у нас карточки, поработаем сейчас с ними: подчеркните грамматические основы предложений, определите виды сказуемых, охарактеризуйте предложения по наличию главных членов предложения.

Теперь вновь проверим себя. Слайд 10.

Как и договорились, внимание сегодня уделяем простому глагольному сказуемому.

По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после сущ.) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле – примерно 6 % глаголов, в научном – около 10%, в художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 %.

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на уроке у нас звучат строки из произведений А.С.Пушкина. Постараемся быть последовательными, и, не забывая об эпиграфе нашего урока, понаблюдаем, насколько красив, певуч и выразителен русский язык действительно в умелых устах.

Исследователи давно подметили, что проза Пушкина содержит большое количество глаголов.

В.: Как вы думаете, почему?

(Да, именно глагол передает быструю смену действий, состояний, придает повествованию динамичность.)

В.: В каком стиле речи чаще всего используется глагол?

На партах у нас еще есть карточки, обращаемся к ним. Прочтите текст.

В.: Из какого произведения отрывок? (“Капитанская дочка”, глава “Вожатый”)

Начнем с орфографии (в карточках объясняют орфограммы).

Слайд 11.

(Пош..л мелкий снег – и (в)друг пов..лил хлоп..ями. Ветер завыл; (с,з)делал..сь метель. В одно мгновение темное небо смешал..сь со снежным морем. Все и(с,з)чезло.)

В.: Докажите, что это текст (слова связаны по смыслу и грамматически, есть общая тема текста, основная мысль, предложения расположены в определенной логической последовательности)

В.: Определите стиль речи (художественный)

Почему художественный? (Автор использует в тексте художественные средства выразительности речи)

Назовите их (эпитеты, звукопись, метафоры)

Подчеркните простые глагольные сказуемые (пошел, повалил, завыл, сделалась, смешалось, исчезло)

Определите тип речи (повествование)

Почему? В тексте сообщается о последовательных действиях, передается динамика событий: начало действия (пошел); его развитие (повалил, завыл, сделалась); и завершение (смешалось, исчезло).

Слайд12.

Сверьте свои записи, если ошиблись в чем-то – пометку на полях, дома повторите.

Известный русский писатель А. Толстой говорил: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.

В.: Как вы думаете, почему в небольшом отрывке А.С. Пушкин использует так много глаголов? (всего их 6, с помощью их автор передает еще и стремительность действий)

Можем мы назвать речь писателя выразительной? (Конечно, можем, и мы только что в этом убедились).

В.: Какое время года было любимым у поэта?

Прочтем строки, посвященные этому времени года.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно… Слайд 13.

В.: Смиренно – это как? Каково значение слова?

(Т.е. с отсутствием гордости, готовой подчиниться)

Какую картину рисует автор? (погожей тихой осени)

Какие чувства поэта отображают эти строки?

(Поэт нежно и ласково говорит о своей любви к этому времени года, употребляя слово “мила”, выражает также грусть прощания с ее покорной, тихой красою)

Какие синонимы можно подобрать к словам “бранить”, “блестеть”?

(бранить – журить, блестеть – сверкать, переливаться, искриться) Слайд 14.

Почему из всех синонимов поэт берет глагол “бранить”?

(Поэт выбирает глагол бранить, т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку – ведь невозможно сердиться на осень, она так хороша!)

Почему Пушкин называет красоту осени “тихой”?

(Нет гомона птиц, утихли все звуки, природа отдыхает после веселого шумного лета и готовится погрузиться в зимний сон).

(Посмотрите, всего 3 строчки, неполная строфа, а какое тонкое, бережное, умелое использование лексики русского языка).

В.: Найдите в предложении простое глагольное сказуемое (бранят).

Почему оно простое глагольное?

Итак, над чем сегодня поработали?

(Мы повторили главные члены предложения, орфографию, пунктуацию, рассмотрели простые глагольные сказуемые, особенности употребления их в речи на примерах из текстов А.С.Пушкина, убедились, что А.И. Куприн был прав, и высказывание его истинно).

Слайд 15.

Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать сочинение – миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!..” (с использованием простых глагольных сказуемых, указать их синтаксическую роль).
  2. Упражнение 128 (стр.60).

Всем спасибо за работу! Слайд 16.