Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Цель: Закрепить знания о простом глагольном сказуемом, использование их в речи на примере художественных текстов как одно из синтаксических средств выразительности речи.
Образовательная:
- Повторить простое предложение
- Однородные члены предложения
- Характеристику простого предложения
- Обобщение сведений о сказуемом, известных учащимся за курс прошлых лет
- Ознакомление с разными типами сказуемых
- Формирование умений:
а) находить сказуемое
б) определять форму простого глагольного сказуемого
Развивающая:
- Развитие умения выполнять лингвистический (комплексный) анализ текста (создание собственного текста)
- Расширение словарного запаса учащихся за счет употребления простых глагольных сказуемых
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к языку.
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, пожалуйста, на высказывание, помещенное на экране. Слайд 1. (Приложение)
В.: Что не так в этой записи? Наша задача расставить недостающие знаки препинания, объяснить орфограммы, значение слова, отмеченного звездочкой. Взяли карточки.
(Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен.)
(уста – рот, губы)
Дайте устную характеристику предложения и начертите его схему (один у доски)
Вот так выглядит высказывание писателя. Сравните записи. Слайд 2.
В.: Чем выражены сказуемые в предложении?
В.: Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое в предложении? (глаголом)
Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое” Слайд 3.
Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке. Записываем число, тему урока. Подойдут и возьмут карточки с индивидуальным заданием (2 ученика).
Мы уже имеем понятие о главных и второстепенных членах предложения; изучили словосочетание. На прошлом уроке мы рассмотрели более подробно подлежащее, сегодня будем говорить о сказуемом. Давайте немножко вспомним.
В.: Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)
В.: Как можно назвать их иначе? (Грамматической основой) Слайд 4.
В.: Какими бывают предложения по наличию главных членов предложения?
(односоставные, двусоставные)
В.: Что называется подлежащим? Приведите примеры.
Смотрим на экран. Читаем предложения, говорим, чем выражены подлежащие?
Слайд 5.
Теперь проверим себя. Слайд 6.
Я помню чудное мгновенье… “Руслан и Людмила” – известная поэма А.С.Пушкина.
Чтение – вот лучшее учение.
В.: Что называется сказуемым?
В.: Формы каких наклонений имеют сказуемые? Приведите примеры.
Смотрим на экран. Читаем предложения, выясняем, чем выражены сказуемые?
Слайд 7.
И снова проверим себя. Слайд 8.
О лето красное, любил бы я тебя…
Им она не прекословит, не перечат ее они.
Шуми, шуми, послушное ветрило*,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан!
Каково лексическое значение слова, отмеченного звездочкой? (Ветрило* – парус, слово устаревшей лексики, употребленное в роли “высокого”, поэтического). И, конечно, помним, что сказуемое может быть выражено словами разных частей речи.
Теперь давайте вспомним, какие знаем виды сказуемых? Сколько их?
Слайд 9.
На партах у нас карточки, поработаем сейчас с ними: подчеркните грамматические основы предложений, определите виды сказуемых, охарактеризуйте предложения по наличию главных членов предложения.
Теперь вновь проверим себя. Слайд 10.
Как и договорились, внимание сегодня уделяем простому глагольному сказуемому.
По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после сущ.) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле – примерно 6 % глаголов, в научном – около 10%, в художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 %.
Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на уроке у нас звучат строки из произведений А.С.Пушкина. Постараемся быть последовательными, и, не забывая об эпиграфе нашего урока, понаблюдаем, насколько красив, певуч и выразителен русский язык действительно в умелых устах.
Исследователи давно подметили, что проза Пушкина содержит большое количество глаголов.
В.: Как вы думаете, почему?
(Да, именно глагол передает быструю смену действий, состояний, придает повествованию динамичность.)
В.: В каком стиле речи чаще всего используется глагол?
На партах у нас еще есть карточки, обращаемся к ним. Прочтите текст.
В.: Из какого произведения отрывок? (“Капитанская дочка”, глава “Вожатый”)
Начнем с орфографии (в карточках объясняют орфограммы).
Слайд 11.
(Пош..л мелкий снег – и (в)друг пов..лил хлоп..ями. Ветер завыл; (с,з)делал..сь метель. В одно мгновение темное небо смешал..сь со снежным морем. Все и(с,з)чезло.)
В.: Докажите, что это текст (слова связаны по смыслу и грамматически, есть общая тема текста, основная мысль, предложения расположены в определенной логической последовательности)
В.: Определите стиль речи (художественный)
Почему художественный? (Автор использует в тексте художественные средства выразительности речи)
Назовите их (эпитеты, звукопись, метафоры)
Подчеркните простые глагольные сказуемые (пошел, повалил, завыл, сделалась, смешалось, исчезло)
Определите тип речи (повествование)
Почему? В тексте сообщается о последовательных действиях, передается динамика событий: начало действия (пошел); его развитие (повалил, завыл, сделалась); и завершение (смешалось, исчезло).
Слайд12.
Сверьте свои записи, если ошиблись в чем-то – пометку на полях, дома повторите.
Известный русский писатель А. Толстой говорил: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.
В.: Как вы думаете, почему в небольшом отрывке А.С. Пушкин использует так много глаголов? (всего их 6, с помощью их автор передает еще и стремительность действий)
Можем мы назвать речь писателя выразительной? (Конечно, можем, и мы только что в этом убедились).
В.: Какое время года было любимым у поэта?
Прочтем строки, посвященные этому времени года.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно… Слайд 13.
В.: Смиренно – это как? Каково значение слова?
(Т.е. с отсутствием гордости, готовой подчиниться)
Какую картину рисует автор? (погожей тихой осени)
Какие чувства поэта отображают эти строки?
(Поэт нежно и ласково говорит о своей любви к этому времени года, употребляя слово “мила”, выражает также грусть прощания с ее покорной, тихой красою)
Какие синонимы можно подобрать к словам “бранить”, “блестеть”?
(бранить – журить, блестеть – сверкать, переливаться, искриться) Слайд 14.
Почему из всех синонимов поэт берет глагол “бранить”?
(Поэт выбирает глагол бранить, т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку – ведь невозможно сердиться на осень, она так хороша!)
Почему Пушкин называет красоту осени “тихой”?
(Нет гомона птиц, утихли все звуки, природа отдыхает после веселого шумного лета и готовится погрузиться в зимний сон).
(Посмотрите, всего 3 строчки, неполная строфа, а какое тонкое, бережное, умелое использование лексики русского языка).
В.: Найдите в предложении простое глагольное сказуемое (бранят).
Почему оно простое глагольное?
Итак, над чем сегодня поработали?
(Мы повторили главные члены предложения, орфографию, пунктуацию, рассмотрели простые глагольные сказуемые, особенности употребления их в речи на примерах из текстов А.С.Пушкина, убедились, что А.И. Куприн был прав, и высказывание его истинно).
Слайд 15.
Домашнее задание (на выбор):
- Написать сочинение – миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!..” (с использованием простых глагольных сказуемых, указать их синтаксическую роль).
- Упражнение 128 (стр.60).
Всем спасибо за работу! Слайд 16.