Вечная новизна – вот в чем мера достоинства любого произведения искусства.
Р.У.Эмерсон, американский писатель 19 века.
Цель: знакомство с эссе как жанром литературного произведения.
Задачи: узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров; анализ образцов.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация «Эссе как жанр литературного произведения»; распечатки текстов В.Гроссмана «Сикстинская мадонна» (Письменные работы по литературе. 9-11кл./ Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина. – М.: Дрофа, 2002, с.203-213); И.Полянской «Мама», Л.Петрушевской «Страна» (Литература в школе № 3, 2008).
ХОД УРОКА
Урок начинается с объявления темы, трактовки эпиграфа (в это время они высвечиваются на экране). Далее учитель просит сформулировать цели урока, которые каждый из учащихся ставит для себя на урок (кадры Презентации 1, 2).
После этого начинается знакомство с планом урока (кадр 3):
- Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»
- Василий Гроссман «Сикстинская мадонна»
- Знакомство с жанром эссе.
- Практическая работа. Тестирование.
- Л.Петрушевская «Страна», И.Полянская «Мама»
- Итог урока
Затем мы слушаем сообщение ученика о Рафаэле Санти, которому в апреле 2008 года исполнилось 525 лет (кадры 4-7): «Пятьсот вёсен расцвело. Пять веков в назначенное время наступало лето, а потом желтели листья, и приходила осень. Позже брала верх зима и снова и снова уступала дорогу весне. Полтысячи лет сменялись поколения, неспешно переворачивались страницы летописи планеты. И, несмотря на это неотвратимое круговращение, смену событий и поколений, род людской свято помнил, что в апреле 1483 года в маленьком итальянском городке Урбино появился на свет художник, воспевший человека и создавший картины, являющие нам мир пленительный и непреходящий, оставивший всем образ Матери – любящей и страдающей, – чудесный и незабываемый. Тысячи мастеров писали мадонн, но мадонны Рафаэля – верх совершенства.
О жизни его известно мало. Сын небольшого, но добросовестного художника, в 11 лет остался сиротой, был опекай женой герцога Урбинского Елизаветой Гонзага, учился у знаменитого художника Пьетро Перуджино, в 21 год приехал во Флоренцию, через 4 года вызван папой в Рим. Охотно и даже жадно помогал всем, кто нуждался в его помощи. Умер в 37 лет, умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения.
Можно опускать богов на Землю – так делали древние греки. Можно преображать людей до идеальной мечты – так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал мадонн. И всегда они были не столько красивы, сколько прекрасны, как бывает прекрасна возлюбленная, даже если она не отвечает канонам красоты. Были ли они Богородицами? Одна из его картин нежно и мистично называется «Мадонна божественной любви». Но посмотрите на других его мадонн – «Мадонна в зелени», «Мадонна с рыбой», «Мадонна в кресле», «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна на лугу»...
За несколько лет до смерти Рафаэль приступает к работе над картиной, которой суждено было стать самым знаменитым произведением живописи всех времён и народов. Повод был самый обычный: монахи церкви святого Сикста заказали алтарный образ, Рафаэль принял заказ и выполнил его, без помощи учеников. Художник изобразил Марию во весь рост, с младенцем Христосом на руках спускающейся с неба к людям. Марию сопровождает св.Варвара. Папа Сикст 2 как бы вверяет человечество богоматери-заступнице. Внизу, у самой рамы, два ангелочка смотрят на чудесное видение. Фоном служат клубящиеся облака и бесконечно сияющая даль, раскрывающаяся за фигурой мадонны. Вся композиция поражает своей величавой монументальностью и гениальной простотой».
Учитель продолжает: «Через два с половиной века за эту работу заплатят 70 кг золота, увезут в Германию, и она станет украшением Дрезденской галереи. И уже в конце 2 мировой войны она будет лежать в сырой штольне среди десятков килограммов взрывчатки, – гитлеровцы, уходя с исторической арены, готовятся хлопнуть дверью. Русские парни, вовсе никогда не мечтавшие попасть ни в Рим, ни в Дрезден, спасут её, к чести человечества».
После этого идёт анализ мини-сочинений «Что представляется мне, когда я слышу слово «Мадонна»? (кадры 8-9, отрывки из сочинений по ассоциациям)
«С этим словом у меня ассоциируется певица Мадонна. По телевидению часто произносят это имя, показывают клипы с её участием, поэтому это первое, что всплыло в моей памяти».
«Когда я слышу это имя, мне представляется высокая красивая девушка». «Со словом мадонна у меня ассоциируются звёзды российской эстрады».
«Когда я слышу это слово, мне представляется картина « Сикстинская мадонна».
Что же представляется автору одноимённого произведения, В.Гроссману, когда он смотрит на картину Рафаэля? (текст прочитан учащимися заранее) (кадры 10-11) Справка об авторе. Его представления:
- бессмертие;
- история личная и история картины;
- толпа у картины со времени её появления;
- тайна материнской любви;
- семь цветов спектра плюс восьмой, неизвестный глазу;
- Сикстинская капелла и Треблинская газовня;
- коллективизация;
- 1937 год;
- Гитлер;
- Сталин;
- Человеческое в человеке... Не дать ему погибнуть!
Учитель подводит итог сказанному, предлагает обратиться непосредственно к тексту В.Гроссмана «Сикстинская мадонна» и посмотреть на композицию данного произведения:
Примерный план (кадр 12) (учащиеся дома составляли план произведения)
1. Встреча с бессмертием.
а) желание видеть картины великих мастеров;
б) тайна материнской любви; особенности картины Рафаэля.
2. Сикстинская мадонна в годы суровых испытаний:
а) Треблинка
б) «Волчье время, время фашизма»
в) Сикстинская мадонна – «современница поры всеобщей коллективизации»
г) Сикстинская мадонна в 1937 году
д) «Чудная сила этой картины»
е) «Нет ничего выше человеческого в человеке».
Потом вместе с учащимися отмечают особенности этого жанра (кадр 13): небольшой объём, конкретная тема и её неожиданное раскрытие, близость к письму, разговорные интонагцш, свободная композиция. Итак, перед вами не что иное, как эссе (кадр 14)
«Эссе (франц. – essau – попытка, проба, очерк, exigo – взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую трактовку предмета».
Обращается внимание на подчёркнутые ключевые слова. Где же требуются нам подобные произведения?
– во-первых, на ЕГЭ (русский язык, литература,
обществознание, иностранный язык)
– во-вторых, при приёме на работу вместе с резюме
требуется написать эссе о себе
– для поездки за границу от какой-либо
организации и т.д.
Продолжается работа с текстом. Учитель просит найти образные афористические выражения в тексте Гроссмана и доказать мысль, заявленную в кадре 15:
– Эссе предполагает новое, субъективно
окрашенное слово о чём-либо...
– Эссеистический стиль отличается образностью,
афористичностью, установкой на разговорную
интонацию.
Записи в тетради продолжаются: «Главная цель эссе (кадр 16): «... Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении». О.Ванштейн
Далее небольшая справка «Из истории рождения этого жанра» (кадры 17, 18)
Слово учителя о работе над эссе в предыдущих
классах. «Мы с вами тоже обращались к этому
жанру, писали письмо вороне Карповне: кто-то
хотел познакомиться с ней, кто-то приглашал на
свой день рождения, кто-то рассказывал вороне о
своей семье, кто-то мечтал отправиться в
путешествие вместе с вороной, а кто-то пообещал
даже бороться с собаками, которые отнимают еду у
птиц. Помните?
Потом был монолог осеннего листа, потом
сочинения на темы «Сосулька», «Лужа», где тоже
были неожиданные повороты: лужа – это упавшее
небо, лужа – это зеркало, лужа – это деньги,
испаряющиеся так же быстро, как и сама лужа.
Размышляли мы с вами о первой любви, о том, бывает
ли горе от ума и о многом другом. Но только мы
называли эти творческие работы сочинениями по
ассоциациям, чтоб не пугать вас этим непонятным
иностранным словом ЭССЕ».
После этого учащимся предлагается небольшая практическая работа-обобщение (кадры 19-22)
Прочитать названия эссе и проследить общее в
названиях «О совести», «Об именах», «О книгах»
(Мишель Монтень) «О собеседнике», «О природе
слова» (Осип Мандельштам), «Как читать книгу»
(Иосиф Бродский), «Пушкин, или Правда и
правдоподобие» (Владимир Набоков)
Какие темы могут быть взяты для эссе?
- Философские
- Исторические
- Религиозные
- Критические
- Литературоведческие
- Автобиографические
- Искусство
- Спорт и другие
Литературные формы:
- Моральная проповедь
- Статья
- Дневник
- Рассказ
- Исповедь
- Речь
- Очерк
- Письмо
- Слово
Прочитайте названия некоторых работ и определите, какие литературные формы используют авторы
- «Политическая исповедь молодого человека», «О глупости» (Доклад, 1937 г.) (Роберт Myзиль)
- «Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам)
- «Похвала скуке», «Письмо президенту» (Иосиф Бродский)
- «Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер)
Итак, для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему (кадр 23)
Для этого он находит многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциативные уподобления. Художественные средства: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.
Австрийский писатель 20 века Роберт Музиль писал, что (кадр 24, 25)
- существует та «решающая мысль», для которой каждый эссеист найдёт только ей присущий «облик-выражение» и которая предполагает (как обязательное условие) непредсказуемые выводы, повороты, интересные сцепления.
- Эссе – это непременно диалог, полемика, и, прежде всего – с самим собой.
В качестве контроля знаний предлагается тестирование
1. В переводе на русский язык эссе – это:
а) ткань
б) опыт
в) сплетение
2. Философия, политика, критика, мораль, эстетика, идеология – это ... эссе.
а) идея
б) проблематика
в) тематика
3. Характерными чертами любого эссе являются...
а) исследование истории вопроса
б) актуализация темы или проблемы
в) размышления о будущем
г) наличие экспрессивно-эмоциональных оценок
4. Ведущая роль в произведениях этого жанра принадлежит:
а) личности автора
б) критике известных научных фактов
в) научному факту
5. Структура эссе подразумевает:
а) строгую композицию
б) свободную композицию
в) разрозненные ответы на заданные вопросы.
Ответы выносятся на доску: 1 – 6; 2 – в; 3 – б, г; 4 – а; 5 – 6. Проверка, ответы на возникшие вопросы.
Какие ассоциации вызывает слово страна? (кадр 26) Анализ миниатюр, написанных до урока.
– Это что-то величественное, огромное. Это
место, где проживают люди определённой
национальности.
– Ну, конечно же, Россия! Наша мощная держава.
Думаю, каждый гражданин под этим словом
подразумевает свою Родину.
– Территория, занимающая много места.
– Когда я слышу это слово, то мне на ум приходит
Япония с её многочисленными изобретениями в
области вычислительной техники.
– Когда я слышу слово страна, то вспоминаю
футбольный матч между Россией и Англией. Наши
проигрывали, но смогли вырвать победу, и попали
на чемпионат Европы-2008. Я горжусь своей
страной.
Обратимся к произведению Людмилы Петрушевской с таким же названием (кадры 27, 28).
Краткая справка: «Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году. Прозаик, драматург. Её проза представляет собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика» и другие. Пишет сказки как для взрослых, так и для детей. В настоящее время живёт и работает в Москве».
Что для неё страна? Выразительное чтение рассказа «Страна»
– Почему такое название? Похоже ли на эссе? Форма – рассказ (Нет имён, обобщение, странное название, малый объём, позиция рассказчика)
Ваши ассоциации со словом мама (кадры 29,30) Анализ миниатюр, написанных заранее.
Мама…
- Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит нас жизни, наставляет на верный путь.
- Человек, который дарит жизнь новым людям.
- Это самое главное слово на Земле.
- Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая.
- Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо.
- Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее.
Какой обобщённый смысл вкладывает Ирина Полянская в это слово? Выразительное чтение рассказа «Мама»
– Сколько поколений здесь показано? Какое дополнительное значение получает это слово в рассказе?
(Мама – это связь времён, связь между поколениями, связь с давно ушедшими предками).
– Можно ли назвать эти произведения эссе? Почему? Сделайте вывод.
Так вот постепенно в течение урока мы с вами
проделали путь от Сикстинской мадонны до
сегодняшнего дня, проследили развитие такого
необычного и интересного, актуального в
настоящее время жанра. Работа по написанию эссе у
нас впереди. Вы будете это делать не только на
уроках, консультациях, но, я уверена, что и в
дальнейшей жизни к этому жанру обратитесь не раз.
А напоследок мне хочется, чтоб вы ещё раз
вернулись к мудрым словам, которые слышали на
одном из уроков литературы. Выберите, пожалуйста,
те из них, которые созвучны сегодняшнему
разговору (кадр 31).
От великого до смешного –
Один шаг.
От великого до низкого –
Одна ступень.
От счастья до бедствия –
Один скачок.
От человека до скота –
Один грех.
От зла до добра –
Одно желание.
От времени до вечности – одна жизнь.
От времени до вечности – одна жизнь. Помните об этом! Творите добро и будьте счастливы!