Урок-ярмарка (обобщение по теме) "Знаки препинания при причастном обороте"

Разделы: Русский язык


Ход урока

1.Сообщение темы, цели и задач урока.

– Эпиграф нашего сегодняшнего урока:

“Заходи зашевелись загуди искрящаяся радостью ярмарка!” (2 слайд)

– Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?

Верно, если вы правильно расставите недостающие знаки препинания в эпиграфе.

(Заходи, зашевелись, загуди искрящаяся радостью ярмарка!) (2 слайд)

Дайте (устно) характеристику данному предложению.

(Предложение побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми).

– Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия. (Cлайд 3)

– Верно, тема нашего сегодняшнего урока Обобщение по теме: “Знаки препинания при причастном обороте”. На прошлых уроках вы познакомились с тем, как обособляется причастный оборот на письме. Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить полученные знания на практике. (Cлайд 4)

2. Домашнее задание.

Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение “Но где же пересказать всё то, что было на этой ярмарке!” с использованием предложений с причастными оборотами. (Cлайд 5)

Страна Причастие (Cлайд 6)

Приглашает принять в ярмарке участие, (Cлайд 7)
Знания мы в круг собрали,
Обороты изучали.
Это страна увлекательная,
Вопросами занимательными.
Подходи, умнейший народ,
Всех нас ярмарка зовёт.

– Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в страну Причастие.

3. Актуализация опорных знаний учащихся (Cлайд 8)

Учитель. Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово “ярмарка”?

Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться повнимательнее к слову, то можно увидеть в нём 2 частички: “ЯР” – т. е. “ГОД” и “МАРКЕТ” – “ТОРГ”, “РЫНОК”, “БАЗАР”. Что же получилось? Ежегодный торг, базар.

А что же вам известно о ярмарках?

Задание: придумайте и запишите 2 предложения с использованием причастных оборотов, характеризующих ярмарку.

1) Презентация о русских ярмарках.

Ярмарки проводились в разное время года. (Cлайд 9, 10)

Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода.

(Cлайд 11, 12, 13)

Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров (Cлайд 14, 15)

Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по особому зазывали или закликали народ. Чего только здесь не было! (Cлайд 16)

Флаг поднят, ярмарка открыта (Cлайд 17)
Недаром площадь вся покрыта:
Глядят из лавок кушаки,
И разноцветные платки,
И разноцветная серпянка;
Тут груды чашек и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов;
Там – лыки, вёдра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты…– писал русский поэт И. С. Никитин.

2) Фронтальный опрос (Cлайд 18)

Гляньте налево – лавки с товаром!
Гляньте направо – веселье даром!

Поющая красавица (Cлайд 19)
Всем гостям понравится
Сверкающая, яркая,
Танцующая, жаркая.
Диковинки дарующая,
Ярмарка торгующая.

Задание: – про причастия не забываем, их скорее называем.

Что такое причастие? (Cлайд 20)

4. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.

Учитель. Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке ну никак нельзя! Вслушайтесь в мелодию и представьте: “Заходила, зашевелилась, загудела искрящаяся радостью ярмарка!” (Cлайд 21)

1) Творческий диктант (работа в парах). (Cлайд 22)

    Задание: перед вами глаголы, обозначающие действия людей на ярмарке. Образуйте от данных глаголов причастия разного вида и запишите их.

2) Конкурс на лучшее предложение.

    Задание: образуя причастные обороты, от получившихся причастий, составьте и запишите предложения о нашей ярмарке. (взаимопроверка составленных предложений: наиболее удачные зачитываются, оцениваются 2 баллами).

3) Организация индивидуальной работы.

    Решили побродить по ярмарке самостоятельно,
    Ведь самим поторговаться – очень занимательно!

    Задание: выполнить буквенно-цифровой диктант (по карточкам).

4) Работа с “Толковым словарём В. И. Даля”.

– Вот мы и подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! (Cлайд 23)

А вот сейчас мы посмотрим: справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками? Кстати, а кто такие коробейники и барышники? (слайд 24)

(Чтение словарной статьи)

(Cлайд 25)

Коробейники мелкие торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту.

Барышникилюди, занимающиеся перепродажей ради прибыли.

5) А мы, ребята, нацелимся с вами на более сложное задание – выполнение схематического диктанта. Для этого немного отдохнём.

Динамическая пауза.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Оглянулись, посмотрели,
Всё ли с вами углядели?
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело!

6) Схематический диктант (Cлайд 26)

Задание: попробуйте в закличках и выкриках торговцев определить причастные обороты и начертить схемы данных предложений.

Ярмарка, звенящая на улице,
Зовёт прокатиться на курице.

Мишки, танцующие с бубном,
Удивят вас заданием трудным.

Раздадут по горячему бублику
Скоморохи, веселящие публику.

Самовары, на столах кипящие,
Угостят вас чаем настоящи. (Cлайд 27 – схемы предложений)

– Приходи поскорей, монет звенящих не жалей! (Cлайд 28)

7) Конкурс знатоков пословиц (Cлайд 29)

А что это народ собрался?
И откуда же он взялся?
В большом дощатом балагане
Представление дают,
На конкурс пословиц нас зовут.

Задание: собрать пословицу (работа в парах).

Я читаю начало, вы же должны выбрать вторую часть, из предложенных, на слайде.

На базар едете – ту и песню пой (Cлайд 30)
Семь раз отмерьте – с собою цены (не) везите
На чьём возу сидишь – один раз отреж(?)те

Задание: дополните пословицы причастными оборотами. Вопрос: отражают ли данные пословицы дух ярмарки? (устные ответы учащихся) (Cлайд 31)

5. Обобщение и систематизация изученного материала. Рефлексия.

Путешествие по ярмарке совершили,
Всё обобщили и закрепили,
В конце яркого пути
Нам итог бы подвести (Cлайд 32)
Применение знания – на карусели катание
На вопросы ответьте – карусель окажется в цвете! (Cлайд 34…)

Вопросы:

Причастие – это ...
(особая форма глагола) (Cлайд 34)

В предложении причастие относится…
(к существительному)

Причастие с зависимыми от него словами называется…
(причастным оборотом)

Причастный оборот обособляется на письме…
(когда находится после определяемого слова)

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом…
(он обычно на письме не обособляется)

6. Итог урока.

Чем ярче катаемся – тем лучше запоминается!
(суммирование баллов и оценивание)

Так заходи, зашевелись, загуди искрящаяся радостью наша ярмарка! (Cлайд 35)

Презентация