Форма урока: урок-ярмарка
Цели урока:
- закрепить умение изменять имена существительные по числам, определять их род, повторить написание имен существительных с шипящими на конце и правописание приставок и корней; умение находить словосочетания в предложении.
- развивать устную и письменную речь, любознательность, мышление;
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, нравственные качества взаимопомощи.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы совершим путешествие на
ярмарку и повторим все, что уже знаем об имени
существительном.
– Кто из вас знает, что такое ярмарка?
– Это очень яркое, красочное
представление, где проводятся торги,
различные конкурсы, игры. Гостей веселят
скоморохи и клоуны. (Показ слайда № 1 Презентации)
2. Словарная работа
– Отправляемся на ярмарку. Что тут
можно купить?
– Вспомните, пожалуйста, слова из
словаря, которые можно отнести к теме «Ярмарка».
Называем (морковь, капуста, картофель, овощи,
яблоки, портфель, пальто, посуда ……)
– Определите, какой частью речи
являются записанные слова. Докажите. Назовите
орфограммы.
– Назовите «лишние» слова.
Аргументируйте свой ответ.
– Определите число и род имен
существительных.
– Как изменяются имена
существительные. Устно измените число имен
существительных. (Показ слайдов № 2,3)
3. Закрепление и обобщение изученного о предложении и имени существительном
– Ярмарки очень любили на Руси. К ним
готовились еще с весны. А с наступлением весны
выставляли свой товар и повеселиться не
забывали. (Показ слайда № 4)
– Составьте предложение по картинке
(показ иллюстрации). Запишите предложение.
А) Комментированное письмо предложения
Русский народ любит ярмарку.
– Давайте вспомним, чем предложение отличается от словосочетания. Найдите главные члены предложения. Определите части речи. Назовите словосочетания, которые есть в этом предложении (русский народ, любит ярмарку). Дайте характеристику предложению. (Показ слайда № 5)
Физминутка в занимательной форме (показ действий, изображенных на рисунке)
Б) Упражнение в определении рода имен существительных
– Чтобы попасть на ярмарку, вы должны правильно распределить предметы, которыми будут торговать на ярмарку.
Записать слова в три столбика: ж.р., м.р., ср.р.
Платок, посуда, платье, портфель, морковь, пальто, огурец, яблоко, капуста.
– Как определили род имен
существительных?
– Какие окончания могут иметь
существительные мужского, женского с и среднего
рода?
В) Изменение имен существительных по числам
– Попали мы на ярмарку. Сюда приходят,
чтобы сделать покупки. Покупают впрок, чтобы
хватило надолго.
– Я буду вам показывать один предмет, а
вы должны купить несколько – записать
существительные во множественном числе.
Ручка, карандаш, линейка, тетрадь, книжка, зеркало, ножницы, молоко.
Проверка: объяснение орфограмм.
– Можно ли определить род у этих
существительных? Как? Назовите существительные,
которые имеют только форму единственного или
множественного числа. (ед.число – молоко,
множественное число – ножницы).
– Определите род (комментирование).
Г) Правописание существительных с шипящими на конце
– Часто на ярмарке проводят конкурсы, загадывают загадки. Попробуем и мы справиться с этими загадками. (Показ слайда № 6)
Бьют его рукой и палкой – Придет в дом –
Никому его не жалко. Не выгонишь колом,
А за что беднягу бьют? Пора придет –
А за то, что он надут. Сам уйдет.
(Мяч) (луч)Гляжу я в окошко – Белые горошки
Ходит черная кошка. На зеленой ножке.
(Ночь) (Ландыш)Под полом таится, Летом спит, зимой горит.
Кошки боится. Пасть открывает,
(Мышь) Что дают – глотает.
(Печь)
– Какое правило надо знать, чтобы правильно написать эти слова? В каких словах пишется ь, почему? Заполните таблицу.
Ь знак пишется | Ь не пишется |
мышь | ландыш |
ночь | луч |
печь | мяч |
Д) Восстановление предложения
– На ярмарках любят шутить, играть,
веселиться. Об этом и пословица. Попробуйте ее
прочитать, дополнив недостающими словами.
… кормит, а … портит. (Труд кормит, а лень
портит).
– Как понимаем смысл пословицы?
– Какой частью речи являются слова,
которые вы вставили в предложение? Докажите.
– Определите род имен существительных.
Вспомните еще пословицы, которые относятся к
теме: «Ярмарка». (Показ слайда № 7)
4. Подведение итога урока
– Вот и закончилось наше путешествие.
Много интересного мы увидели, успели и
повеселиться, и поиграть.
– Что же мы повторили на уроке? Что вам
понравилось больше всего?
(Поблагодарить активных обучающихся за работу)