Урок по теме: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»
Цель:
- Отработка умений комплексного применения знаний
- Отработка навыка постановки знаков препинания при однородных членах предложения
- Отработка одного из способов сжатия текста
- Развитие орфографической и пунктуационной зоркости
- Воспитание взаимопомощи
Тип урока: комплексное применение знаний
Оборудование:
- Таблица «Знаки препинания при однородных членах»
- Индивидуальные карточки-задания
Ход урока
I.Организационный момент
Объяснение темы урока, его цели, форм работы
II. Фронтальная беседа.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Назовите признаки однородности.
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Приведите примеры из выполненного дома упражнения.
Во время беседы два ученика у доски выполняют задания по карточкам.
Карточка 1 |
Карточка 2 |
Расставьте знаки препинания . Объясните их постановку. и О и О и О О или О О однако О то О то О |
Спишите, расставьте знаки препинания. Встретив Алешу пес стал кружи(т,ть)ся (во)круг него вставал на задние лапы а передними уп..рался в дубленку. |
Проверка заданий, выполненных на доске.
III. Запись предложений. Объяснение расстановки знаков препинания.
- Вчера мы убрали не только весь дом, но и участок.
- Яркое солнце и ослепительно белый снег и тишина обступили его, опустили на землю.
- Он тут все от края до края знает: и землю, и самые малые мостики.
- Улицы, утопающие в садах, дворцы вельмож, многолюдье площадей - все давало пищу уму и сердцу Карамзина.
IV. Работа в парах.
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания.
(Учащиеся работают на карточках, потом меняются ими, проверяют работы одноклассника. Если есть ошибки, исправляет их, объясняет верную расстановку запятых)
Карточка 1 |
Карточка 2 |
|
|
V. Работа с текстом. Замена однородных членов предложения обобщающими словами. (Отработка способов сжатия текста)
Учащиеся работают на карточках самостоятельно, заменяя однородные члены обобщающими словами.
В южных странах в изобили.. водя(т,ть)ся гадюки кобры аспиды удавы. Пищей им служат грызуны кабанята молодые косули. Удавы водя(т,ть)ся на Кавказ.. в Средней Ази.. в Инди.. в Южной Америк.. где есть тропические и субтропические леса. Нападая гадюки кобры аспиды отравляют свою жертву ядом. Обезьяны очень боя(т,ть) ся и удавов и кобр и гадюк. Н… в дупле дерева н.. на его ветвях н… даже на его в..ршине н.. застрахована обезьяна от нападения змеи. Она может ожидать нападения ползучего страшилища и глубокой ночью и средь бела дня.
(В сильном классе может быть предложен текст с пропусками букв. В этом случае первым этапом проверки будет объяснение орфографии и пунктуации.)
Проверка задания: чтение текста, пересказ (1-2 ученика)
VI. Самостоятельная работа.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните задания по тексту.
(1)Что может быть замечательнее и интереснее пещер? (2)Узкий извилистый вход.
(3) Темно и сыро. (4) Постепе(н,нн) пр..выкаешь к свету др..жащей свечи.(5) Ходы тяну(т,ть)ся ветвя(т,ть)ся то (не)ожиданно ра..ширяются в целые залы то круто спускаю(т,ть)ся (в)низ то обрываю(т,ть)ся пропастями.(6) Н.. веревки н.. крючки н… веревочные лес.ницы ничто (н..) помогает дойти до (не)ведомых глубин., чтобы изучить до конца подземный лабиринт. (7)В глухой пустоте ра..даю(т,ть)ся разные звуки и шелест л..тучих мышей и тихий шум падающих капель и глухие ра…каты обрывающихся под ногами камней.
1. Укажите номера предложений , в которых НЕТ однородных членов.
______________________________________________________
2. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
______________________________________________________
3. Выпишите слова , правописание которых зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
______________________________________________________
4. Определите вид предложения 4.
______________________________________________________
VII.Обобщение.
Домашнее задание. Рабочая тетрадь Г.А.Богдановой Проверочная работа №1 стр50-51