Образ школьной жизни ученика во многом зависит от усилий педагога.
Положительную успешность в жизни необходимо формировать уже в раннем детстве или, в крайнем случае, в школе. Роль учителя - создать для ребенка ситуацию успеха, вовремя уловить тот момент, когда ученик дошел до своего уровня сложности и у него уже начинают опускаться руки, или наступает чувство разочарования в том или ином деле, падает к нему интерес. Вот здесь важно предложить новое, как продолжение и развитие уже освоенного материала. В данный момент можно не только поставить новые цели, но и подсказать новые приемы работы, естественным образом развить те успехи, которые ребенок уже достиг, превращая их в ощутимую по результатам победу.
Современная школа – это творчество в совокупности со знаниями с овладением передовыми компьютерными технологиями.
Главное, необходимо помнить, что все, что мы делаем – мы делаем для ученика, с целью повышения уровня его знаний и всестороннего его раскрытия.
Именно учитель, заинтересованный в успехах своих учеников, создает ситуацию успеха ребенку. Каким образом он ее создает - это дело мастерства, опыта, харизмы учителя, в конечном счете.
На базе нашей школы № 140 работает экспериментальная площадка “Разработка, обоснование и апробация педагогической системы подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности”,
Ее цель – организация здоровьеформирующего образования как педагогического процесса.
Я как педагог школы, заинтересована в том, чтобы мои ученики росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Поэтому цели своей учебно-воспитательной деятельности в рамках здоровьеформирующего образования как тактической задачи для конкретного этапа взаимодействия себя, как педагога и детей, учащихся своего класса – основная школа, я сформулировала в виде компетенций, которыми по моему мнению должен овладеть ребенок на данной ступени школьного образования.
Ключевые образовательные компетенции, формирование которых – основная моя задача, как учителя и классного руководителя:
- Общекультурная.
- Целостно-смысловая (мировоззренческая).
- Учебно-познавательная.
- Информационная.
- Коммуникативная.
- Социально-трудовая.
- Личностное самосовершенствование.
Использую в своей работе различные формы и методы организации учебно-воспитательной работы, от классических вариантов и до новаторских взглядов и идей в решении данного вопроса. Наряду с традиционными уроками, классными часами, использую уроки-путешествия, уроки-творчества, вовлекаю детей в конкурсы и олимпиады различного уровня.
И пишу письма. Согласитесь, в век компьютерных технологий звучит, по меньшей мере, смело.
Для современных тинэйджеров процесс написания письма не вызывает особого интереса. Вот я и задумалась над тем, как современного школьника вовлечь в изучение столь необычного материала.
И как результат, хочу поделиться с вами опытом проведения “Уроков письма”.
На протяжении нескольких последних лет работы в школе я стала практиковать эти уроки. И считаю, что в процессе обучения и воспитания мною моих учеников они имеют очень важное значение.
Для меня “Уроки письма” – это целый комплекс учебных и воспитательных мероприятий. На мой взгляд, лишь совокупность литературы, музыки, внеклассных мероприятий способна дать определенный результат по данному направлению. Воспитать в детях интерес к эпистолярному жанру – очень сложная задача.
Первый урок письма я провожу в 5-м классе.
Согласно календарному планированию и учебному материалу в учебнике, очень хорошо по датам (конец ноября) подходит первый урок знакомства с письмом.
На первом этапе урока дети узнают особенности эпистолярного жанра, правила оформления письма.
На основе информационной справки, подготовленной мною, дети знакомятся с историей писем, конвертов, марок. В режиме PowerPoint отрабатываем навык заполнения конверта. А затем на практике сами мастерим конверт, и, используя полученные знания, подписываем его. Приклеиваем марки, которые тоже придумываем сами, используя полученные знания. Ну, а, познакомившись с этой информацией, мы приступаем ко второму этапу урока – практической его части.
Параллельно на уроках русского языка учились работать с текстом, обращаясь к текстовому редактору.
Хочешь, чтобы на твое письмо обратили внимание? Подбери броский заголовок.
Хочешь, чтобы твою работу читали? Придумай интересное начало, чтобы заинтересовать.
Ребята учились писать письма точно по заданной теме, что для них было очень непросто. Они учились редактировать свои и чужие тексты, пробовали сочинять стихи.
Удивительно, но писали дети легко, ведь головы малышей еще не забиты расхожими фразами и готовыми штампами, и, как отмечали все, их материалы получались такими же легкими.
И так как при подготовке урока я учитываю возраст моих учеников (10-11 лет), то первой темой, на примере которой мы отрабатываем навык написания письма, конечно же, становится:
“Письмо Деду Морозу”.
Дети охотно вступают в работу. Мы фантазируем, пишем о самом на первый взгляд несбыточном, рассказываем о самом сокровенном. Результатом работы на уроке становится первый вариант письма, так сказать, черновой. Потому что работу над основным вариантом я предлагаю детям на дом.
Домашняя работа – написание самого письма и его красочное оформление – это результат совместной деятельности детей и родителей.
Об этой работе, т. е. об уроке письма я предупреждаю родителей заранее на одном из родительских собраний. Поэтому проблем не возникает, и написание письма Деду Морозу становится одним из этапов подготовки к Новому году.
Следует заметить, что урок письма в 5-ом классе для меня стал одним из элементов организации внеурочной воспитательной работы. Все дело в том, что ученики сдают мне свои письма не просто как учителю на проверку. Я уверяю детей, что они действительно будут мною отправлены адресату. Получив письма, я их внимательно изучаю на предмет усвоения учебного материала – это, во-первых, ну, а во-вторых, мне удается узнать о самых сокровенных мечтах моих учеников. После проверки работ я систематизирую по классу детей и их желания. Приглашаю родительский комитет, а если это не мой класс (я просто предметник), то передаю эту информацию классному руководителю, а он уже своему родительскому комитету. И мы начинаем работать. Суть нашей работы заключается в следующем.
Мы четко распределяем обязанности. Родительский комитет работает с остальной частью родителей, по возможности выполняя пожелания детей, организуя иными словами подарки. Я, когда все это затевала, понимала, что я не имею права обмануть детей, поэтому задача была не из легких: каждый шаг продумывала до мелочей. Если с подарками проблем практически не возникает, следует здесь сказать, что пожелания детей вполне разумны, и поэтому выполнимы, то вот, что касается обратной связи с Дедом Морозом – это сложнее. Но творчество учителя не знает границ, и я придумала следующее.
Моей обязанностью на этом этапе стало написание текста письма от имени Деда Мороза. Красочно оформила его при помощи компьютера, и для полной важности сего документа еще мне сделали и перевод письма на английский. Получилась открытка с разворотом, на одной стороне которой текст на русском языке, а на другой - на английском. Почему на английском? Наверное, потому что дети уверены, что все-таки главная резиденция Деда Мороза находится в Лапландии. Это в последние два года уже больше ориентирую на Великий Устюг.
После чего с родителями делаем ксерокопии согласно количеству детей. А потом каждый класс решает самостоятельно, как поступить дальше.
Мои родители во время новогоднего вечера в классе раскладывают наши письма в почтовые ящики детей. Это возможно из-за территориальной близости, ведь все мы живем в военном городке, а подарки уже по возможности каждая семья кладет под елку своему ребенку, когда сочтет нужным. В других классах родители бросали письма прямо в канун Нового года. Но в любом случае, дети получали письма от Деда Мороза, и, конечно же, подарок о котором писали. Надо видеть лица детей, когда они рассказывают взахлеб, о том, что получили письма. И я просто счастлива!
Что может быть лучше.
Итог урока - учебный материал отработан. Дети на всю жизнь запоминают этот момент, не подозревая о том, что это просто урок. Конечно же, я очень благодарна родителям и классным руководителям других классов, на которых я работаю за поддержку и понимание, но смею вас заверить – никто еще не отказывался от этой затеи. Да и как можно отказаться, ведь через труд даришь детям мечту, сказку.
Но этот урок и все мероприятия, которые описаны выше, конечно же, уместны только в пятом классе.
Как только ребенок начинает взрослеть, он перестает верить в сказку. Реальность жизни берет свое.
На уроке письма в 6-м классе
этим же своим ученикам, но уже повзрослевшим, я предлагаю на выбор несколько тем, таких как: “Письмо другу”, “Письмо о своем крае”, “Письмо учителю”.
И дети с удовольствием делятся в письмах своими впечатлениями и о каникулах, и о друзьях, и об учителях.
С удовольствием иллюстрируем работы фотографиями из классного архива.
Количество дисков с фотографиями уже насчитывает не один десяток. Ведь мы очень много путешествуем вместе. И здесь опять помогает компьютер, работать в фотошопе – для ребят одно удовольствие.
Это помогает мне, как педагогу, лучше узнать детей, постичь их внутренний мир, насколько это возможно. Да и детям самим это нравится, ведь срабатывает опыт прошлого урока. Они мне доверяют. А это главное!
Главная цель, которую я ставлю перед собой, обучая детей русскому языку – это привить интерес и желание к своему предмету.
Поэтому, вот такие нестандартные уроки, с элементами творческих заданий, очень хорошо помогают в этом. Эти письма дети тоже оформляют.
Из них мы делаем выставку письма. Некоторые используем по назначению.
Те дети, кто остается доволен своим письмом, отправляют его адресату.
Так, например, на День учителя, или День Святого Валентина у нас в школе работает “волшебная почта”. Для детей организуется почтовый ящик, в который они отправляют свои послания. После чего вожатые разбирают почту, и Совет старшеклассников доставляет их адресату. И опять – реальный результат, дети его ощущают.
В итоге им становится приятно отправлять и получать письма, у них появляется заинтересованность, подкрепленная определенным набором знаний.
А это я считаю одной из основных заслуг “Урока письма”.
Ведь в наш компьютерный век, век гиперактивных детей, с их непостижимыми запросами так тяжело порою достучаться до детской души, заинтересовать этого маленького человечка.
Но мой ученик взрослеет, и вот уже 7-й класс.
Седьмой класс – он особенный, и, наверное, каждому педагогу приходилось не раз проходить этот возрастной этап вместе с учениками. Этап становления, этап взросления, зарождения юношеского максимализма. Тут уж Дедом Морозом не удивишь, и учителю душу излить захотят не многие. Поэтому решаюсь на более серьезные темы.
Так, в канун очередной годовщины Сталинградской битвы, 2 февраля, провожу урок письма, совмещая его сразу с несколькими мероприятиями.
Первое, что предлагаю детям – экскурсию в школьный музей боевой славы, где на примере фотографий и макетов солдатских писем смотрим фронтовые треугольники, вспоминаем наших ветеранов, как Второй мировой войны, так и Чеченской. Для нашего городка, это была не просто вооруженная кампания против бандформирований. О ней наши дети знают не понаслышке. Наши мужья, отцы этих ребят уходили в Чечню, как тогда в 41-ом наши отцы и деды. И многие не вернулись. В городке осталось очень много вдов. Поэтому тема письма с фронта – очень трогательна. С ней я работаю, но очень осторожно.
Вторым моментом к этому уроку является урок литературы, на котором мы с детьми читаем и обсуждаем главы из книги “Дети Сталинграда”.
Эта книга представляет собой письма детей, которые в дни Сталинградской битвы остались сиротами.
Дети настолько чувственно и серьезно подходят к книге, что после того, как я предлагаю им написать письмо ветеранам, они это делают уже более осознанно.
И на встречах с ветеранами в результате нашей работы с детьми, самые удачные из писем преподносятся им как знак признательности и благодарности за победу.
В 7-м классе это уже не те дети, которые были в 5-ом классе. Они выросли. Их взгляды изменились. Мне очень интересно наблюдать год за годом, как меняется стиль письма каждого ребенка, как оттачиваются фразы, я вижу его отношение к данному виду работы. И это здорово!
У нас в стране стало традиционным общение Президента страны В. В. Путина с россиянами. Ну, а так как мы еще маленькие, для нас – это только мечта. И я снова увлекаю детей работой над письмом, предлагая написать его Президенту. На уроке разрабатываем шаблон, вспоминаем оформление письма, определенную данному виду письма лексику. А уже дома опять вместе с родителями оформляем работу.
8-й класс.
И ты начинаешь понимать, что дети выросли. Они уже и шалят реже, и интересы у них иные.
И я ищу новые пути, увлечения предметом. Ведь мир моего предмета – огромен.
В одном из писем другу, так называется одна из номинаций, мой ученик делится с другом впечатлениями о прочитанной книге. И вот оно – то, что нужно! Вывожу детей на разговор о том, почему в современном мире человек теряет интерес к книге. Проблема обозначена.
Работа началась.
Дети разбились на группы. Одни готовят теоретическое обоснование проблемы, используя материалы Интернета, библиотеки, собственные наблюдения. Другие изучают ситуацию на примере школьной библиотеки, библиотеки военного городка, библиотеки поселка М. Горького.
Затем все вместе мы систематизируем материал. Я с удовольствием увлекаю детей процессом создания диаграмм. Мы делаем выводы по данной проблеме. И я понимаю, что в результате совместных действий дети создали первую совместную научную работу! Звучит смело, но это так.
Найдя в Интернете сайты открытых Всероссийских конкурсов, мы принимаем решение о том, что стоит попробовать выставить работу.
Вот он результат.
Так, шаг за шагом, год за годом, я вовлекаю детей в мир познания, совмещая такие разные на первый взгляд вещи – компьютер и мир литературы и русского языка.
И лишь результат нашего с детьми труда позволяет с уверенностью сказать, что за этой интеграцией будущее.
Это лишь несколько вариантов моих уроков. Но если подойти творчески, то их можно создать гораздо больше.
Так к 8 марта, я хочу предложить своим детям еще одну работу – это “Письмо Маме”. И, написав, слово Мама с большой буквы, я постараюсь их нацелить на нужный мне результат.
А нужно мне совсем немного: чтобы каждый из моих детей, придя домой перед праздником, смог подарить маме необычный подарок – письмо. Ведь в нем, как показывает практика, человек, чаще всего, излагает гораздо больше, чем мог бы сказать, выражает гораздо больше и более чувственно. А я постараюсь помочь детям. Я поставлю наш любимый с ними диск классической музыки “Шедевры классической музыки в современной обработке” и почитаю прекрасные стихи о маме. И я уверена, что после этого каждый ребенок найдет нужные слова в своем сердце для самого дорого в жизни человека.
И пусть результатом нашей работы будут светлые души и сердца, способные любить, наших с вами учеников, и пусть они напишут нам с вами много-много новых писем.