Проблема повышения коммуникативной компетенции учащихся является актуальной в школьной практике. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка, осведомленность в правилах построения текста и отборе языковых средств. К области коммуникативной компетенции относится и вопрос употребления единиц языка в речи.
Функциональный подход к изучению единиц языка раскрывает возможности грамматических форм в создании текста. В художественном тексте грамматические формы, помимо своего основного назначения – быть средством коммуникации, сообщения, несут дополнительную нагрузку, являясь художественным средством изображения действительности. Большие возможности в указанных аспектах имеет глагол. При изучении единиц языка на основе функционального подхода реализуется единство “формы – значения – функции”, образующее теоретические основы научной концепции курса русского языка в школе.
Рассмотрим “речевые фрагменты” темы “Настоящее время глагола”.
1 этап. Целевая установка этапа состоит во введении понятия текстообразующая роль глаголов настоящего времени в тексте-повествовании (в том числе в репортаже) и выразительно-изобразительная роль данной формы в рассказе о прошедших событиях.
Речевой фрагмент № 1
– Сравните два текста. Определите их стилевую принадлежность.
Текст 1
Охота продолжается. Мои собаки берут след зайца
и гонят косого. Я жду на дорожке. Не понимаю, что
происходит: собаки гоняют по вырубке, а заяц не
выбегает.
Выхожу на поляну и не верю своим глазам: заяц
сидит на верхушке высокого пня, глазами просит:
"Не выдай меня".
Текст 2
Раз со мной на охоте такой случай был. Нашли мои
собаки в лесу зайца и погнали. Я наперерез. Стал
на дорожке и жду. Гоняют мои собаки по вырубке, а
заяц все не выбегает. Подождал я и пошел на
полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои
собаки по кустам, нюхают землю, никак в заячьих
следах не разберутся.
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму.
Потом случайно глянул в сторону, да так и замер:
на верхушке высокого пня притаился заяц,
глазенки так и впились в меня, будто просят: "Не
выдай меня собакам!" Опустил я ружье, вышел с
вырубки на дорожку и в рог затрубил – отозвал
гончих.
(По Г. Скребицкому)
Учащиеся относят первый текст к публицистическому стилю (репортаж), второй – к художественному стилю (рассказ).
– В каком времени употреблены глаголы в репортаже? Какую функцию они выполняют? (Глаголы в настоящем времени выполняют текстообразующую функцию: организуют сюжет повествования.)
– В каком времени употреблены глаголы в рассказе о прошедших событиях? (Глаголы в прошедшем времени и в настоящем времени.)
Составление типологической схемы строения текста. Графу "Особенности употребления глагольных форм" делим на две части: глаголы прошедшего времени, глаголы настоящего времени.
Анализ текста
Схема строения текста |
Особенности употребления глагольных форм |
|
прошедшее время |
настоящее время |
|
Экспозиция | был |
|
Завязка | нашли |
|
Развитие действия: | ||
1-й шаг | подождал |
гоняют |
2-й шаг | гляжу – 1 л. |
|
3-й шаг | вышел |
не пойму – 1л. |
Кульминация | притаился |
|
Развязка | опустил |
– Какую функцию выполняют в тексте глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени совершенного вида организуют развитие сюжета – текстообразующая функция.)
– Определим функции глаголов настоящего времени. Обратим внимание на чередование форм прошедшего и настоящего времени в тексте. Можно ли сказать, что при употреблении форм настоящего времени нарушается динамика развития действия? (Нет, действие развивается поступательно, динамично.)
– Следовательно, мы можем говорить о смене прошедшего времени настоящим в рассказе как средстве развития авторской мысли, движения сюжета, значит, глаголы настоящего времени в рассказе о прошедших событиях выполняют текстообразующую функцию.
Вывод. Глаголы настоящего времени в тексте-повествовании выполняют вместе с глаголами прошедшего времени текстообразующую функцию.
– Назовите глаголы настоящего времени, которые подтверждают авторское присутствие в тексте. (Жду, гляжу, не пойму.)
– Определите лицо этих глаголов. (1-е лицо.)
– На что указывают глаголы 1-го лица? (Действие производит говорящий.)
– Определите место употребления глаголов 1-го лица в тексте. (Стал и жду – последовательные действия, гляжу – начало эпизода, вышел и не пойму – последовательные действия.)
Вывод. Глаголы 1-го лица настоящего времени в рассказе о прошедших событиях являются знаками авторского присутствия в тексте, связывают части повествования, то есть выполняют текстообразующую функцию.
– Обязательно ли было автору употреблять в тексте формы настоящего времени, ведь речь идет о прошедших событиях? Давайте проведем эксперимент: заменим глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.
Вариант трансформации текста:
Гоняли собаки по вырубке, а заяц все не выбегал. Подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Увидел: собаки носились по кустам, нюхали землю, никак в заячьих следах не могли разобраться.
– Прочитаем измененный текст. Возможна такая замена? (Да.)
– А какой текст выразительней? Почему? (Выразительней текст с глаголами настоящего времени. Глаголы настоящего времени оживляют повествование, будто сами участвуем и все видим своими глазами. Все происходит как бы на наших глазах.)
– Обратим внимание на место глаголов настоящего времени: они "рассыпаны" по тексту или организуют фрагмент текста? (Глаголы "гоняют, не выбегают" вкраплены в повествование эпизода, глаголы "носятся, нюхают, не разберутся" организуют эпизод.)
– Как вы полагаете, при изложении замена глаголов настоящего времени глаголами прошедшего времени будет ошибкой?
Считаем важным ввести понятие синонимии грамматических форм глаголов настоящего времени и глаголов прошедшего времени совершенного вида в тексте-повествовании о прошедших событиях. Формы отличаются стилистически: глаголы настоящего времени экспрессивны, глаголы прошедшего времени совершенного вида нейтральны. Поэтому правильным ответом на поставленный вопрос считаем следующий: указанная замена ошибкой не будет – будет недочетом, так как в этом случае неадекватно передан авторский замысел.
Вывод. Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедших событиях выполняют выразительно-изобразительную функцию: они оживляют повествование, актуализируют эпизод.
– Итак, глаголы 1-го лица как знаки авторского присутствия в тексте, формы настоящего времени как художественное средство воссоздания реальности происходящего – реализация авторского замысла актуализации отдельных действий, эпизодов. Есть ли в тексте еще "следы" автора?
Обращаем внимание учащихся на глаголы, которые не факты сообщают (содержательно-фактуальная информативность), а передают чувства (содержательно-концептуальная информативность.) К таким глаголам в тексте относятся "притаился" (спрятался, стараясь быть незаметным), "впились" глазенки (глубоко проникли, до самой души), "просят" глазенки (это взгляд извинительный – обращение с просьбой).
– Обратим внимание: эти глаголы – притаился, впились, просят – передают не только информацию о событии, но и понимание происходящего автором, его оценку. Эти важные глаголы помогают автору донести до читателя (слушателя) основной смысл рассказа. Заяц поразил его человеческим поведением: осмысленность взгляда и позы, стремление к установлению общения – все это в длинноухом зверьке необычно и тронуло охотника. Неожиданное окончание охоты было вызвано не только жалостью к зверьку, но чувством уважения – да! – к смышленому зайцу. Как можно назвать рассказ, чтобы просматривалась основная мысль? (Смышленый заяц.)
Вывод. В тексте важно увидеть "знаки" авторского присутствия и воспроизвести их при репродукции. К "знакам" авторского присутствия относятся:
- формы 1-го лица настоящего времени;
- переносное употребление форм времени с целью выделения эпизодов, действий;
- глаголы содержательно-концептуальные, раскрывающие авторское понимание событий, героев.
Данный фрагмент урока включает еще один компонент – презентацию модели текста "повествование с глаголами в настоящем времени".
2 этап. Целевая установка этапа заключается в формировании умений опознавать глагольные формы настоящего времени в их текстообразующих функциях,обосновывать выбор автором языковых средств в соответствии с замыслом.
Речевой фрагмент № 2
– Определите глагольные формы, которые использованы в данном тексте. Какова их функция?
ПРИТЧА
Голодная лисица увидела виноградную лозу со
свисающими гроздьями и хотела до них добраться,
да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:
"Они еще зеленые!".
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по
причине того, что сил нет, а винят в этом
обстоятельства.
При ответе на вопрос учащиеся называют формы глаголов прошедшего времени совершенного вида (увидела, хотела добраться, не смогла, сказала), которые организуют сюжет повествования, и глаголы настоящего времени (не могут добиться, винят), организующие мораль, то есть фрагмент рассуждения – утверждения истины, всем известного положения. Функция глаголов настоящего времени в притче – текстообразующая.
3 этап. Целевая установка этапа – формирование умения употреблять глагольные формы настоящего времени в их разнообразных функциях в тексте.
Речевой фрагмент № 3
Творческий диктант
Задание: при записи текста с целью оживления повествования введите в рассказ о прошедших событиях глаголы настоящего времени.
ПАСТУХ И ЛИСЕНОК
Старого деревенского пастуха Василия
Ивановича угостили копченым лещом. Когда
пригрело солнце и коровы легли на траву, пастух
расстегнул ворот синей рубашки, снял старую
шляпу, сел на ствол поваленной березы и занялся
лещом. Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым
дымком, золотистая кожа легко отдиралась. Пастух
почмокивал, обсасывал каждую косточку и кидал за
плечо. Вдруг он услышал, что за спиной кто-то
хрустел. Василий Иванович повернулся – лисенок.
И хрустел он лещовыми косточками. Круглые
голодные глаза глядели тревожно, смуглый нос
заострен, вся фигура длинная, тощая, плоская.
Когда пастух повернулся к лисенку, тот отпрянул,
но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на
траву. Лисенок, осторожно придвигаясь, не сводя
глаз с подачки, схватил кусок и проглотил. Так
вместе и пообедали.
(По В. Бочарникову)
На этапе подготовки к творческому диктанту отрабатываем алгоритм способа действия:
1. Составление типологической схемы строения
текста.
2. Определение модели текста:
глаголы-организаторы фрагментов текста.
3. Сопоставление данной модели с заданной.
4. Выбор варианта трансформации, обоснование.
Поэтапное выполнение действий алгоритма организует ход рассуждений учащихся.
Анализ текста
Схема строения текста |
Особенности глагольных форм |
Завязка – Копчёный лещ в подарок | угостили – прош. вр. сов. вид |
Развитие действия: | |
1 шаг – Обед у берёзы | расстегнул, снял, сел, занялся – прош. вр. сов. вид |
– описание леща | был (жирный), попахивал, отдиралась – прош. вр. несов. вид |
– описание действий | почмокивал, обсасывал, кидал – прош. вр. несов. вид |
2 шаг – Неожиданный гость | услышал, повернулся – прош. вр. сов. вид |
– описание лисёнка | хрустел, глядели – прош .вр. несов. вид |
Кульминация – Приглашение к обеду | повернулся, отпрянул, не убежал, кинул, схватил, проглотил – прош. вр. сов. вид |
Развязка – Так и пообедали | пообедали – прош. вр. сов. вид |
Данная модель: повествование в прошедшем времени с описанием в прошедшем времени.
Заданная модель: повествование с глаголами в настоящем времени (так как именно глаголы настоящего времени оживляют повествование.)
Варианты трансформации:
а) можно заменить глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени в одном (двух) эпизодах – “Обед у березы”, “Нежданный гость”, “Приглашение к обеду” с целью актуализации эпизода;
б) глаголы прошедшего времени несов. вида синонимичны глаголам настоящего времени при создании описания, следовательно, с целью оживления повествования можно дать описание леща (или описание действий пастуха) в настоящем времени.
Самые распространенные варианты ученических трансформаций – глаголы настоящего времени в эпизоде “Обед у березы” и в описании действий пастуха.
Сравним ученические варианты трансформации с авторским обоснованием выбора форм настоящего времени в тексте.
Обусловленность употребления настоящего исторического в сочетании с прошедшим временем в данном тексте относится к области актуального членения предложения. Контраст прошедшего времени и настоящего исторического используется для подчеркнутого противопоставления исходного пункта и ядра высказывания (данного и нового). Тем самым достигается особый стилистический эффект пластичного и живого повествования. Данное в тексте представлено прошедшим временем, а новое – настоящим историческим: угостили, сел, занялся, обсасывал и кидал, услышал, повернулся – хрустит, глядит (в части “Нежданный гость”). Во фрагменте “Приглашение к обеду” глаголы-действия лисенка употребить в форме настоящего времени невозможно (отпрянул, не убежал, схватил, проглотил) в связи с необходимостью выразить способ действия, связанный лишь с совершенным видом.
Итак, учащиеся знакомятся с обоснованием выбора форм настоящего времени в тексте, которое связано с актуальным членением предложения. Данное в тексте выражают глаголы прошедшего времени, новое – настоящего времени.
При функциональном подходе к изучению грамматики происходит постепенное становление, усложнение и совершенствование формируемых умений: от умений учебно-языкового типа, связанных со способностью узнавать, различать, группировать глагольные формы в их текстообразующих и выразительно-изобразительных функциях, к коммуникативным умениям обосновывать выбор тех или иных грамматических форм в соответствии с авторским замыслом и воспроизводить глагольные формы в их разнообразных функциях в тексте, который используется в двух аспектах: как база для усвоения единиц языка и речи и как модель семантических типов речи.
Подведем итоги работы по теме "Настоящее время глаголов":
1. Освоены модели текстов:
– повествование с глаголами в настоящем времени;
– повествование с фрагментами рассуждения.
2. Содержание обучения включало:
а) ознакомление с текстообразующими и
выразительно-изобразительными функциями
глаголов настоящего времени;
б) формирование умений определять
текстобразующие функции глаголов настоящего
времени:
– функцию организации сюжета (при смене форм прошедшего времени),
– функцию организации текстовых фрагментов,
– функцию 1-го лица единственного числа как средства реализации категории модальности, а также выразительно-изобразительные функции глаголов настоящего времени;
в) формирование умения обосновывать выбор
глагольных форм авторским замыслом;
г) формирование умений воспроизводить глаголы в
указанных функциях в тексте.