Русский язык
-
Элективный курс по русскому языку "В начале было слово". 5-й класс 2024
Настоящий курс "Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение" предлагается как элективный для учащихся 5-х классов гуманитарного профиля средних общеобразовательных учреждений.
-
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. 9-, 11-е классы 2024
Цели урока: формирование понятия о сложноподчиненном предложении, знаний о структуре СПП, умения находить придаточную часть в СПП и расставлять знаки препинания; развитие орфографической и пунктуационной грамотности.
-
Подготовка к подробному изложению текста Виталия Бианки "Снежная книга". 6-й класс 2024
Цели урока: отработка алгоритма написания подробного изложения текста; актуализация опорных знаний по стилистике; обучение приёмам работы над созданием собственного текста на основе прочитанного или прослушанного.
-
Местоимение как часть речи. 6-й класс 2024
Цели урока: дать представление о местоимении как части речи, об употреблении местоимений в речи, о синтаксической функции местоимений; повторить правописание окончаний прилагательных и глаголов, повторить постановку знаков препинания при однородных членах.
-
Сочинение-рассуждение – особый жанр, непростой вид работы 2024
Сочинение-рассуждение – особый жанр, непростой вид работы. Это творческая, кропотливая, сложная работа, раскрывающая все: и общий уровень развития ученика, и миропонимание, и мироощущение, и нравственность, и культуру. Это глубоко авторское «Я», прочувствованное и продуманное, пропущенное через душу и сердце. И прав был древний философ Сократ, сказав: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Сразу же возникает вопрос: как начать? Сотни лучших образцовых сочинений в Кимах, журналах, методической литературе, но нужно написать свое единственное и неповторимое. Ведь умение писать сочинение приходит только в результате упорного труда и веры в собственные силы. Опыт показывает, что учащиеся затрудняются в неумении начать сочинение.
-
Реализация личностно ориентированного подхода на уроке русского языка при изучении темы «Морфемика. Орфография» 2024
Всем педагогам известна фраза: дети любят учиться, но все дети любят только хорошо учиться. Успех в учёбе — это основа взаимопонимания между педагогом и учащимися. Необходимо, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого процесса обучения и познания нового. Вопрос о повышении качества знаний учеников всегда стоит на первом месте. Профессиональная задача педагога научить учеников применять знания орфограмм на практических занятиях и при выполнении домашних упражнений. Поэтому одним из главных направлений при обучении русскому языку считаем формирование прочных навыков грамотного письма.
-
Изменение имён существительных по падежам 2024
Цель урока: познакомить учащихся с новым грамматическим признаком имени существительного.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка 2024
В современном обществе информационные технологии играют важную роль во всех сферах нашей жизни, включая образование. Они предлагают новые возможности для обучения и изучения различных предметов, включая русский язык. В данной статье рассмотрим вопрос о том, как информационные технологии могут быть использованы на уроках русского языка, чтобы сделать процесс обучения более интерактивным, увлекательным и эффективным.
-
Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе в условиях ФГОС (из опыта работы) 2024
Цель разноуровнего обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
-
Работа с текстом – основа формирования читательской грамотности 2024
Формирование читательской грамотности – это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Развивать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке, но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературы и русского языка. Целью современного учителя должно стать желание научить школьников вдумчивому чтению. Чтобы достичь тех результатов, о которых идет речь в ФГОС ООО, необходимо понимать,какие технологии, методы и приемы учитель может использовать на уроках, чтобы сформировать у обучающихся читательскую грамотность, на что обратить внимание на уроке при самоанализе. В понятие «читательская грамотность» входят термины «текст» и «чтение». Для диагностики читательской грамотности по формату предъявления материала используются следующие типы текстов: сплошные, несплошные, смешанные, составные. На уроках литературы и русского языка читательская грамотность формируется чаще на основе сплошных текстов.
-
Великий и могучий синтаксис 2024
Данный материал основан на отрывках из произведений А.И.Куприна "Олеся", И.А.Бунина "Антоновские яблоки", "Кавказ", М.Горького"Челкаш", "Легенда о Данко", Л.Андреева"Кусака", А.Платонова "Юшка", "Неизвестный цветок", Ф.Абрамова "О чем плачут лошади", Е.Носова "Кукла", "Живое пламя", Ю.Казакова "Тихое утро". Учащимся 9–11-х классов необходимо расставить пропущенные знаки препинания в простых и сложных предложениях, а также можно составить карточки разного уровня сложности. Надеюсь, коллег заинтересует данный материал, взятый автором статьи из прочитанных ранее произведений.
-
От анализа текста к сочинению и изложению 2024
В работе представлены тексты для анализа и даны вопросы для написания изложения по данным текстам и сочинения.
-
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по русскому языку для 8-го класса 2024
Цель проведения коррекционно-развивающей работы: использование процесса обучения русского языка для повышения уровня общего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств; овладение учащимся знаниями по русскому языку, общими методами ее изучения, учебными умениями.
-
Обобщение по теме «причастие и деепричастие». Цех по изготовлению изделий, шедевров 2024
К уроку по русскому языку представлена презентация по теме "Обобщение по теме «причастие и деепричастие»".
-
Разнообразные формы и методы работы со словами c непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 2024
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. А сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным, помочь сформировать у младших школьников навык написания слов, обогатить их словарный запас, развить интерес к родному языку – задача сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
-
Односоставные предложения. 8–11-е классы 2024
Предлагаю материал для учащихся 8–11-х классов по теме "Односоставные предложения", составленный по творчеству С.А.Есенина. Необходимо определить тип односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные,назывные. Данный материал послужит неплохим подспорьем для учителей и учащихся при подготовке к урокам и сдаче Государственных экзаменов. Есенинские строки дают яркий эмоциональный импульс, пробуждают, поддерживают и развивают интерес к изучению русского языка и литературы.
-
Орфография. Задания и упражнения для контроля. 11-й класс 2024
Задания и упражнения для повторения орфографии. Они направлены на развитие орфографической зоркости и повышение грамотности старшеклассников. Данные задания могут быть использованы как при самостоятельной подготовке к экзамену, так и при работе на уроках с учителем или занятиях с репетитором. Упражнения дают возможность многократно в течение года повторять орфографию в системе и видеть свои ошибки, над которыми обязательно надо дополнительно поработать.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Л.Н.Андреев «Кусака». Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека" 2024
Цели урока: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу.
-
Презентация по русскому языку на тему "Глагол как часть речи". 6-й класс 2024
К уроку по русскому языку "Глагол как часть речи" в 6-м классе подготовлена презентация.
-
Конспект урока русского языка по теме «Приёмы сжатия текста. Информационная переработка текста» 2024
Цель урока: научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
-
Изменения в оценочной деятельности учителя для формирования позитивного отношения 2024
Для формирования позитивного отношения необходимы изменения в оценочной деятельности учителя. При использовании балльно-рейтинговой системы ученик, для которого разработан индивидуальный образовательный маршрут, будет понимать, какие его действия могут способствовать повышению итогового балла, а соответственно и отметки. При систематическом использовании такого подхода сформируется мотивация к учебной деятельности и позитивное отношение к процессу обучения в целом.
-
Приемы обучения слабоуспевающих учащихся при изучении раздела «Лексика» в 5-м классе 2024
Актуальная проблема школьного обучения – процесс приобретения знаний школьниками и формирование на этой базе практических умений и знаний. Практическая направленность в обучении лексике тем более важна, что изучение лексики является ключом к выработке точной, грамотной и выразительной речи. Эта непростая задача усложняется, если в классе есть достаточный процент низкомотивированных (слабоуспевающих) учащихся.
-
Практикум "Одна и две буквы Н в отымённых прилагательных" 2024
Для закрепления темы "Одна и две буквы Н в отымённых прилагательных" предлагается рабочий лист с заданиями.
-
Готовимся к олимпиаде по русскому языку 2024
Предлагаем вашему вниманию задания по разным разделам русского языка. Это задания повышенной сложности, они могут быть использованы для подготовки к олимпиадам по русскому языку или в рам ках элективных курсов русского языка, а также во внеклассной, индивидуальной работе с филологически одаренными детьми. Наличие ключей к задачам в виде подробного, развернутого ответа на вопрос дает возможность учителю предложить этот материал школьникам старших классов для самостоятельной работы.
-
Роль деепричастий в художественном произведении 2024
Цель урока: сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях.
-
Урок русского языка "Строение сложноподчиненного предложения". 9-й класс 2024
Цели урока: актуализация знаний о строении сложноподчинённых предложений (СПП); закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по отношению к главному предложению; отработка умения конструировать и использовать в речи СПП; отработка умения составлять схемы СПП; отработка умения характеризовать предложения.
-
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5–9-х классов 2024
бучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Средства выразительности речи в стихотворениях о матери" 2023
Цель урока: раскрыть своеобразие представлений образа матери в лирике народов России; на примере стихотворений закрепить знания учащихся о тропах, их роли в поэтической речи.
-
Совершенствование устной речи школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС 2023
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта является речь. Речь появляется в раннем детстве в виде отдельных слов, затем, с возрастом, она постепенно обогащается. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи – важная задача учебного процесса.
-
Развитие орфографической зоркости у обучающихся среднего звена 2023
Не секрет, что среди всех школьных предметов русский язык является одним из самых трудных. Казалось бы, ребенок с детства овладевает родным языком, но, с другой стороны, это сложная дисциплина, овладение которой требует большого труда. Итак, как же сформировать у учеников орфографическую зоркость? Она развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний), при вдумчивом чтении, при написании диктантов, при осложненном списывании. Важно, чтобы ребята сами стремились выработать орфографическую зоркость.