Исследовательская работа "Фразеологизмы в речи современных школьников"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Ключевые слова: фразеологизмы, фразеологический оборот, Фразеология


Выполнил работу:
Пирогов Константин,
ученик 2 класса

Руководитель проекта:
Юдина О.Г.,
классный руководитель 2 класса

Введение

Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, человек в своей речи использует фразеологизмы. Фразеологизмы в русском языке в повседневной речи употребляются достаточно часто. Порой люди не замечают, что произносят эти устойчивые выражения - настолько они привычны и удобны. Употребление фразеологизмов придает речи живость и красочность.

Мы решили исследовать фразеологизмы и попытаться понять, насколько часто встречаются они в речи, что они обозначают. Исходя из этого, у нас возникли вопросы:

  1. Все ли ребята знают что такое фразеологизмы?
  2. Знают ли ребята нашего класса значение популярных фразеологизмов?
  3. Существует ли фразеологизмы, которые употребляется чаще других?

И мы решили заняться поиском ответа на этот вопрос, поэтому и выбрали тему своей проектной работы: «Фразеологизмы в речи современных школьников».

Актуальность темы: в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие школьники даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их точного значения.

Цель работы:

  • Выяснить, как используют фразеологизмы ученики.
  • Помочь в изучении фразеологизмов в моей школе.
  • Составить словарь фразеологизмов для дальнейшего использования.

Объект исследования: устная речь и материалы анкетирования второклассников, шестиклассников и учителей.

Предмет исследования: фразеологизмы.

Задачи для достижения указанной:

  • произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  • исследовать фразеологизмы, встречающиеся в нашей речи;
  • провести анализ и узнать значение наиболее часто употребляемых фразеологизмов;
  • провести опрос учащихся на предмет использования и понимания фразеологизмов.

Гипотеза: мы предполагаем, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • сбор информации;
  • опрос-анкетирование;
  • наблюдение;
  • исследование.

Вид проекта: исследовательский, краткосрочный.

Проверка гипотезы: собрав информацию о фразеологизмах, проведя исследования и наблюдения, я создал «Фразеологический словарь». На мой взгляд, данный материал помогает изучить не только русский язык, но историю, традиции, обычаи русского и других народов.

I. Основная часть

1.1. Что такое фразеологизмы?

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Например, бить баклуши - «бездельничать»; за тридевять земель - «далеко». В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде. Фразеологизм в целом является одним членом предложения.

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека - его отношение к труду (например, золотые руки, бить баклуши), отношение к другим людям (например, закадычный друг, медвежья услуга), личные достоинства и недостатки (например, не теряет головы, водить за нос) и др.

Они используются в обыденной жизни, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

Существует раздел языкознания, который посвящен изучению фразеологического состава языка - фразеология.

1.2. Признаки фразеологизмов

1) Содержит не менее двух слов.

Во фразеологизме всегда как минимум два слова. Если мы видим одно слово в необычном значении, это не фразеологизм. Например, в предложении «Студент летел по коридору» нет фразеологизма, а слово лететь употреблено в переносном смысле.

2) Имеет устойчивый состав.

Если мы видим словосочетание, которое похоже на фразеологизм, необходимо проверить, можно ли заменить одно из слов этого словосочетания на другое. Например, в словосочетании «дырявая крыша» каждое слово можно свободно заменить: дырявая кофта, черепичная крыша, - причем оставшееся слово сохранит свое значение. А если заменить какое-либо слово во фразеологизме «золотые руки», получится бессмыслица, например, золотые ноги, серебряные руки. Можно сказать, «умелые руки», - но слово умелые в этом случае будет употреблено в прямом смысле.

Если одно из слов в составе словосочетания можно заменить на очень ограниченный набор других слов (страх берёт, тоска берёт), то вероятнее всего, это фразеологическое сочетание.

3) Не является названием.

Географические названия, названия учреждений и другие названия не являются фразеологизмами (Большой театр, «Красная стрела», Мертвое море).

1.3. Фразеологизмы в других языках

Фразеологизмы существуют во многих языках мира. Часто фразеологизм является достоянием только одного языка, но, несмотря на, это они схожи по смыслу, например,

Русский язык

Иностранные языки

Ждать у моря погоды.

Дожидаться зайца под деревом. (Китайский язык)

Делать из мухи слона.

Делать из комара верблюда (Чешский язык)

Обманывать самого себя.

Красть колокольчик, затыкая себе уши. (Китайский язык)

Не видеть дальше своего носа.

Глаза мыши - видят только на вершок вперёд. (Китайский язык)

Белая ворона.

Баран на пяти ногах. (Французский язык)

Вилами на воде писано.

Это ещё не в кармане. (Французский язык)

Душа ушла в пятки.

У него голубой страх. (Французский язык)

Купить кота в мешке.

Купить свинью в мешке. (Английский язык)

Собаку съел

Он в этом большой мастер. (Немецкий язык)

II. Практическая часть

2.1. Результаты исследования анкет учащихся

К сожалению, в школьной программе УМК «Школа XXI века» на знакомство с фразеологизмами, отведено слишком мало времени. Мы решили выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у моих одноклассников. Для этого провел анкетирование с помощью специально разработанных вопросов.

В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 2 и 6 классов, в количестве 34 человек.

Цель анкетирования - выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи.

Учащимся были предложены вопросы:

1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет)

Мы выяснили, что большая часть опрошенные детей знают, что такое фразеологизмы.

2. Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Да, нет)

Анализ ответов показал, что из 34 учащихся в речи фразеологизмы не используют только 6.

3. Дописать следующие фразеологизмы: делать из мухи слона, не в своей тарелке, считать ворон, бросать слова на ветер.

Следует отметить, что из 23 учащихся 2-го класса 3 человека не смогли дописать ни одного фразеологизма. А среди 6го класса - из 11 человек 2. Наибольшее затруднение у всех детей вызвали фразеологизмы «бросать слова на ветер» и «не в своей тарелке».

4. Найди в тексте фразеологизмы:

У Кати с утра болела голова. Она весь вечер делала с Леной проект и очень переживала, что не успеет всё сделать вовремя. А валить всё с больной головы на здоровую она не любила.

Мама, провожая её в школу, спросила, почему Катя выглядит расстроенной. «Мамуль, не бери в голову», - ответила девочка. - «Просто так много дел сегодня, что голова кругом идёт. И как мне всё успеть?».

Результаты данного задания показали, что среди второклассников с заданием на 100% не справился ни один ученик. Среди шестиклассников результаты оказались выше - из 11 детей с задание справились 5 человек.

Где вы встречаете фразеологизмы? (Дома, в школе, в речи, затрудняюсь ответить).

Опрос показал, что чаще всего дети встречаются с фразеологизмами на уроках в школе и в речи родителей.

2.2. Результаты исследования анкет учителей

Нам захотелось выяснить, а как относятся к фразеологизмам учителя нашей школы. Для этого провели анкетирование с помощью специально разработанных вопросов. В опросе участвовали 11 учителей, работающих в 1-11 классах.

Учителям следовало ответить на вопросы:

1. Употребляете ли Вы фразеологизмы во время учебного процесса?
а) да
б) нет
в) редко

На данный вопрос все учителя единогласно ответили утвердительно.

2. Как Вы считаете, понимают ли ученики смысл употребляемых Вами фразеологизмов?
а) понимают;
б) не понимают;
в) не всегда понимают;

Из диаграммы мы видим, что большинство учителей считают, что ученики не понимают значение, сказанных ими фразеологизмов.

3. Укажите какие из указанных ниже фразеологизмов употребляете на уроках чаще всего.

В результате анализа данного вопроса мы попросили выделить 10 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей. Самыми «популярными» оказались - «считать ворон», «витать в облаках», «медвежья услуга» и менее «валять дурака», «засучив рукава».

В ходе проведённых исследований также выяснилось, что не все ученики верно могут объяснить значение фразеологизмов, не знают где они используются и редко используют их в речи. Многие учащиеся слышали крылатые фразы, но не знают их значения, а некоторые из них вовсе никогда не слышали. А вот учителя нашей школы в работе с детьми часто употребляют в своей речи фразеологизмы.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках русского языка и литературного чтения изучению фразеологизмов уделяется мало внимания. А ведь они выражают сущность довольно сложных явлений, делают речь более яркой и эмоциональной. Несомненно, фразеологических оборотов в русском языке огромное количество. В этом можно убедиться, открыв любой фразеологический словарь.

Мы пришли к выводу, что для того, чтобы ребята лучше знали русский язык, могли употреблять в своей речи фразеологизмы, им необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы, с какой целью мы их употребляем, происхождение и значение некоторых фразеологизмов. Нам захотелось заинтересовать ребят, чтобы они чаще употребляли фразеологизмы в своей речи, поэтому мы создали презентацию «Мир фразеологизмов» и познакомили с ней ребят на практикуме по русскому языку. Мы отметили положительный результат от проделанной работы.

2.3. Создание фразеологического словаря

Мы решили создать свой словарь фразеологизмов, такой словарь можно предложить школьникам для использования. В словаре будет разъясняться значение фразеологизмов. Для словаря были выбраны наиболее часто встречающиеся в повседневной речи фразеологизмы, значение которых будет интересно узнать школьникам. Так же в словарь были добавлены фразеологизмы, которые при анкетировании вызвали трудности у большинства детей.

После изготовления, словарь был распечатан и предложен ребятам в классе для ознакомления. Наш словарь привлёк внимание ребят в классе.

Заключение

Работая над этой темой, я получил более полное представление о фразеологизмах, научился находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи.

Также я научился работать со словарями, использовать информацию из интернета.

Я пришел к выводу, что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной. Изучая эту тему, я узнал много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях, обычаях.

Цель исследовательской работы достигнута:

  1. Выяснил, как используют фразеологизмы ученики.
  2. Помог в изучении фразеологизмов в моей школе с помощью презентации.
  3. Составил словарь фразеологизмов для дальнейшего использования.
Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена - фразеологизмы действительно украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой. В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.

Приложение