Нейропсихологические приемы на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Логопедия, Инклюзивное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


«Нет детей, которые хотели бы учиться плохо.»

Презентация

Не зная законов развития детского мозга, современному учителю невозможно результативно преподавать. Сегодня мы с вами поговорим о приемах, которые можно использовать на уроках русского языка в 5-9 классах.

Нейропсихология - наука о мозговой организации психических процессов

Предмет детской нейропсихологии - изучение формирования и развития психики детей на каждом возрастном этапе в зависимости от развития и созревания анатомических структур головного мозга.

Нейропедагогика - наука о дифференциальном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика.

Поэтому для того, чтобы подготовиться качественно к уроку нужно представлять, что нужно для того, чтобы начать писать. Для этого нужно:

  1. быть бодрствующим, достаточно сконцентрированным, но не перевозбуженным (энергетический фактор)
  2. нужно поставить себе цель, написать текст и проверить его в процессе письма (функция программирования и контроля)
  3. анализировать звуки речи, различать звуки речи между собой (слуховое восприятие)
  4. узнавать буквы, уметь различать буквы (зрительное восприятие)
  5. ориентироваться на листе бумаги, уметь найти нужную сторону и межстрочное пространство, различать, куда повернута буква или цифра (пространственное восприятие)
  6. иметь моторный образ буквы, понимать, куда и как в данный момент двигается рука с ручкой, верно считывать свои телесные ощущения (кинетическое восприятие)
  7. уметь переключаться во время письма с одного элемента моторной программы к другому (серийная организация движений и навыки переключения)

Мы с вами затронули 7 функций для того, чтобы ребенок просто начал писать. Если выпадет хоть одно звено, система перестанет работать. Поэтому для того, чтобы качественно подготовить урок помимо знания методики, знания русского языка надо учитывать нейропсихологические особенности. Надо работать над стабилизацией межполушарного взаимодействия, чем лучше они развиты, тем лучше будет обрабатываться информация. Кроме того, ребенку надо научиться контролировать свои действия. Итак, предлагаю ряд упражнений, которые могут разнообразить ваши уроки:

Цель дыхательных упражнений:

  • Восстановление нормального дыхания
  • Усиленное снабжение кислородом всех органов и тканей организма
  • Оптимизация газообмена и кровообращения
  • Вентиляция всех участков легких
  • Массаж внутренних органов
  • Оптимизация тонуса мышц
  • Снижение возбудимости
  • Улучшение общего состояния ребенка
  • Развитие саморегуляции и самоконтроля

Их можно делать в любой части урока. Дыхательные упражнения нужны не только для переключения, но и для улучшения кровообращения. За счет глубокого дыхания поступает больше кислорода в кровь, и мозг становится более активным. Если есть дети с эпилепсией, то эти упражнения надо делать аккуратнее и не заставлять такого ребенка глубоко дышать.

Учим детей дышать правильно через нос так, чтобы живот надулся, и затем выдыхаем через рот. И это делается либо на счет, либо на команду. Давайте попробуем, откиньтесь на спинку стула, ноги поставьте ровно, вдыхаем носом так, чтобы живот надулся, одну руку можно положить на грудную клетку, вторую - на живот. И вдыхаем носом, живот надувается, а мы потом выдыхаем через рот. А теперь попробуйте на счет: вдохнули, задержали дыхание, выдохнули, задержали дыхание. Это четырехфазное дыхание считается базовым. После того, как вы научили ребенка дышать, то можно усложнять, вы можете устроить, кто дольше протянет гласную на выдохе. Еще можно договориться, что по вашему хлопку дети меняют гласную, можно написать их на доске и просто указывать. Во-первых, мы снабдили мозг кислородом, во-вторых, мы поработали над вниманием и переключением. В-третьих, мы меняем рецепторы восприятия, сначала похлопали, затем указали, сначала слуховое, потом зрительное восприятие. Когда у вас сложная тема и для того, чтобы ребенок отдохнул.

Цель глазодвигательных упражнений:

  • Повышение энергетического потенциала мозга.
  • Расширение поля зрения, чтобы не возникало тоннельного зрения.
  • Улучшение восприятия.
  • Активизация процессов обучения (собирают информацию, выстраивают систему образов).
  • Развитие саморегуляции и самоконтроля.

Мы можем рисовать круги по часовой стрелке, можем - против часовой, можем рисовать крестик, вверх-вниз, влево-вправо, но все должно быть по команде учителя. В Интернете много упражнений для глаз, например, Солнышко, хочу Вас предостеречь, что делаем их медленно, поэтому не надо делать быстрые движения, а Солнышко движется очень быстро и хаотично, это должны быть лучше всего круги, восьмерки и движения жиры должны быть очень медленными. Для детей с эпилепсией быть осторожными.

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ

Колечки

Начинаем с простого, потом усложняем: большой-мизинчик, большой-указательный. Затем пробуем это соединить либо со скороговоркой, либо со стихом. Можно любое правило положить на эти движения.

Почему мы говорим про нейропсихологию, нам нужно, чтобы соединились движения рук, рта и глаз. Мы обязательно должны работать в связке. Мы делаем пальчиками, смотрим и проговариваем.

Коза-зайка

Его можно делать в течение всего года, усложняя или добавляя что-то новое. Усложняем хлопками, затем хлопок, плечи, колени и поменяли. Каждый раз мы усложняем.

Нолик-крестик

Также усложняем.

    Фига-во
  • Клешня краба
  • Паучок

Можно со скороговоркой, только существительные, только прилагательные. Работает до 8 класса.

    Клоп
  • Мини-объятья
  • Мини-кружки
  • Мини-хлопки
  • Стучим-гладим

Когда у детей сложное задание на правописание орфограммы, те, кто был неправ стучим себя по голове и гладим себя по животу

    Стучим-пилим
  • Стульчик
  • Столик
  • Честь-во
  • Капитан
  • Квадрат-треугольник
  • Большой мизинец
  • Кружочки

На этих физкультминутках развиваем моторику рук

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

Палец-кулак

Вы детям показываете палец, а они вам кулак. И наоборот. Кто-то не сможет перестроиться. Вы увидите таких детей.

Нос-пол-потолок

Вы говорите не то, что показываете. Но детям нужно показать то, что вы говорите. Детям нужно разграничить зрительный образ и слуховой.

Запретное движение

Вы договариваетесь, что какое-то движение или запретное слово надо проявить реакцию, например, хлопнуть в ладоши. Сложно даже самим запомнить не то, чтобы детям.

  • Запретная буква
  • Необычный счет

Для переключения детей, проговаривание цифр в обратном порядке

  • Волшебное слово
  • Муха

На развитие пространственного восприятия.

На эти игры хорошо ложится топ-хлоп. Если согласование - топаем, управление - топаем и т.д. в эту категорию можно включать слова, которые в эту категорию не входят. Мы развиваем самоконтроль ученика. Для этого должна быть система поощрения и наказания.

С одной программы ребенку нужно переключиться на другую, с одного движения на другое

Они нужны, чтобы мозг скоорденированно работал. Эти упражнения можно делать в любой момент. Сергей Копылов занимается данными упражнениями.

БУМАЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКЕ

В них можно играть на индивидуальных занятиях и в классе:

Ерундопель: дается слово на лицевой стороне, нужно определить его значение, на обратной стороне написано его значение. Можно вывести слово, три его разных варианта значения и ребенок должен выбрать один из вариантов.

Орфограф та же система. Правильные и неправильные варианты, надо выбрать.

Интересные игры:

  1. Орфографический фоторобот
  2. Орфоргафический этюд
  3. Падежи на виражах
  4. Словарные слова

Игры Татьяны Барчан.

Следящая Диагностика

Когда мы ведем уроки, мы видим, как ведут себя дети, насколько быстро они утомляются, насколько им хватает держать внимание

Работоспособность, утомляемость, по определению нейропсихолога, Ахутиной, называется следящей диагностикой. И если вы понимаете, что ребенок очень быстро устает, что если ему сложно удерживать внимание, если он двигательно беспокойный, все время у него что-нибудь падает, поэтому вы можете родителям порекомендовать обратиться к нейропсихологу, либо к психологу, либо к неврологу, так как скорее всего проблема с утомлением связана не с воспитанием, а с проблемами медицинского характера. Остальные проблемы, которые мы можем увидеть: ориентация в пространстве, ориентация на листке бумаги, зеркальность буквы, большие - маленькие буквы, некрасивый почерк, это тоже момент, на который надо заострить внимание. Советую почитать книгу Ахутиной «Нейропсихолог в школе», в которой описана подробно следящая диагностика и даны рекомендации, что делать учителю, если в классе появляются такие дети. Лучше всего, когда с такими детьми работают специалисты: неврологи, психологи, логопеды, дефектологи. Но бывают ситуации, когда таких специалистов нет, и вся нагрузка ложится на учителей. И учителя должны учитывать в своей работе:

  • Темп работы учащихся
  • Гиперактивность, двигательную и речевую расторможенность
  • Внимательность, организованность и следование инструкциям.
  • Быстроту включения в работу.
  • Импульсивность

Способы активации деятельности учащихся:

  • Организация начала урока
  • Режим нагрузок
  • Физкультминутки
  • Повышение учебной мотивации
  • Эмоциональность
  • Внимание к позе и осанке ребенка
  • Стимуляция активности
  • Переключение деятельности
  • Карточки для самостоятельной работы

Алгоритм грамотного письма.

Чтобы ребенок грамотно писал, нужно, чтобы работали все зоны головного мозга.

  1. Учитель читает предложение, как обычно читают в классе.
  2. Учитель читает предложение так, «как пишется»: четко проговаривая каждый звук.
  3. Ученик проговаривает предложение так, «как пишется».
  4. Учитель читает предложение по частям (обычным образом), а ученик пишет, синхронно, проговаривая.
  5. Первая проверка: ученик проверяет, читая вслух, помогая себе ручкой, «Не торопиться!». Цель - прочитать то, что написано.
  6. Вторая проверка: доказать, вслух каждую букву, которая требует доказательства, и подчеркнуть ее.
  7. Прочитать предложение выразительно, «как со сцены», делая нужные паузы. Объяснить знаки препинания (или их отсутствие).

Задания, которые можно использовать на уроках русского языка

  1. Найдите зашифрованные слова.
  2. Найди слова среди строчки букв.
  3. Задание на внимание: ц - цвет фигуры, ф - форма фигуры, р - размер фигуры, вертикальная линия - хлопнуть в ладоши.
  4. Нейропсихологический алфавит
  5. Реши пример
  6. Прочитайте закодированный текст
  7. Назовите цвет слова
  8. Угадай животное
  9. Выпиши буквы, которые встречаются один раз.

Надо часто менять задания, чтобы ребенок переключался.

  1. https://dzen.ru/video/watch/643641e062371b60e5e88b80
  2. https://dzen.ru/video/watch/60655da890a39866e4c9a939
  3. https://vk.com/doc3206699_642656326?hash=8NvPsTF6TAV8Jzm
    VUeFnAmLSU0vdtQJi3r2tLTtOhnL&dl=V2NI1MPf2DFsZldujAgtfZ6yL9yF86y2lQ8y5djholz
  4. https://rosuchebnik.ru/material/neyropsikhologicheskie-priemy-v-pomosch-uchitelyu/
  5. https://mogu-pisat.ru/stat/gost/?ELEMENT_ID=2163453
  6. https://bestbabyclub.ru/neuropsychology/
  7. https://rosuchebnik.ru/material/neyropsikhologicheskie-priemy-v-pomosch-uchitelyu/
  8. https://www.youtube.com/watch?v=8OkkMuwz1Y4
  9. https://mogu-pisat.timepad.ru/event/635470/
  10. https://www.youtube.com/live/6DpzeTeWVlk?si=9bdPsaE6oW75-Wi_
  11. https://rutube.ru/video/4800c10b67181f335db3ce23c1d59fbe/
  12. https://rutube.ru/video/4800c10b67181f335db3ce23c1d59fbe/
  13. https://foxford.ru/groups/116918