Работа с нелинейными текстами как способ формирования читательской грамотности

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: Функциональная грамотность, читательская грамотность


Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике сравнительно недавно - примерно в 70-е годы XX века. Но с каждым годом о функциональной грамотности говорят всё больше. И это логично: мир стремительно наполняется информацией, и чтобы жить в сложной и «быстрой» реальности, современным школьникам требуются новые компетенции.

Прежде всего, ученик должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, важное от второстепенного, проверять факты, анализировать, обобщать и - что очень важно - перекладывать на собственный опыт. Перед учителем стоит задача: научить детей ориентироваться в потоке информации, воспитать функционально грамотную личность - человека, умеющего жить среди людей, самостоятельного, «познающего», то есть личность, овладевшую ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, предметной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностной (самосовершенствование).

Таким образом, функциональная грамотность - способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [3, с.27].

Составляющие функциональной грамотности:

  • Читательская грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Креативное мышление
  • Глобальные компетенции

Читательская грамотность неслучайно поставлена на первое место. В её основе лежит умение работать с текстами, что является необходимым условием для формирования всех составляющих функциональной грамотности. А все, что нас окружает, и есть текст, от билета в кинотеатр до художественного произведения.

Необходимость формирования читательской грамотности вызвано проблемой - у обучающихся недостаточно сформированы умения работы с текстом:

  • неумение вычленить главную информацию в тексте;
  • неумение работать с неявно заданной, скрытой, косвенной информацией;
  • неумение найти связь предложений в тексте;
  • неумение анализировать структуру текста;
  • неумение анализировать информацию условия задачи;
  • неумение извлечь необходимую информацию для решения задачи и ответа.

Устранение данных проблем является основой формирования читательской грамотности.

Читательская грамотность ─ способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать поставленные цели, расширять свои знания и возможности, успешно участвовать в социальной жизни.

К сожалению, заданий, которые развивают функциональную грамотность, не так много в школьных учебниках. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, необходимо учитывать много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов, в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для их решения, но будут интересны в принципе. Также стоит отметить, что научить школьников работать с информацией очень важно, при этом каждый год количество таких приемов должно увеличиваться и усложняться для достижения более высокого образовательного уровня. Условно можно обозначить следующие уровни:

  • 1 уровень - низкий уровень элементарных знаний;
  • 2 уровень - применение в простейших не учебных ситуациях;
  • 3 уровень - использование для получения новой информации;
  • 4 уровень - анализ и выдвижение собственных гипотез.

Для повышения образовательного уровня предназначена работа с нелинейным текстом - одним из способов формирования и развития читательской грамотности, основного компонента функциональной грамотности.

Какой текст называется «нелинейным», или «несплошным»?

Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».

Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:

1. Графики и диаграммы (графики температуры, уборки, проветривания, работы специалистов, распространения вируса в мире, курсы валют и др.).

2. Таблицы (расписание движения автобусов (фильмов, уроков), таблица данных, прайс, классный журнал и др.).

3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика и др.).

4. Другие информационные объекты, такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.

К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:

  • нетрадиционное представление информации (непоследовательное);
  • наличие в тексте визуальных акцентов;
  • составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).

Очень часто различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее даются на уроках только в качестве иллюстраций явлений, законов, правил, теорий и понятий. Необходимым условием является, чтобы требовалось осмысление их формы.

Работа с «нелинейным текстом» имеет свой алгоритм, в который входят как обязательные, так и необязательные компоненты:

  • «чтение» текста;
  • выделение главной мысли текста;
  • понимание содержания текста;
  • интепретация текста;
  • преобразование текстовой информации;
  • применение информации в изменённой ситуации;
  • критическое оценивание информации.

Примеры «нелинейных текстов» и организация работы с ними

1. «Облако слов»

Сервисов по генерации облака из слов в интернете существует предостаточно. «Облако слов» не просто интернет-безделица, а замечательный помощник учителю на уроке. Задание, предлагаемое детям в такой необычной форме, отлично мотивирует их к учебной деятельности. Особенно удачно складывается групповая и парная работа. «Облако слов» учитель может использовать для проверки знаний учащихся, а также предложить как задание - создание собственного «облака».

Рис.1. Пример «облака слов» (сгенерировано на сайте: https://wordscloud.pythonanywhere.com/)

Этот нестандартный прием можно использовать на любом этапе уроке.

Примеры наполнения «облака слов»:

  1. «Угадайте автора и название произведения» - в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
  2. «Соберите стихотворение» - включаются слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
  3. «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» - дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
  4. «Соберите имена героев» - учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
  5. «Составьте предложения или рассказ» - используется как можно больше слов из облака;
  6. «Реконструкция текста» - текст с пропусками, который необходимо восстановить на основе облака.
  7. Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Ученики при работе с учебником или дополнительной литературой по предложенной теме выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа.

В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.

2. «Билет»

Много возможностей дает использование обычных проездных билетов. Их можно использовать на уроках математики, русского языка, географии и др.

Рис. 2. Проездной билет (из личного архива)

Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:

  1. На каком транспорте путешествует пассажир?
  2. В каком направлении едет пассажир?
  3. Какой номер маршрута автобуса?
  4. Какова стоимость билета?
  5. Какое место занимает пассажир?
  6. Укажите дату и время отправления автобуса?

Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:

  1. Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?
  2. Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
  3. Какие услуги включены в стоимость проезда?

Вопрос для интерпретации и обобщения информации:

  1. Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел Х пассажир, а вместимость автобуса составляет N места?

Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:

  1. Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.

Много ключевых умений работы с текстом приобретается при организации «чтения» билета в театр, на кинофильм, в музей и пр.

Рис. 3. Билет в Михайловский театр, г.Санкт-Петербург (из личного архива)

Ключевые умения работы с текстом:

  1. Анализировать структуру текста
  2. Вычленять главную информацию в тексте
  3. Оценивать достаточность представленной информации
  4. Работать с неявно заданной информацией
  5. Извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос.
  6. Устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию

Текст афиш также даёт широкие возможности для составления заданий, направленных на формирование читательской грамотности.

Рис.4. Афиша с официального сайта Сургутского музыкально-драматического театра (https://surgutteatr.ru/)

Примеры работы с нелинейными текстами учебника «Русский язык» из УМК Рыбченковой Л.М.

Исследовательский характер заданий и упражнений дает возможность ученику в большей степени самостоятельно проводить наблюдения над конкретным языковым материалом, решать лингвистические задачи, делать обобщения и выводы.

1. Задание: рассмотрите иллюстрации. Какой проблеме они посвящены? Обучающиеся составляют тексты.

Рис.5. Иллюстрация из учебника «Русский язык» УМК Рыбченковой Л.М.

2. Правило дано в виде таблицы, на основе сведений в ней обучающиеся «нелинейный текст» превращают в «линейный».

Рис.6. Иллюстрация из учебника «Русский язык» УМК Рыбченковой Л.М.

3. Работа со схемами. Чтение схем.

Рис.7. Иллюстрация из учебника «Русский язык» УМК Рыбченковой Л.М.

4. Нелинейными текстами являются и комиксы, так любимые детьми.

Рис.8. Иллюстрация из учебника «Русский язык» УМК Рыбченковой Л.М.

  1. Какой вид текста перед нами?
  2. Докажите, что данный текст - это комикс?
  3. Чему обрадовались котята?
  4. Как ты думаешь почему?
  5. Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?

Таким образом, особенности нелинейного текста позволяют:

  • читать текст непоследовательного (т.е. не по порядку от начала и до конца);
  • работать с разными компонентами текста отдельно;
  • использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;
  • применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;
  • преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;
  • использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;
  • использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;
  • обучать интерпретации текста.

Список литературы

  1. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение //Известия Алтайского государственного университета. -2013. -2-2(78). - С. 13-17.
  2. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.): в 2 ч. - Ч. 1 / под ред. И.В.Усачевой. - М., 2002.
  3. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. // Отдел оценки качества общего образования ИСМО РАО. - 2010 (http://www.centeroko.ru)