Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике сравнительно недавно - примерно в 70-е годы XX века. Но с каждым годом о функциональной грамотности говорят всё больше. И это логично: мир стремительно наполняется информацией, и чтобы жить в сложной и «быстрой» реальности, современным школьникам требуются новые компетенции.
Прежде всего, ученик должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, важное от второстепенного, проверять факты, анализировать, обобщать и - что очень важно - перекладывать на собственный опыт. Перед учителем стоит задача: научить детей ориентироваться в потоке информации, воспитать функционально грамотную личность - человека, умеющего жить среди людей, самостоятельного, «познающего», то есть личность, овладевшую ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, предметной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностной (самосовершенствование).
Таким образом, функциональная грамотность - способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [3, с.27].
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции
Читательская грамотность неслучайно поставлена на первое место. В её основе лежит умение работать с текстами, что является необходимым условием для формирования всех составляющих функциональной грамотности. А все, что нас окружает, и есть текст, от билета в кинотеатр до художественного произведения.
Необходимость формирования читательской грамотности вызвано проблемой - у обучающихся недостаточно сформированы умения работы с текстом:
- неумение вычленить главную информацию в тексте;
- неумение работать с неявно заданной, скрытой, косвенной информацией;
- неумение найти связь предложений в тексте;
- неумение анализировать структуру текста;
- неумение анализировать информацию условия задачи;
- неумение извлечь необходимую информацию для решения задачи и ответа.
Устранение данных проблем является основой формирования читательской грамотности.
Читательская грамотность ─ способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать поставленные цели, расширять свои знания и возможности, успешно участвовать в социальной жизни.
К сожалению, заданий, которые развивают функциональную грамотность, не так много в школьных учебниках. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, необходимо учитывать много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов, в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для их решения, но будут интересны в принципе. Также стоит отметить, что научить школьников работать с информацией очень важно, при этом каждый год количество таких приемов должно увеличиваться и усложняться для достижения более высокого образовательного уровня. Условно можно обозначить следующие уровни:
- 1 уровень - низкий уровень элементарных знаний;
- 2 уровень - применение в простейших не учебных ситуациях;
- 3 уровень - использование для получения новой информации;
- 4 уровень - анализ и выдвижение собственных гипотез.
Для повышения образовательного уровня предназначена работа с нелинейным текстом - одним из способов формирования и развития читательской грамотности, основного компонента функциональной грамотности.
Какой текст называется «нелинейным», или «несплошным»?
Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».
Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:
1. Графики и диаграммы (графики температуры, уборки, проветривания, работы специалистов, распространения вируса в мире, курсы валют и др.).
2. Таблицы (расписание движения автобусов (фильмов, уроков), таблица данных, прайс, классный журнал и др.).
3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика и др.).
4. Другие информационные объекты, такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.
К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:
- нетрадиционное представление информации (непоследовательное);
- наличие в тексте визуальных акцентов;
- составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).
Очень часто различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее даются на уроках только в качестве иллюстраций явлений, законов, правил, теорий и понятий. Необходимым условием является, чтобы требовалось осмысление их формы.
Работа с «нелинейным текстом» имеет свой алгоритм, в который входят как обязательные, так и необязательные компоненты:
- «чтение» текста;
- выделение главной мысли текста;
- понимание содержания текста;
- интепретация текста;
- преобразование текстовой информации;
- применение информации в изменённой ситуации;
- критическое оценивание информации.
Примеры «нелинейных текстов» и организация работы с ними
1. «Облако слов»
Сервисов по генерации облака из слов в интернете существует предостаточно. «Облако слов» не просто интернет-безделица, а замечательный помощник учителю на уроке. Задание, предлагаемое детям в такой необычной форме, отлично мотивирует их к учебной деятельности. Особенно удачно складывается групповая и парная работа. «Облако слов» учитель может использовать для проверки знаний учащихся, а также предложить как задание - создание собственного «облака».
Рис.1. Пример «облака слов» (сгенерировано на сайте: https://wordscloud.pythonanywhere.com/)
Этот нестандартный прием можно использовать на любом этапе уроке.
Примеры наполнения «облака слов»:
- «Угадайте автора и название произведения» - в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- «Соберите стихотворение» - включаются слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» - дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- «Соберите имена героев» - учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
- «Составьте предложения или рассказ» - используется как можно больше слов из облака;
- «Реконструкция текста» - текст с пропусками, который необходимо восстановить на основе облака.
- Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Ученики при работе с учебником или дополнительной литературой по предложенной теме выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа.
В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.
2. «Билет»
Много возможностей дает использование обычных проездных билетов. Их можно использовать на уроках математики, русского языка, географии и др.
Рис. 2. Проездной билет (из личного архива)
Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:
- На каком транспорте путешествует пассажир?
- В каком направлении едет пассажир?
- Какой номер маршрута автобуса?
- Какова стоимость билета?
- Какое место занимает пассажир?
- Укажите дату и время отправления автобуса?
Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:
- Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?
- Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
- Какие услуги включены в стоимость проезда?
Вопрос для интерпретации и обобщения информации:
- Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел Х пассажир, а вместимость автобуса составляет N места?
Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:
- Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
Много ключевых умений работы с текстом приобретается при организации «чтения» билета в театр, на кинофильм, в музей и пр.
Рис. 3. Билет в Михайловский театр, г.Санкт-Петербург (из личного архива)
Ключевые умения работы с текстом:
- Анализировать структуру текста
- Вычленять главную информацию в тексте
- Оценивать достаточность представленной информации
- Работать с неявно заданной информацией
- Извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос.
- Устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию
Текст афиш также даёт широкие возможности для составления заданий, направленных на формирование читательской грамотности.
Рис.4. Афиша с официального сайта Сургутского музыкально-драматического театра (https://surgutteatr.ru/)
Примеры работы с нелинейными текстами учебника «Русский язык» из УМК Рыбченковой Л.М.
Исследовательский характер заданий и упражнений дает возможность ученику в большей степени самостоятельно проводить наблюдения над конкретным языковым материалом, решать лингвистические задачи, делать обобщения и выводы.
1. Задание: рассмотрите иллюстрации. Какой проблеме они посвящены? Обучающиеся составляют тексты.
Рис.5. Иллюстрация из учебника «Русский язык» УМК Рыбченковой Л.М.
2. Правило дано в виде таблицы, на основе сведений в ней обучающиеся «нелинейный текст» превращают в «линейный».
Рис.6. Иллюстрация из учебника «Русский язык» УМК Рыбченковой Л.М.
3. Работа со схемами. Чтение схем.
Рис.7. Иллюстрация из учебника «Русский язык» УМК Рыбченковой Л.М.
4. Нелинейными текстами являются и комиксы, так любимые детьми.
Рис.8. Иллюстрация из учебника «Русский язык» УМК Рыбченковой Л.М.
- Какой вид текста перед нами?
- Докажите, что данный текст - это комикс?
- Чему обрадовались котята?
- Как ты думаешь почему?
- Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?
Таким образом, особенности нелинейного текста позволяют:
- читать текст непоследовательного (т.е. не по порядку от начала и до конца);
- работать с разными компонентами текста отдельно;
- использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;
- применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;
- преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;
- использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;
- использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;
- обучать интерпретации текста.
Список литературы
- Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение //Известия Алтайского государственного университета. -2013. -2-2(78). - С. 13-17.
- Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.): в 2 ч. - Ч. 1 / под ред. И.В.Усачевой. - М., 2002.
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. // Отдел оценки качества общего образования ИСМО РАО. - 2010 (http://www.centeroko.ru)