Цели урока:
- повторение и углубление сведений о сложном предложении
- отрабатывать умения различать сложные предложения по типу связи
- развивать навыки правильного использования сложных предложений в речи;
- воспитывать бережное отношение к родному языку.
1. Организационный момент
Приветствие обучающихся, мобилизация их внимания.
2. Актуализация знаний о сложном предложении. Наблюдение над языковым материалом
- Запишите предложения, расставьте и объясните знаки.
- Укажите тип сказуемых
- Укажите тип предложения по количеству грамматических основ.
- Чины людьми даются а люди могут обмануться.
- Служить бы рад прислуживаться тошно.
- Не надобно иного образца когда в глазах пример отца.
- Грех не беда молва нехороша.
- Дома новы́ но предрассудки стары.
- Порадуйтесь не истребят ни годы их ни моды ни пожары.
- Кто беден тот тебе не пара.
- Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.
3.Формулировка темы урока
Приветствие обучающихся, мобилизация их внимания.
Сложносочиненное предложение
- Это сложное предложение с сочинительной связью между его частями.
- Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.
- Части ССП связаны сочинительными союзами.
Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет грустить она…
А.С.Пушкин
Сложноподчиненное предложение
- Это вид сложного предложения с подчинительной связью, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную.
- Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли.
- Части СПП связаны подчинительными союзами и союзными словами (относительными местоимениями).
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним.
А.С.Пушкин
Бессоюзные сложные предложения
Это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонационно без помощи союзов и союзных слов.
Я знаю: ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой.
А.С.ПушкинВ тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
А.С.Пушкин
4. Работа по теме урока
1) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложного предложения, постройте схему.
- Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.
- После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.
- Солнца еще не было но дождь перестал.
- Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.
- Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.
2) В одном предложении могут присутствовать разные виды связи. Составьте схему данного предложения.
- Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С.Тургенев)
3) Запишите, расставьте пропущенные знаки, составьте схемы предложений.
В болоте на все голоса урчали лягушки а у берега в озерке плескались щуки они метали икру. Домовитый ежик спешил в свою норку таща на колючках сочные спелые яблоки которые он нашел в чьём-то саду. (Н.Сладков)