Дорога к облакам: как спроектировать современный урок

Разделы: Русский язык


«Успех - самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребенок рождается для успеха!» - писал В.А.Сухомлинский. Как воспитать успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха! Кто может вырастить успешного ученика? Только учитель, который собственным примером активной деятельности вовлекает учащихся в процесс познания, воспитывает не послушного «исполнителя», а «решателя» конкретных жизненных проблем, формирует конкурентоспособную, компетентную личность.

Часто в советской школе нерадивым ученикам с упреком говорили: «Хватит витать в облаках!». Прошли годы, и слова эти получили новое звучание: сегодня именно облачные технологии позволяют учителю организовать активную познавательную деятельность детей на основе внутренней мотивации, сделать образовательный процесс личностно значимым и увлекательным, выйти за пределы классно-урочной формы, осознать, что современное образование не имеет границ, а педагогу и ученику действительно «по дороге с облаками». Мне эту «дорогу» открыл Microsoft Office 365, а универсальной образовательной платформой стал Microsoft Teams. Здесь можно найти большие возможности для организации смешенного обучения. Проведение учебных занятий в формате видеоконференции позволяет организовать урок любого типа по ФГОС и при этом угнаться за поколением Z.

Для актуализации знаний и мотивации учащихся к активной познавательной деятельности можно использовать MyQuiz - онлайн-викторины в режиме реального времени, что позволяет обучающимся в занимательной игровой форме освежить имеющиеся знания, определить уровень усвоения материала, наметить точки для учебного роста. В чате к беседе разместить ссылки на интерактивные ресурсы, которые применяются в системе: например, Mentimeter, где учащиеся могут задать вопросы, на которые они хотят получить ответы в ходе занятия. Так появляется коллективное «облако вопросов», из которых складывается сценарий урока, а целеполагание становится личностно значимым для каждого. На этапе открытия нового знания педагог может использовать любые форматы: презентации, видеоролики, таблицы и граф-схемы - для этого достаточно одним кликом открыть свой рабочий стол. В ходе урока учащиеся могут задавать вопросы в чате, давать комментарии, отвечать на вопросы учителя и таким образом организовать живой обучающий диалог. На этапе закрепления материала в пробном действии обучающиеся могут работать в командах, например, создавать совместную интеллект-карту в MindMeisterе, онлайн-презентацию в PowerPoint или Sway, творческие проекты в Canva (инфорграфику, плакаты, открытки, фотоколлажи, буклеты). Выполнение таких продуктивных заданий на базе современных интерактивных ресурсов способствует формированию не только предметных, но и универсальных учебных действий - компетенций 21-го века. Для активизации познавательного интереса можно включать интерактивные игры на классификацию и систематизацию на базе LearningApps.org, которые легко интегрируются в Microsoft Teams. На этапе контроля знаний для организации эффективной обратной связи оптимален Microsoft Forms - это очень большое подспорье для учителя! Тесты, выполненные учащимися на уроке или дома, автоматически проверяются, указывается время их выполнения, процент освоения содержания материала по отдельному ученику, по каждому заданию, по классу в целом, выстраиваются графики обученности. Причем учащийся, выполнив тест, сразу может увидеть те задания, в которых были допущены ошибки, сопоставить внутреннюю самооценку с объективными показателями, оценив уровень своих знаний по изученной теме. Таким образом, программа позволяет оптимизировать рабочее время учителя, дает возможность проследить динамику учебных результатов каждого учащегося и всего класса.

Если вы преподаете устный предмет, можно попросить учеников сделать короткий видеоролик в Flipgrid, задав в разделе «Задания» критерии к его оцениванию. Так снимется насущная проблема, связанная с тем, что дети разучились красиво и связно говорить из-за гаджетов. Этот ресурс также очень удобен при подготовке к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, так как на отработку заданий, связанных с чтением, пересказом текста публицистического или научного характера, составлением монологического высказывания на «житейскую» тему на уроках времени не хватает. Благодаря цифровым технологиям удается «выслушать» каждого учащегося и критериально оценить его высказывание, причем нет необходимости письменно анализировать его работу, можно записать голосовое сообщение и отправить обучающемуся. Это существенно экономит время педагога и дает возможность учащемуся прослушать сообщение учителя при необходимости несколько раз и разобраться в своих ошибках, минимизировав их.

Одним из главных вопросов остается подготовка к ЕГЭ в режиме смешенного и дистанционного обучения. Microsoft Teams позволяет решить и эти проблему. Педагог может в Записной книжке класса создать свой вариант электронного учебника, наполнив его тем содержанием, которое необходимо, а главное -подобрать задания разных типов и разных уровней сложности, добавив при этом необходимый интерактив. Получается абсолютно авторский образовательный контент. Ресурсная база Class Notebook позволяет представить теоретический материал в разных форматах и задействовать все каналы восприятия, учитывать индивидуальную образовательную траекторию каждого учащегося: ученик может самостоятельно работать с каждым заданием в удобное для него время с любого девайса, несколько раз возвращаясь к сложному или плохо усвоенному им материалу, выбирая оптимальный тем работы. В разделе «Практика» учащиеся могут выполнять лингвистические практикумы и тесты интерактивного характера. На учебном занятии в режиме реального времени учитель контролирует и корректирует выполнение данных заданий в индивидуальных записных книжках учащихся (видит их на экране компьютера), оперативно оценивая работу, что позволяет не только своевременно мониторить образовательные результаты, но и выстраивать коррекционную работу. А самое главное - нет вопроса учебной мотивации учащихся, она 100%, и постепенно из внешней, становится внутренней. Учитель может предложить в разделе «Практика» как свои авторские разработки, так и предоставить ссылки на учительские сайты, вебинары и специализированные интернет-ресурсы (напр., «Решу ЕГЭ», «Незнайка»), которые автоматические обработают результат и зафиксируют вторничный балл ЕГЭ. Особый интерес представляет командная работа в Пространстве совместного доступа. Разделившись на группы, одиннадцатиклассники пишут эссе, где каждый участник создает отдельный фрагмент сочинения. В группу объединяются обучающиеся с разным уровнем обученности. Они, совместно прочитав текст, определяют его проблему и авторскую позицию. Далее в ходе обсуждения определяют роль каждого в командной работе: кто будет писать какой фрагмент сочинения. В течение урока группа конструирует свое сочинение с использованием речевых шаблонов, с которых целесообразно начинать каждую часть сочинения, чтобы получилось композиционно и логически связанный текст. У учащихся нет возможности написать фрагмент за более «слабого» товарища, чтобы команда получила высокую оценку. Учитель видит, как каждый обучающийся заполняет свою колонку таблицы. В течение учебного года состав групп постоянно меняется, каждый учащийся многократно работает с разными фрагментами сочинений, постепенно осознавая, что данное эссе - своеобразный логический конструктор, который можно научиться грамотно складывать, при этом не имеет значения, «гуманитарий» ты или «технарь». В ходе совместной деятельности получается сводная таблица с несколькими вариантами сочинения на одну и ту же тему. Учитель, используя вкладку «Антиплагиат», может проверить авторство и оригинальность всех написанных сочинений. Далее идет коррекция сочинений командами-партнерами (выявление разных видов ошибок), текст маркируется, каждая группа устно дает экспертное заключение - оценку работы соседней группы. Такая работа учит генерировать идеи, аргументировать собственную позицию, учитывать мнение других участников, корректно высказывать замечания и адекватно воспринимать критику в свой адрес. У каждого учащегося формируется уверенность в себе при выполнении этого задания, снимается речевой барьер, в классе не остается «непишуших» учеников.

Таким образом, в свете требований ФГОС Microsoft Office 365 позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся, основанную на системно-деятельностном подходе, педагогу оптимизировать свою работу, сделать образовательный процесс личностно значимым, а главное - увлекательным как для старшеклассника, так и для учителя.

Список литературы

  1. Ильченко А.А. Реформатика. Школа нового измерения. М.: ФИРО, 2017.
  2. Ильченко А.А. Реформатика. Практики применения ИКТ в современной школе. М.: ФИРО, 2018.
  3. Уваров А.Ю., Фрумин И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.