Пояснительная записка
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем - 34 часа.
Цели и задачи изучения курса
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
- подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
- формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
- применять приёмы сжатия текста;
- понимать и интерпретировать текст;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Программа
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте
Что такое текст? Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.
Подготовка к сочинению уровня С
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Тематическое планирование
Раздел программы |
Тема |
Кол-во часов |
1. Введение |
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. |
1 |
2. Повторение основных сведений о тексте |
1. Что такое текст? Связь предложений в тексте. |
1 |
2. Стили текста: публицистический стиль. |
1
|
|
3. Стили текста: художественный стиль. |
1
|
|
4. Типы текста. |
1
|
|
5. Зачетная работа №1 |
1
|
|
3. Подготовка к сочинению уровня С | 1. Тема, идея текста. |
1
|
2. Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. |
3
|
|
3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). |
2
|
|
4. Выявление и формулировка авторской позиции. |
2
|
|
5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации. |
3
|
|
6. Отработка навыков аргументации. |
4
|
|
7. Зачетная работа №2. |
1
|
|
8. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. |
2 |
|
9. Практикум по написанию сочинения. |
3
|
|
10. Анализ сочинений. |
2
|
|
11. Зачетная работа №3. |
1
|
|
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ |
1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. |
4
|
Всего 34 часа |
Список рекомендуемой литературы
- ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П.Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н.Гостева, В.В.Львов, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова. - М.: Эксмо, 2008.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И.Капинос, И.П.Цыбулько. - М.: Интеллект-Центр, 2009.
- Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
- Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция №8 www.1sept.ru
- Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. - ФИПИ, 2007.
- Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.