Элективный курс по русскому языку: «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


Пояснительная записка

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем - 34 часа.

Цели и задачи изучения курса

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
  • подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).

Ученики должны

иметь представление

  • о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь

  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
  • применять приёмы сжатия текста;
  • понимать и интерпретировать текст;
  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Программа

Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Повторение основных сведений о тексте

Что такое текст? Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.

Подготовка к сочинению уровня С

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

Тематическое планирование

Раздел программы

Тема

Кол-во часов

1. Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

1

2. Повторение основных сведений о тексте

1. Что такое текст? Связь предложений в тексте.

1

2. Стили текста: публицистический стиль.

1
3. Стили текста: художественный стиль.
1
4. Типы текста.
1
5. Зачетная работа №1
1
3. Подготовка к сочинению уровня С 1. Тема, идея текста.
1
2. Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста.
3
3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
2
4. Выявление и формулировка авторской позиции.
2
5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации.
3
6. Отработка навыков аргументации.
4
7. Зачетная работа №2.
1

8. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

2

9. Практикум по написанию сочинения.
3
10. Анализ сочинений.
2
11. Зачетная работа №3.
1

4. Комплексная подготовка к ЕГЭ

1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

4

Всего 34 часа

Список рекомендуемой литературы

  1. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П.Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н.Гостева, В.В.Львов, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова. - М.: Эксмо, 2008.
  2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И.Капинос, И.П.Цыбулько. - М.: Интеллект-Центр, 2009.
  3. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
  4. Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция №8 www.1sept.ru
  5. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. - ФИПИ, 2007.
  6. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.